Мария Гаврилова
Семинар-практикум «С улыбкой по жизни» для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – профилактика эмоционального выгорания педагогического коллектива.
Задачи:
1) Обучить новому приему позитивного мышления.
2) Снятие нервно-психического напряжения.
Ход семинара-практикума.
Приветствие «Как здорово…». Педагоги по очереди дополняют фразу «Как здорово…». Важное условие – выражение должно отражать самочувствие в данный момент времени.
Публикация «Семинар-практикум „С улыбкой по жизни“ для педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2019
Мини-лекция «Рефрейминг». Многие из нас являются заложниками определенных стереотипов, которые часто мешают в работе и дальнейшем развитии. Например, мы рассматриваем дополнительную нагрузку как сокращение свободного времени; сложное обучение – как чрезмерные усилия, благодаря которым можно было бы больше заработать сейчас; сложного ребенка, родителя или просто человека в общении – как очередную нервотрепку. На самом деле на все это можно и нужно смотреть по-другому.
Рефрейминг – это специальный прием, который позволяет изменить точку зрения человека на иную, порой даже противоположную. Он происходит от слова frame – рамка (рефрейминг — изменение рамки восприятия). Этот прием существует в психологии и психокоррекции.
Важно отметить, что рефрейминг не подразумевает обмана и абсурда: он должен осуществляться только в рамках соблюдения истины и адекватности картины мира человека. Рефрейминг не подразумевает лакировку действительности, он позволяет видеть самим и показывать другим ситуацию со всех сторон. В первую очередь следует руководствоваться таким тезисом: «Там, где одни видят проблемы, другие находят возможности». То есть, один в ситуации увидит только проблему, а другой – еще и возможность.
Практически рефрейминг может осуществляться несколькими способами:
1. Найти в ситуации другую сторону, более позитивную. Например, проходя сейчас ко мне на семинар, когда можно было написать план, подготовиться к занятию, вы думаете: «Вместо того, писать конспект к завтрашнему занятию, мы сейчас тратим время на обучение». Рефрейминг: «То, чему мы научимся, позволит нам в дальнейшем смотреть на трудную ситуацию под другим углом».
2. Отметив негатив, мы показываем выгоду, используя союз «зато».
А) Совершил ошибку – зато теперь точно знаешь, чего не стоит делать в будущем».
Б) Неприятный в общении человек – зато умный; у него многому можно научиться.
3. Постановка в выгодный и правильный в данной ситуации ряд сравнения: «Да, тратишь много времени на это задание, но вспомни – два месяца назад времени уходило в полтора раза больше, чем сейчас».
Рефрейминг хорошо помогает и в личной жизни. Например, когда ваш ребенок вместе со всеми прогулял урок, можно увидеть в этом только халатное отношение к учебе, а можно еще и чувство коллективизма, и готовность к рискам.
Упражнение «Рефрейминг: как во всем находить хорошее». Цель: актуализация навыка позитивного мышления. Как и многие коммуникативные техники, рефрейминг требует в первую очередь тренировок. Поэтому далее предлагаем вам провести рефрейминг ситуаций максимальным количеством способов. Какие трудные ситуации встречаются в вашей работе? Постарайтесь дать максимальное количество вариантов рефрейминга.
Арт-упражнение «Река жизни». Цель: поиск ресурсов для изменений, саморазвития, личностного роста, анализ жизненных ценностей и достижений, гармонизация состояния.
Высыпьте песок на поднос. Положите на него руки. Попробуйте попересыпать песок, прочувствовать, какой он на ощупь.
А теперь закройте глаза. И попробуйте пальцами нарисовать на песке реку. Интуитивно, так, как пойдет. Здесь нет прямых указаний, какой должна быть ваша река – прямой или извилистой, широкой или узкой. Есть только вы и ваши ощущения.
Когда река будет готова, откройте глаза. Рассмотрите свою реку. Какая она?
Ваша река – это поток жизни. Он такой в данный момент времени, и это не хорошо и не плохо. Это так есть.
Но песок – сыпучий материал, он легко поддается изменению. Так и вы можете повернуть русло реки в том направлении, в котором вам угодно. Сделать множество рукавов, или, наоборот, слить поток воедино. Хотите ли вы что-то изменить? Сделайте это.
Почувствуйте, что сейчас происходит в вашем внутреннем мире. Какие новые чувства появились? Возможно, пришли новые мысли и озарения? Запишите их.
Когда почувствуете, что изменений достаточно, остановитесь. Взгляните на свой рисунок. Ответьте себе на вопросы:
• Нравится ли вам ваше творение?
• О чем говорит ваша картина? Что она вам подсказывает? Запишите минимум три ассоциации, которые приходят в голову при взгляде на картину.
• Что вы чувствуете, когда смотрите на свое творение?
• Если бы рисунок мог говорить, что бы он вам сказал?
• Какие два крохотных действия вы можете сделать прямо сегодня, чтобы позволить себе быть в потоке? Сделайте это!
Заключительное слово педагога-психолога. Мыслить позитивно – это когда ситуация уже произошла, нужно найти в ней позитивные моменты. Всё происходит не просто так в нашем мире, всё взаимосвязано. Даже если невозможно найти ну ничего позитивного, все равно посмотрите на ситуацию со стороны – возможно, это опыт, который пригодится нам в дальнейшем.
Литература:
1) В. Пащенко. Мини-лекция «Рефрейминг в примерах: как во всем находить хорошее» // Упражнение-игра. Помощь в создании тренингов. [Электронный ресурс] URL: https://uprazhnenie-igra.ru/mini-lekciya-refrejming-v-primerah-kak-vo-vsem-nahodit-horoshee/ (дата обращения 16.11.2018).
2) Л. Поцепун. Арт-терапия в действие. Примеры упражнений // Цветы жизни. Блог Людмилы Поцепун. [Электронный ресурс] URL: https://tsvetyzhizni.ru/tvorcheskaya-minutka/art-terapiya-v-dejstvii-primery-uprazhnenij.html (дата обращения 16.11.2018).