Алина Луконина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
СЛАЙД 1. «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
СЛАЙД 2. Актуальность
Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах
- Коррекционная работа. Для педагогов коррекционных групп
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.
СЛАЙД 3. Мнемотехника — это совокупность методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.
СЛАЙД 4. Название мнемотехник.
Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:
• Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;
• Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;
• Глухов В. П. – блоками-квадратами;
• Большева Т. В. – коллажем;
• Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.
Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:
• модели (условно-схематичные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);
• картинографию;
• коллажи;
• планы-схемы; мнемотаблицы.
Но процесс работы примерно одинаковый.
СЛАЙД 5. Задачи мнемотехники:
1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.
2. Расширение представлений об окружающем мире.
3. Развитие связной устной речи.
4. Развитие слуховой и зрительной памяти.
5. Развитие внимания.
6. Развитие фантазии и воображения.
СЛАЙД 6. Принцип работы
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.
Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.
В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:
• геометрические фигуры;
• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);
• планы и условные обозначения;
СЛАЙД 7. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.
Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.
(примеры мнемоквадратов: пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)
СЛАЙД 8. МНЕМОДОРОЖКИ Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. (сначала это готовые мнемодорожки с картинками затем переходим к символическим изображениям предметов)
СЛАЙД 9. МНЕМОТАБЛИЦЫ И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, цепочку действий.
СЛАЙД 10. Использование приёмов мнемотехники на различных занятиях и в режимных моментах
Визуализация учебно-воспитательного процесса это один из ведущих приёмов работы с обучающимися с ОВЗ, поэтому приёмы мнемотехники можно использовать:
-для визуального расписания (включение в утренний и вечерний круг)
-для алгоритмизации действий в режимных моментах (одевание, умывание и. т. п.)
- на продуктивной деятельности.
Например, карточки-планы (этапы работы (например лепки или рисования, этапы занятия и. т. п.)
Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи
Мнемотаблицы можно использовать для:
-составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомыхи. т. д.
-при обучении составлению рассказов или пересказов
-при отгадывании и загадывании загадок,
-при заучивании стихов.
СЛАЙД 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ
СЛАЙД 12. Использование мнемотехники в логопедической работе
Мнемотехники мной используются на индивидуальных занятиях:
• При выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастике.
• При автоматизации и дифференциации звуков.
• При работе над развитием грамматического строя речи и обогащении словарного запаса.
• При составлении и отгадывании загадок.
СЛАЙД 13,14. Мнемотехника с артикуляционной гимнастикой (дети зашифровывают упражнения в мнемотаблицы)
СЛАЙД 15. Мнемоквадраты для выполнения упражнений: «один-много», «посчитай», «скажи-наоборот» и др.
СЛАЙД 16. Мнемодорожка
СЛАЙД 17. Мнемотаблица с загадкой
СЛАЙД 18,19. Составление рассказа описательного характера - это наиболее трудный вид в монологической речи. Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, воспитатель сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети
СЛАЙД 20. Обучение пересказу с помощью приемов мнемотехники
Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы:
1. Чтение взрослым текста;
2. Рассматривание мнемотаблицы;
3. Ответы на вопросы по содержанию;
4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;
5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.
СЛАЙД 21. Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:
Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:
-На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).
Таким образом, все стихотворение зарисовывается.
-После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.
Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.
СЛАЙД 22. ЗАДАНИЕ для педагогов: зарисовать мнемотаблицу стихотворения и рассказать с опорой на нее.
СЛАЙД 23. Использование мнемотехники для развития воображения и фантазии.
Что еще важно для развития речи ребенка? (ждем ответы)
Для развития воображения так же используют мнемотехнику, например дети могут сами создавать мнемотаблицы, а потом рассказывать по мним, зашифровывать уже готовые тексты (загадки, стихотворения, скороговорки и т. д)
Предлагаем и вам немного пофантазировать)
Задание: продолжить мнемотаблицу «дополни рассказ».
Вывод.
В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.
Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.
СЛАЙД 24. РЕФЛЕКСИЯ: пение песни «От улыбки» по мнемотаблице.
СЛАЙД 25.Спасибо за внимание.