Аверьянова Наталья Викторовна
Сторителлинг как средство формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум "
СТОРИТЕЛЛИНГ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Ни для кого не секрет, что одна из основных задач педагога – выбрать оптимальные методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые направлены на развития личности дошкольника. Принципиально важно, чтобы педагогическая технология определяла позицию ребенка по отношению к взрослому: «Мы вместе!».
Публикация «Сторителлинг как средство формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий у дошкольников» размещена в разделах
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
К предпосылкам коммуникативных универсальных учебных действий относится формирование связной речи дошкольников.
Практический опыт работы с детьми показывает, что связная речь детей дошкольного возраста недостаточно сформирована. Развитие именно связной речи, вызывает у детей особую сложность. Рассказы детей даже на близкую им тему нередко отличаются недостаточной содержательностью, непоследовательностью. Предложения в основном простые, неполные. Очень важно, что для успешного обучения в школе у выпускников дошкольного образовательного учреждения, должны быть сформированы умения связно и самостоятельно высказывать свои мысли, составлять рассказы, пересказывать тексты.
Наблюдая за игрой дошкольников, я выяснила, что вплоть до школы кубики остаются самой интересной игрушкой для детей. Это натолкнуло на мысль о возможности использования кубиков в моей работе, в совместной и самостоятельной деятельности.
Игру «Сторителлинг» придумал и успешно опробировал на личном опыте человек, «далекий» от педагогики, Дэвид Армстронг, глава крупнейшей международной корпорации, и предназначена игра была для взрослых. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга. В ее основе лежит использование кубиков, на которые наклеены картинки, погружающие в мир фантазий и приключений. В оригинале кубики сложны для дошкольников. Но я адаптировала данную технологию, учитывая особенности психического и речевого развития детей дошкольного возраста, и применила в своей работе другой вариант их использования. Можно подобрать картинки в соответствии с какой-то темой, относящиеся к определённой категории, например, к теме "осень", или "новый год", или "море". Как у каждой игры у неё есть свои правила. Они просты и легко запоминаются детьми.
Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами дошкольников, расставление правильных и нужных акцентов при составлении рассказов, необходимых для того, чтобы эта история осталась в памяти на долгое время.
Эта технология решает множество задач, связанных с развитием предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий ребенка дошкольного возраста :
• развитие умения воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• формирование навыка владения вербальными и невербальными средствами общения; обогащение устной речи, воображения, коммуникативных качеств дошкольников;
• облегчение процесса запоминания материала;
• развитие умения слушать собеседника, ориентироваться на партнера, учиться договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
• развитие умения строить монологическое высказывание, понятное для партнера.
В структуру техники сторителлинг входят следующие элементы:
1. Вступление.
2. Развитие событий
3. Кульминация.
4. Заключение
1. Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.
Варианты вступления:
- Когда-то давным-давно….
- Садитесь поближе, я вам расскажу…
- Однажды…
- В некотором царстве, в некотором государстве…
- Жили-были….
- Это произошло темной и дождливой ночью…
- Наш герой понятия не имел, что его ждет…
2. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении.
Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а наоборот, становится все напряжённее.
3. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит чемпионом (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы.
4. Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением. Как в басне – мораль.
Применительно к дошкольному образованию можно выделить несколько видов педагогического «сторителлинга» : классический, активный, цифровой.
В классическом «сторителлинге» реальная ситуация из жизни (или вымышленная история) рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию с опорой на изображения на кубиках. Такой прием применим в работе с детьми младшего и среднего возраста, когда педагог берет на себя ведущую роль рассказчика.
Активный «сторителлинг» - в нем педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. А дошкольники стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой. То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй, поддерживая детскую инициативу. Этот вид «сторителлинга» применяется для детей старшего дошкольного возраста.
Развивая коммуникативные УУД у детей старшего дошкольного возраста через технологию сторителлинг, я использую игры на развитие эмоциональной сферы детей, т. к. выразительность и эмоциональность речи является важной ее составляющей.
Для визуализации историй использую театрализованную деятельность, которая позволяет разнообразить «сторителлинг». Дети самостоятельно могут придумывать истории, а некоторые из них обыграть, дополнив его с помощью кукол, декораций или игрушек.
Еще одно пособие, способствующее развитию коммуникативных качеств дошкольников – это «Чудо-кубик», с которым дети играют с большим удовольствием. В ходе игры ребенок бросает кубик и, в зависимости от выпавшей картинки, которую он кладет перед собой, начинает рассказывать увлекательную историю. Затем бросает кубик, кладет следующую картинку по порядку и продолжает историю, не теряя нить рассказа.
Еще один вид сторителлинга – это цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео).
Хочется отметить, что технология «Сторителлинг» открывает уникальную возможность для развития формирования предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий.
Я заметила, что большинство детей стали самостоятельно придумывать истории в любом месте и в любое время. Могут сами выбрать жанр рассказа, сюжет и главного героя. Каждый ребенок учится рассказывать истории с позиции своего жизненного опыта, наделяя героев своими эмоциями, чувствами, мечтами, страхами. Застенчивые дети раскрепостились, робкие – стали смелее, молчаливые - разговорились, потому что сочинять истории — это не только полезно, но еще и очень увлекательно!