Лучший педагог года

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

Алина Луконина
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар-практикум для педагогов ДОУ

«Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

СЛАЙД 1. «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»

СЛАЙД 2. Актуальность

Публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ „Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается снижение познавательной активности, психических процессов, нарушение речи, изменяется поведение ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, память, внимание, усидчивость, работоспособность. У детей с ОВЗ существуют следующие проблемы: нарушение звукопроизношения, бедный словарный запас, неспособность грамматически правильно построить предложение, бедная диалогическая речь. При развитии речи детей с ОВЗ, вполне обоснованно использование творческих методик, технологий. Одной из таких методик является мнемотехника.

СЛАЙД 3. Мнемотехника — это совокупность методов и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит команду «запомнить». Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. (Простейший пример: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» - запоминание цветов радуги.

СЛАЙД 4. Название мнемотехник.

Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному:

• Воробьева В. К. называет эту методику сенсорно-графическими схемами;

• Ткаченко Т. А. – предметно-схематическими моделями;

• Глухов В. П. – блоками-квадратами;

• Большева Т. В. – коллажем;

• Ефименкова Л. Н – схемой составления рассказа.

Метод мнемотехники включает в себя разные приёмы:

• модели (условно-схематичные, временно-пространственные, схематичные, силуэтные изображения, символические);

• картинографию;

• коллажи;

• планы-схемы; мнемотаблицы.

Но процесс работы примерно одинаковый.

СЛАЙД 5. Задачи мнемотехники:

1. Обогащение активного и пассивного словарного запаса.

2. Расширение представлений об окружающем мире.

3. Развитие связной устной речи.

4. Развитие слуховой и зрительной памяти.

5. Развитие внимания.

6. Развитие фантазии и воображения.

СЛАЙД 6. Принцип работы

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Для стимулирования фантазии и творческих речевых действий необходимо на начальном этапе работы сформировать у детей знаково-символические функции.

В качестве условных заместителей могут выступать символы разнообразного характера:

• геометрические фигуры;

• символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

• планы и условные обозначения;

СЛАЙД 7. В младшем и среднем дошкольном возрасте целесообразно знакомить детей с мнемоквадратами и мнемодорожками, а со старшими дошкольниками использовать мнемотаблицы.

Для начала дети знакомятся с мнемоквадратами – понятными изображениями, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

Совместное с педагогом создание мнемоквадратов, другим словом – кодирование информации, формирует ассоциативное мышление.

(примеры мнемоквадратов: пиктограмма правил поведения в группе и пешеходный переход)

СЛАЙД 8. МНЕМОДОРОЖКИ Затем занятия усложняются, демонстрируя мнемодорожки – это уже квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ в 2-3 предложения. (сначала это готовые мнемодорожки с картинками затем переходим к символическим изображениям предметов)

СЛАЙД 9. МНЕМОТАБЛИЦЫ И, наконец, самая сложная структура – это мнемотаблицы. Они представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение, цепочку действий.

СЛАЙД 10. Использование приёмов мнемотехники на различных занятиях и в режимных моментах

Визуализация учебно-воспитательного процесса это один из ведущих приёмов работы с обучающимися с ОВЗ, поэтому приёмы мнемотехники можно использовать:

-для визуального расписания (включение в утренний и вечерний круг)

-для алгоритмизации действий в режимных моментах (одевание, умывание и. т. п.)

- на продуктивной деятельности.

Например, карточки-планы (этапы работы (например лепки или рисования, этапы занятия и. т. п.)

Использование мнемотехники на занятиях по развитию связной речи

Мнемотаблицы можно использовать для:

-составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомыхи. т. д.

-при обучении составлению рассказов или пересказов

-при отгадывании и загадывании загадок,

-при заучивании стихов.

СЛАЙД 11. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ

СЛАЙД 12. Использование мнемотехники в логопедической работе

Мнемотехники мной используются на индивидуальных занятиях:

• При выполнении артикуляционной и дыхательной гимнастике.

• При автоматизации и дифференциации звуков.

• При работе над развитием грамматического строя речи и обогащении словарного запаса.

• При составлении и отгадывании загадок.

