Ольга Крикун
Семинар-практикум для инструкторов ФК «Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов.
Задачи:
1) Ознакомление участников мастер-класса с приёмами и упражнениями данного вида гимнастики.
2) Формирование понятия актуальности данных упражнений у детей с проблемами в развитии, их значение для гармоничного развития личности.
Ожидаемые результаты:
1) Практическое освоение педагогами методов и игровых приёмов, предлагаемых педагогом на мастер-классе.
Публикация «Семинар-практикум для инструкторов ФК „Использование элементов нейрофитнеса в образовательной деятельности с дошкольниками“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нейропсихологические игры и занятия
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
2) Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в области физического воспитания.
3) Рост мотивации участников мастер-класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
Теоретическая часть.
Взаимосвязь умственного и физического развития очевидна и доказана учеными. Научные труды JI.C. Выготского, М. М. Кольцовой и других отечественных и зарубежных авторов свидетельствуют о первостепенной роли движения в становлении психических функций ребенка. Исследования Г. А. Каданцевой, И. К. Спириной, В. А. Баландина устанавливают наличие тесной связи между показателями физической подготовленности и уровнем развития познавательных процессов у дошкольников. В работах Н. И. Дворкиной выявлено наличие достоверных связей между отдельными показателями психических и физических качеств.
В головном мозге людей всех возрастов под влиянием определенных условий могут возникать новые межнейронные связи, появляться нейроны и кровеносные сосуды. Одно из таких условий физическая активность. Общеизвестен факт, что физическое развитие ребенка опережает познавательное и активно стимулирует его. Дошкольники познают окружающий мир, взаимодействуя с ним.
Существует множество программ физического развития дошкольников, но инструкторы по физкультуре продолжают поиск новых современных форм, методов и приемов совершенствования своей работы. Один из таких приемов — включение в традиционные занятия элементов нейрогимнастики или нейрофитнеса.
Нейрфитнес, или гимнастика для мозга, — система упражнений для развития нейропластичности, т. е. способности нейронов и нейронных сетей в мозге изменять связи и поведение в ответ на новую информацию, сенсорное стимулирование и другой опыт. Она активно задействует все органы восприятия, причем необычным образом и в разных комбинациях. Ее цель — развитие способности мозга уста-навливать взаимосвязь между информацией, поступающей от различных анализаторов, что позволяет создавать новые нейронные связи. Упражнения нейрофитнеса помогают осуществлению этих процессов на естественном уровне, не перегружая ребенка.
Главный принцип нейрогимнастики — постоянно изменять простые шаблонные действия, т. е. давать мозгу возможность решать привычные задачи непривычным образом.
Цели кинезиологических занятий:
• синхронизация развития полушарий;
• развитие мелкой моторики;
• развитие координации, ловкости;
• развитие памяти, внимания;
• развитие речи и мышления.
Основные правила выполнения упражнений нейрогимнастики :
— должны быть задействованы не менее двух органов чувств;
— нужно концентрировать внимание на тех объектах или параметрах среды, которые ранее оставались незамеченными;
— следует менять привычные маршруты выполнения движения;
— необходимо выполнять упражнения регулярно.
Занятие должны проводиться систематически, в спокойной доброжелательной обстановке.
Немаловажное достоинство нейрофитнеса — отсутствие противопоказаний.
Нейрогимнастика состоит из простых и доставляющих удовольствие упражнений и игр. С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта. Приступать к занятиям следует, постепенно включая по одному (или по два) простых задания, например, менять ведущую руку при выполнении упражнения.
Например в вводной части занятия можно использовать ходьбу с заданиями для рук на каждый шаг, разную постановку стоп при ходьбе – правая нога на носок, левая - на пятке и т. д.
В общеукрепляющих упражнениях можно использовать разноименное поднимание ног и рук, а также задания для рук при выполнении привычных упражнений – при выполнении приседаний менять положение рук в определенном порядке на каждое приседание.
В заключительной части занятия можно использовать нейроигры «Цветные квадраты», «кулак – ладонь»,
В совместной деятельности можно играть в разнообразные виды «классиков» и игровых упражнений. См. Приложение.
Каждое из упражнений нейрогимнастики способствует возбуждению определённого участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения.
В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнение для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизиологических функций.
Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.
Важно точное выполнение каждого упражнения, поэтому необходимо индивидуально обучить каждого ученика. Упражнения постепенно усложняются и увеличивается объём выполняемых заданий.
Регулярное включение упражнений нейрофитнеса в занятия по физкультуре, в различные формы работы, в перерывах между занятиями, в комплексы утренней оздоровительной гимнастики способствуют улучшению памяти, концентрации внимания и усвоению новых знаний.
Практическая часть.
Сейчас я предлагаю вам поиграть вместе со мной.
1. «Передай мяч».
2. «Нейроклассики».
3. «Цветные квадраты».
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сейчас я хотела бы получить от вас обратную связь с помощью нейрокода : если вам была интересна тема нейрофитнесса и вы хотите начать использовать его в своей работе чаще, прошу вас встать на красный коврик. Если вы не считаете данную тему полезной – встаньте на фиолетовый коврик. Если вы не определились со своим отношением к данной теме – встаньте на зеленый коврик. Если вы используете в своей работе элементы нейрофитнесса – займите желтый коврик.
Спасибо за сотрудническтво и внимание!