Любовь Сурова
Семинар — практикум для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ»
Приоритетным направлением в своей работе считаю повышение профессиональной компетенции педагогических работников в современных условиях модернизации содержания образования.
Публикация «Семинар — практикум для педагогов „Повышение профессиональной компетентности педагогов в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Современное дошкольное образование является одной из самых развивающихся ступеней образовательной системы Российской Федерации. Новые нормативные требования к определению структуры, условий реализации общеобразовательной программы дошкольного образования оказывают непосредственное влияние на работу с педагогическими кадрами, призванными реализовывать воспитательно - образовательный процесс в изменяющихся условиях.
В настоящее время в системе дошкольного образования в основном работают люди, получившие образование в советской школе, где приоритетным было формирование знаний, умений и навыков. Без фундаментальных знаний обойтись нельзя. Модернизацию педагогических технологий может реализовывать педагог, обладающий инновационным стилем мышления. Поэтому, наряду с обновлением структуры образовательного стандарта, организации работ по содержательному наполнению требований к образовательным программам, условиям их предоставления и результатам освоения для обеспечения перехода на новый стандарт необходимо изменение системы повышения квалификации и переподготовки педагогов, в основе которой лежит развитие творческого педагогического мышления.
Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Педагогам, работающим в условиях модернизации системы образования, предстоит творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы трудового, нравственного, эстетического и физического воспитания. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала педагога.
Основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение гарантий доступного и качественного дошкольного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для последующего успешного обучения ребенка в школе.
Качество дошкольного образования напрямую зависит от качества квалификации воспитателей, их компетентности. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации. Поэтому сегодня требования к педагогическим работникам не ограничиваются стажем работы и дипломом об образовании. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, готовность осуществлять собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. Поэтому подготовка специалистов в области дошкольного образования приобретает особую значимость. Сегодня востребован не просто воспитатель, а педагог – исследователь, педагог – психолог, педагог – технолог.
Я считаю, что систематическая работа, организованная с педагогами ДОУ в условиях образовательного учреждения по повышению профессиональной компетентности поможет вывести их на более высокий уровень. Я убеждена, что особенностью методической деятельности на современном этапе является удовлетворение актуальных профессиональных потребностей педагога и обеспечение условий для включения педагога в творческий поиск.
Раскроем понятие «профессионализм» - это особое свойство людей, систематически, эффективно и надежно выполнять сложную деятельность в самых разнообразных условиях.
А. В. Хуторской пишет: «Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к
ней и предмету деятельности». Следовательно, обладать компетентностью значит иметь определенные знания, определенную характеристику, быть осведомленным в чем-либо; обладать компетенцией – значит обладать определенными возможностями в какой-либо сфере.
В. Г. Суходольский отмечает, что профессиональная компетентность педагога это – «способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическим знаниями, профессиональными умениями и навыками».
Таким образом, анализ различных точек зрения, позволяет определить профессиональную компетентность педагога как – многофакторное явление, включающее в себя систему теоретических знаний педагога и способов их применения в конкретных педагогических ситуациях, ценностные ориентации педагога, а так же интегрированные показатели его культуры.
Модель методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ.
Структура состоит из следующих блоков:
1. Создание материально- технической базы.
2. Диагностика профессиональной компетентности педагогов.
3. Разработка плана прохождения курсов по повышению квалификации.
4. Разработка плана самообразования педагогов.
5. Организация мероприятий, направленных на теоретическую подготовку воспитателей.
6. Оказание методической помощи педагогам на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категории).
7. Организация мероприятий, направленных на изучение и реализацию ФГОС ДО.
8. Внедрение мероприятий, направленных на повышение ценностного отношения к профессии.
9. Овладение информационно - коммуникативными технологиями.
10. Использование активных методов в разных формах методической работы.
11. Внедрение мероприятий, направленных на освоение педагогами инновационными педагогическими технологиями.
12. Организация постоянного самообразования воспитателей и специалистов.
13. Включение педагогов в творческий поиск.
14. Мониторинг.
Данная модель реализуется с помощью комплексного подхода и опирается на следующие принципы:
1. Принцип актуальности, единства теории и практики - практической реализации законодательных актов, положений современного дошкольного образования, учета современного заказа общества, ориентацию на социальную значимость личности педагога.
2. Принцип научности, нацеливающий на соответствие всей системы повышения профессиональной компетенции педагогов современным научным достижениям.
3. Принцип системности и комплексности.
4. Принцип направленности, последовательности, преемственности, непрерывности, коллективности предусматривает превращение методической работы в часть системы непрерывного образования, полный охват педагогов различными формами методической работы.
5. Принцип создания благоприятных условий работы - моральных, психологических, наличие свободы творческой реализации в деятельности педагога.
6. Принцип постоянного самообразования педагогов.