СЛАЙД 13,14. Мнемотехника с артикуляционной гимнастикой (дети зашифровывают упражнения в мнемотаблицы)

СЛАЙД 15. Мнемоквадраты для выполнения упражнений: «один-много», «посчитай», «скажи-наоборот» и др.

СЛАЙД 16. Мнемодорожка

СЛАЙД 17. Мнемотаблица с загадкой

СЛАЙД 18,19. Составление рассказа описательного характера - это наиболее трудный вид в монологической речи. Сначала мы рассматриваем мнемодорожки. Потом составляем предложение по мнемодорожкам, затем полностью рассматриваем мнемотаблицу, воспитатель сам составляет рассказ, и потом уже рассказы составляют дети

СЛАЙД 20. Обучение пересказу с помощью приемов мнемотехники

Алгоритм занятия с применением приема мнемотаблицы:

1. Чтение взрослым текста;

2. Рассматривание мнемотаблицы;

3. Ответы на вопросы по содержанию;

4. Повторное чтение рассказа с установкой на пересказ;

5. Пересказ текста ребёнком своими словами по мнемотаблице.

СЛАЙД 21. Мнемоквадраты для заучивания стихотворения:

Роль мнемоквадратов в заучивании стихов заключается в следующем:

-На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение может быть схематичным).

Таким образом, все стихотворение зарисовывается.

-После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение воспроизводит стихотворение целиком.

Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

СЛАЙД 22. ЗАДАНИЕ для педагогов: зарисовать мнемотаблицу стихотворения и рассказать с опорой на нее.

СЛАЙД 23. Использование мнемотехники для развития воображения и фантазии.

Что еще важно для развития речи ребенка? (ждем ответы)

Для развития воображения так же используют мнемотехнику, например дети могут сами создавать мнемотаблицы, а потом рассказывать по мним, зашифровывать уже готовые тексты (загадки, стихотворения, скороговорки и т. д)

Предлагаем и вам немного пофантазировать)

Задание: продолжить мнемотаблицу «дополни рассказ».

Вывод.

В результате использования приемов мнемотехники в работе с детьми с ОВЗ наблюдаются следующие результаты: дети активнее работают на занятиях, охотнее пытаются повторить за педагогом текст, некоторые самостоятельно составляют и проговаривают предложения, короткие рассказы. Особенно детям нравится подбирать или зарисовывать символы, заменяя ими слова. У детей повысилась концентрация внимания, усидчивость.

Необходимо подчеркнуть, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего, как начальная, “пусковая”, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

СЛАЙД 24. РЕФЛЕКСИЯ: пение песни «От улыбки» по мнемотаблице.

СЛАЙД 25.Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы»Опыт работы «Использование мнемотехники в работе с детьми старшей группы» Общеизвестно, что у детей в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер.

Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группыИспользование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы Использование мнемотехники в работе с детьми комбинированной группы. Начиная работу в комбинированной группе (с детьми с ОВЗ, я поставила.

Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНРИспользование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми с ОНР Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников. По показателям физического.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ»Областной семинар-практикум по теме «Проектная деятельность в рамках музейной педагогики в работе с детьми, имеющими ОВЗ» Я слышу — и забываю. Я вижу — и вспоминаю. Я делаю – и постигаю. Конфуций Это выражение, которое приписывают Конфуцию, может подойти эпиграфом.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Искусство говорить с детьми» Семинар-практикум «Искусство говорить с детьми» Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя.

Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми»Семинар-практикум для родителей «Использование мнемотаблиц в работе с детьми» Здравствуйте, дорогие мои МААМОВЦЫ!Вот и конец учебного года! Для многих педагогов настало время подводить итоги. Вот и у нас в детском.

Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста»Семинар-практикум для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: - познакомить воспитателей с нетрадиционными техниками рисования; - совершенствовать педагогическое мастерство; - способствовать.

Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ»Семинар-практикум «Использование ТРИЗ-технологии в ДОУ» Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 9 января 2023 в 20:43
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Использование мнемотехники в коррекционной работе с детьми с ОВЗ»» (включая файлы) размещена пользователем Алина Луконина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД