Ирина Астафьева
Семейный клуб «Школа дошколят». Пальчиковый игротренинг и нетрадиционные игровые приемы
▼ Скачать + Заказать документы
Семейный клуб «Школа дошколят» Пальчиковый Игротренинг
(нетрадиционные игровые приемы)
Воспитатель:Астафьева Ирина Викторовна.
Цели:
1. Познакомить родителей с нетрадиционными приемами и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Публикация «Семейный клуб „Школа дошколят“, Пальчиковый игротренинг и нетрадиционные игровые приемы» размещена в разделах
2. Вовлечь родителей в жизнь детского сада и группы, сделать их союзниками в работе по устранению речевых нарушений у детей.
3. Формировать эмоциональный контакт родителей с детьми.
Консультация для родителей
Мелкая моторика – это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями: держать ложку и карандаш, застегивать пуговицы, рисовать, лепить. Головной мозг (его высшие корковые функции, руки (кончики пальцев) и артикуляционный аппарат (движения губ, нижней челюсти и языка при речи) связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.
Неловкость пальцев говорит о том, что мелкая моторика еще недостаточно развита. Врачи и педагоги уделяют ее развитию пристальное внимание. В методической литературе содержатся результаты исследований (Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева, которые подтверждают, что тренировка тонких движений пальцев рук стимулирует развитие речи. Упражнения для развития пальцевой моторики следует проводить систематически 2-3 раза в день по 3-5 мин., а пальчиковую гимнастику – в комплексе с артикуляционной в специально отведенное время дня.
Пальчиковый тренинг должен быть разнообразным, эмоционально-приятным, неутомительным и динамичным. С большим увлечением дошкольники выполняют двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала. Такие задания превращаются в занимательные игры «Пальчики-музыканты», «Пальчики-фокусники», «Пальчики-путешественники» и т. п.
Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры на бумаге. Оказывается, можно рисовать не только кисточкой, но и пальчиками, косточками, камешками, ракушками, пуговицами, веревочками. Волшебные превращения этих материалов в картинки радуют детей.
Метод проведения – имитационная игра. Детям (и родителям) предлагается отправиться в путешествие в страну, где живут игры, не дающие скучать рукам, – «Страну пальчиковых игр».
Самомассаж кистей и пальцев рук (по Йосиро Цуцуми, модифицированный). Этот массаж желательно сопровождать веселыми рифмовками («приговорками», стихами.
1. Массаж пальцев, начиная с большого и до мизинца.
Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.
Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорей,
Пальчики-удальчики.
2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.
Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху – левой, снизу – правой
Я его катаю браво.
3. Массаж шестигранными карандашами. Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение.
Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.
Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу.
4. Массаж грецкими орехами (каштанами).
Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.
Научился два ореха,
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать.
5. Массаж «четками». Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.
Считать количество «бус» (в прямом и обратном порядке).
Дома я одна скучала,
Бусы мамины достала.
Бусы я перебираю,
Свои пальцы развиваю.
Пальчиковый тренинг
«Щелчки» каждым пальцем по бусам, закрепленным на дуге ширмы.
«Кус-кус» – бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.
Котенок
Если кто-то с места сдвинется,
На него котенок кинется.
Если что-нибудь покатится,
За него котенок схватится.
Прыг-скок! Цап-царап!
Не уйдешь из наших лап!
(В. Берестов)
«Узелки» – перебирать веревочки с узлами пальцами, называя по порядку день недели, месяцы, гласные звуки.
«Прогулка» – с помощью подставки под горячее «ходить» указательными и средними пальцами по клеточкам, на каждый ударный слог стиха делая по шагу. Можно «ходить» средним и безымянным, безымянным и мизинцем правой и левой руки поочередно или одновременно.
Кто идет?
Идет собака, кот идет,
И дождь идет, и град.
Еще часы идут вперед,
Хоть на столе стоят.
(Л. Парамонова)
На прогулку мы пойдем,
И в футбол играть начнем.
И с хорошей тренировкой,
Каждый станет сильным, ловким.
«Лыжники» – «вставать» в углубления больших пуговиц указательными и средними пальцами, двигаться, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.
Ног от радости не чуя,
С горки снежной вниз лечу я!
Стал мне спорт родней и ближе,
Кто помог мне в этом?.
(Лыжи.)
Кто по лесу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник.)
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги.
(Лыжи.)
«Волшебные превращения веревочки» – из различной длины и цвета веревочек, проволочек заплетать косички, рисовать цветы, животных.
«Музыканты» – нажимать сначала пальцами одной руки, потом другой и обеими руками вместе на «клавиатуру» из поролона с приклеенными пуговицами, сопровождая игру произнесением звуков, слогов, слов, чистоговорок, стихов на отрабатываемый звук.
Слоги:
ша-шо-шу-ши-ше;
шко-шка-шку-шки-шке;
аш-ош-уш-иш-еш;
шта-што-шту-шти-ште.
Чистоговорки:
ша-ша-ша – в доме у нас Маша;
шо-шо-шо – Маша ведет себя хорошо;
шу-шу-шу – на руках ее ношу;
ши-ши-ши – калоши у Маши очень хороши.
Стихотворение:
Кто потерял много игрушек
Маша шла, шла, шла
И игрушки нашла:
Кошку, матрешку, шишку, мартышку,
Мишку, машинку, пушку, зайчишку,
Шар, неваляшку, катушку, лягушку.
«Мой веселый мяч-прыгун» – прокатывать мяч пальцами правой или левой руки по спирали, одновременно рассказывая стихи на автоматизацию, дифференциацию звуков.
Трудно мячик мне вести
Прямо по дорожке –
Так и хочется ему
Спрятаться в ладошке.
«Фокусник» – собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки полиэтилена торчать из кулачка не должны).
Рисование – рисовать «цветы» веревочками, пуговицами, камушками, косточками, ракушками, пробками от пластмассовых бутылок.
Тренируйте пальчики!
Станет рука сильной,
Головушка – умной,
А речь – красивой.
Итог практикума
В ходе дискуссии с родителями выясняются.
1. Значение пальчиковых игр и упражнений, которые развивают мелкую моторику рук, стимулируют речевое развитие, повышают работоспособность головного мозга, оказывают оздоравливающее и тонизирующее воздействие на весь организм.
2. Необходимость использования пальчиковой игры-тренинга не только в детском саду, но и дома.