Анна Ткачева
Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы
Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Что хотелось бы видеть у ваших воспитанников без исключения? В процессе своей деятельности учитываются ли индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка?
Цель тренинга :
Публикация «Тренинг для воспитателей „Повышение психологической компетентности педагогов“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
Повышать уровень психологической компетентности педагогов и их общей психологической культуры. Дать возможность «проживания» педагогом роли ребенка, осознание собственных стратегий общения с детьми.
Материал: маркер, белая доска, лист ватмана, цветки по количеству участников, листы-опросники «Профессиональные умения в общении с детьми».
Задачи:
1. Обучение педагогов навыкам самоанализа.
2. Развивать навыки эмоционального, вербального, визуального общения с детьми.
3. Формирование стремления к личностно-ориентированной модели взаимодействия педагога с ребенком.
Ход тренинга:
Приветствие
1. Игра «Слово настроения»
Цель: создание позитивного настроения.
Участники тренинга становятся в круг. Каждый педагог называет слово, которое улучшает ему настроение ( например: «солнышко», «дети», «тепло»).
2. Упражнение «Самооценка педагога»
Раздать цветы, каждый участник тренинга выставляет цветок на ступеньки самооценки.
Основная часть
Вступительное слово психолога о психологической компетентности педагога ДОУ. Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профес-сиональной деятельности, становятся значимым фактором определяющим содержание, характер и особенности влияния его на личность ребенка. Слова и поступки педагога определяют особенности и дальнейшее взаимодействие с детьми, влияют на рост самосознания дошкольников, на формирование отношений среди сверстников.
У каждого педагога есть своя воспитательная стратегия, модель взаимодей-ствия с детьми: «невмешательство» в жизнь ребенка, учебно-дисциплинарная или личностно-ориентированная. Данные модели впервые были обозначены А. В. Петровским.
Личностно-ориентированная модель взаимодействия – наиболее эффективна для полноценного общения детей и педагога. В этом случае и взрослый и ребенок в равной мере являются субъектами взаимодействия. Противоречия решаются путем сотрудничества. Ребенок чувствует себя эмоционально защищенным, так как педагог относится к нему как к равному.
Для учебно-дисциплинарной модели взаимодействия взрослого с ребенком, характерны взаимоотношения тоталитарные. При этом личность педагога является наиболее значимой. Ребенку отводится пассивная роль, находится в подчиненном положении (обязан, должен).
В модели «невмешательства» пассивная роль отводится взрослому. Его задача приспосабливаться к желаниям ребенка, создавать условия для его спонтанного развития. Такой тип больше характерен для семейного воспитания.
Для того чтобы совершенствовать свои навыки общения с детьми, необходимо хорошо знать свои профессиональные умения в данном направлении. Предлагается пройти самодиагностику «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ В ОБЩЕНИИ С ДЕТЬМИ». Раздаются листы на каждого участника. Отвечать на вопросы и подсчитывать баллы необходимо самостоятельно после тренинга. (Психолог делает установку на хороший результат).
3. Упражнение «Хорошо быть воспитателем?»
Каждый участник называет пример положительной или отрицательной стороны в работе воспитателя. (Начинать с отрицательных).
4. Психотехническое упражнение «Уровень»
Цель: осознание необходимости контакта глаз при общении с ребенком, установка на равноправное общение.
Инструкция: в дошкольном детстве велика роль общения между взрослым и ребенком. Сейчас мы попробуем вспомнить обязательные условия и правила в общении с ребенком, которые позволяют более эффективно доносить информацию. Необходимо разделиться на пары, встав напротив друг друга лицом к лицу. Один из пары встает на колени, не поднимая головы, пытается понять эмоцию на лице человека напротив. Стоящий партнер без слов и жестов изображает эмоцию. Затем партнеры меняются местами.
Обсуждение: педагоги говорят о впечатлениях, что видели, смогли ли угадать эмоцию. Делается совместный вывод о необходимости эмоционально-визуального контакта при общении с ребенком.
5. Задание: «Статус детей».
В среднем и старшем дошкольном возрасте ребенок уже может дифференци-ровать свои личностные отношения. Ребенок одним детям дает игрушку, принесенную из дома, а другим – нет, с одними общается, а других не замечает. В этом возрасте достаточно высокая степень ориентированности детей на личностные качества сверстников. Важным мотивом общения старших дошкольников выступает потребность в признании и уважении сверстников. Одни дети становятся все более желанными в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Эмоциональное самочувствие детей и отношение к детскому саду в большей степени зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.
Социальная структура группы в старших группах (по результатам исследования межличностных взаимоотношений детей) состоит из «детей-звезд», детей которых предпочитают - это дети с высоким статусом, и детей с низким статусом – «отвергнутых».
Задача воспитателя способствовать тому, чтобы детей с низким статусом становилось все меньше.
1 группа (5 воспитателей) – описать качества ребенка «звёзды».
2 группа (5 педагогов) – описать ребенка с высоким статусом (принятые дети, или дети, которых выбирают).
3 группа (5 воспитателей) – описать ребенка с низким статусом (отвергнутые и изолированные дети).
Слова, характеризующие отдельные качества личности: гордость, грубость, жизнерадостность, вежливость, аккуратность, медлительность, заботливость, застенчивость, злопамятность, мечтательность, нежность, настойчивость, открытость, раздражительность, доверчивость, нерешительность, льстивость, обидчивость, сдержанность, подвижность, стыдливость, терпимость, робость, уступчивость, щедрость, трусость, энергичность, трудолюбие, креативность, рассудительность, остроумие, дружелюбие, смелость, прямолинейность.
Завершение работы тренинга :
Рефлексия того, что произошло на тренинге.
- Произошли ли у Вас какие-то изменения?
- Что дала Вам работа в тренинге?
- Можно ли использовать предлагаемый метод или отельные упражнения в вашей профессиональной деятельности?