7. Принцип креативности.
При организации методической поддержки педагогов нужно использовать в работе разнообразные методы, формы и приемы работы.
Методы работы:
• Продуктивный;
• Когнитивный: методов эвристических вопросов, метод сравнения, метод эвристических наблюдений, метод конструирования правил, метод гипотез;
• Креативный (интерактивный метод);
• Оргдеятельностный метод самоопределения.
Формы работы:
• Групповая
• Подгрупповая
• Индивидуальная
Распределение форм и методов
Формы работы Методы и приемы
Групповая (для всего педагогического коллектива) -презентации по проблеме и ее дальнейшее совместное обсуждение;
-метод обучения активному мышлению;
-мозговой штурм;
-педагогический совет :
-традиционный;
-нетрадиционный;
-с включением интерактивных форм;
-семинары;
Консультации;
Коллективный просмотр педагогической деятельности;
-дискуссии;
-деловая игра;
-портфолио;
-тренинг;
-смотры-конкурсы.
Подгрупповая -методические секции;
-творческие группы
Индивидуальные -беседы;
-наблюдения;
-консультации;
-наблюдение воспитательно-образовательного процесса;
-тесты и тестовые задания
Приложение
Анкета для педагогов ДОУ «Профессиональный портрет»
Уважаемые коллеги! Предлагаем вам ответить на несколько вопросов анкеты, целью которой является получение актуальной информации для повышения качества методической поддержки педагогов нашего ДОУ.
Выберите наиболее подходящие для Вас варианты ответов на предложенные вопросы и отметьте их галочкой либо предложите свой вариант.
Фамилия имя отчество
___
1. Стаж моей профессиональной деятельности :
А) до 5 лет;
Б) от 5 до 10 лет;
В) от 10 до 20 лет;
Г) свыше 20 лет.
2. Я считаю, что мне:
А) требуется методическая помощь в организации педагогического процесса;
Б) методическая помощь требуется лишь частично;
В) не требуется методической помощи в организации педагогического процесса.
3. Повышение квалификации для меня – это…
А) предмет постоянной заботы: я стараюсь всегда быть в курсе новинок и передового опыта в образовании; при возникновении затруднений обращаюсь как к практическому опыту решения данной проблемы, так и к ее научным обоснованиям;
Б) вопрос эпизодический: при возникновении затруднений стараюсь найти подходящее решение в передовом опыте педагогов – практиков;
В) считаю имеющийся у меня опыт и квалификацию достаточными для успешного решения поставленных педагогических задач.
4. В своей работе с детьми я:
А) использую традиционные форы и методы работы;
Б) совмещаю новые и традиционные формы и методы работы;
В) стараюсь внедрять современные подходы к организации педагогического процесса.
Если на вопрос №4 вы ответили «А» или «Б», пожалуйста, ответьте на вопрос №5. Если на вопрос №4 вы дали ответ «В», пропустите вопрос №5.
5. Я не использую / мало использую в своей работе современные подходы (методы, приемы, технологии, потому что:
А) традиционные формы и методы работы наиболее отвечают моим предпочтениям;
Б) хотелось бы использовать современные технологии и методы в своей работе, однако я не имею о них достаточных представлений;
В) (свой вариант) ___
___
6. В основном для решения задач в своей педагогической практике я…
А) чаще всего использую традиционные, наработанные методы и приемы, предпочитаю пользоваться созданными ранее мной или моими коллегами, либо опубликованными готовыми конспектами тех или иных мероприятий;
Б) могу создать свое оригинальное решение задачи, когда в этом возникает необходимость;
В) всегда стараюсь творчески преобразовать имеющийся материал либо создаю свой.
7. При необходимости получить методическую, практическую помощь в своей работе я, скорее всего, обращусь:
А) к заведующему, старшему воспитателю ДОУ;
Б) к коллегам по детскому саду, другим специалистам детского сада;
В) предпочитаю решать проблемы в кругу педагогов своей группы.
8. На методических мероприятиях в ДОУ я…
А) активный участник: всегда стремлюсь участвовать в подготовке методических мероприятий, выступлениях перед коллегами, активных обсуждениях;
Б) оппонент: личным выступлениям предпочитаю участие в обсуждении выступлений своих коллег, при необходимости могу включиться в активные действия;
В) наблюдатель: предпочитаю оставаться в стороне, часто теряюсь при необходимости вступить в диалог.
9. В основном я посещаю методические мероприятия:
А) с удовольствием, с ожиданием открытия для себя нового и интересного;
Б) с чувством вынужденности моего присутствия;
В) затрудняюсь ответить.
10. В данный момент я:
А) хорошо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ;
Б) слабо разбираюсь в современных подходах к организации педагогического процесса в ДОУ.
11. Я могла бы поделиться опытом работы по следующим направлениям педагогической деятельности.