ФОМЕНКО ОКСАНА
Семинар-практикум «Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление на семинаре – практикуме
«Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи»
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество. Успешным в различных областях
жизнедеятельности может быть человек, который ориентирован на здоровый образ
жизни.
На состояние здоровья детей влияют многие негативные факторы: повсеместно
Публикация «Семинар-практикум „Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
ухудшающаяся экологическая обстановка, снижение уровня жизни в целом по стране,
снижение уровня социальных гарантий для детей в сферах духовного и физического
развития, недостаток у родителей времени и средств для полноценного удовлетворения потребностей детей, увеличение числа неполных семей.
В этих условиях проблема сохранения и укрепления здоровья дошкольников
становится особенно актуальной. Сегодняшние дети - это будущее государства. В рамках государственной концепции сохранения здоровья детей большое внимание уделяется укреплению здоровья детей, и, прежде всего, формированию здорового образа
жизни ребенка.
Здоровьесберегающий характер обучения и воспитания особенно важен в дошкольных образовательных учреждениях, начинать приучать детей заботится о своем
здоровье необходимо с малых лет.
Актуальность темы определяется следующим: необходимость в организации
эффективного взаимодействия ДОУ и семьи в приобщении дошкольников к здоровому
образу жизни.
Состояние здоровья детей дошкольного возраста является гарантом благополучия общества. По этим причинам проблема сохранения и укрепления здоровья детей
становится актуальной в сфере дошкольного воспитания и образования. В связи с этим
необходима валеологизация образовательной среды и учебного процесса, в которую
входит валеологизация культуры здоровья и формирование здоровьесберегающих условий в дошкольном образовательном учреждении. Известно, что первоочередной задачей дошкольного образовательного учреждения является укрепление здоровья ребенка. Поэтому очень важна оздоровительная работа, проводимая в ДОУ и представляющая собой систему оздоровительных мероприятий, направленных на сохранение и
укрепление здоровья детей. Известно, что здоровье формируется под воздействием целого комплекса факторов (особенности внутриутробного развития, наследственная
предрасположенность, социальные условия и др).
К наиболее значимым внешним факторам, определяющим развитие ребенка, относится семейное воспитание. Одним из приоритетных направлений развития
в ДОУ является создание условий для физического развития и укрепления здоровья дошкольников. Одним из самых важных аспектов проблемы формирования у детей основ здорового образа жизни является работа ДОУ с семьей. Ведь
воспитание у дошкольников культуры здоровья без тесного сотрудничества с семьей
практически невозможно. Поэтому перед нами встал вопрос о том, как добиться более
тесного контакта с родителями, сделать их своими партнерами в нашем общем деле.
Приступая к работе по оздоровлению мы отметили, что эффективность нашей оздоровительной работы будет во многом зависеть от того, как поддержат и продолжат оздоровление детей родители в семье, что, в свою очередь будет зависеть от тех подходов к
взаимодействию, которые найдет педагог детского сада. Была определена основная цель взаимодействия с родителями : Создание условий для улучшения и сохране-
ния здоровья детей и родителей. Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач, а именно:
1. Формировать мотивацию здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни у членов семьи.
2. Обогащать опыт оздоровительной деятельности в семье, способствовать накоплению у родителей знаний по грамотной организации оздоровительной деятельности в
семье.
3. Активизировать родительский интерес, творчество, самостоятельный поиск способов решения проблем в области здоровья как своих детей, так и своего собственного.
4. Оказывать адресную помощь родителям в вопросах сохранения и укрепления здоровья.
Мы уверенны, что для того, чтобы вовлечение родителей в работу по оздоровлению детей было успешным, следует активно, непрерывно, гибко, позитивно обмениваться информацией с родителями. Способы сообщения информации мы подбирали
интересные, чтобы постепенно менялись представления родителей о собственной роли
и их взгляды на опыт оздоровления, который приобретают дети в детском саду. На начальном этапе работы с семьями группы нашей основной целью было налаживание
взаимопонимания между нами и родителями, достижение заинтересованности родителей проблемой формирования здорового образа жизни детей. Необходимо было подвести родителей к пониманию того, что нужно заботиться не только о том, тепло ли
одет ребенок, не продует ли его, но и задуматься над вопросом, как приучить ребенка
следить за своим здоровьем, воспитать культуру здоровья.
В группе проводились закаливающие мероприятия:- ходьба по дорожке здоровья или коврику «травка», которые являются профилактическим средством плоскостопия -хождение босиком - самый простой и нетрадиционный способ закаливания. Используется на утренней гимнастики, физкультуре, в группе в игровой деятельности. В
течении 4-5 дней дети ходят в носочках, затем босиком по 3-4 мин. Время процедуры
увеличивается ежедневно на 1 мин. И доводится до 20-25 мин. - гигиенические процедуры - умывание, обливание рук до локтя прохладной водой. После сна дети проходят
по дорожке, где выполняют гимнастику после сна с дыхательными упражнениями.
В качестве традиционных форм взаимодействия с родителями были использованы следующие информационно-наглядные мероприятия; - папки-передвижки на тему
«Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста», «Я прививок не
боюсь, если надо – уколюсь», «Берегите зрение ребенка», «Активные игры с ребенком
на свежем воздухе», «Предупреждение травматизма детей», «Как приучить ребенка к
гигиене» - рекомендации медицинских работников по профилактике ОРЗ и других заболеваний; - проводятся индивидуальные беседы с родителями «Как одеть ребёнка на
прогулку в зависимости от погоды», «Нужно ли гулять с ребёнком зимой», «О режиме
дня» и др. - изготавливаем памятки для родителей по темам: «Как закалять ребёнка»,
«Как сохранить зрение ребёнка», «Как сформировать правильную осанку». Конечно
же, ничто так не сближает родителей, детей и воспитателей, как совместно проведенные праздники. Поэтому мы разрабатываем и проводим различные мероприятия, посвященные формированию здорового образа жизни дошкольников. Всегда весело и задорно проходят развлечения, посвященные праздникам 23 февраля и 8 марта, веселые
соревнования и игры («Сильные, быстрые, ловкие!», «Весёлые старты»). Эти мероприятия помогают взрослым раскрепоститься, более непринужденно общаться между
собой и с воспитателями. Родители имеют возможность наблюдать своего ребенка
среди сверстников, сравнить его физическое развитие с другими детьми. Дети же испытывают радость и гордость от того, что их мамы и папы пришли на праздник не
просто посмотреть, но и повеселиться вместе с ними. Совместные досуги и праздники
тесно сближают родителей и детей, дают всем положительные эмоции и приятные
воспоминания.
Для того, чтобы работа по привлечению родителей к проблеме формирования
здорового образа жизни детей была более эффективной, мы планируем:- организовать
распространение передового семейного опыта на родительском собрании (родители,
поделятся опытом, обсудят различные проблемы: «Семейные традиции – основа здорового образа жизни в семье», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Роль
отца в воспитании ребенка», «Личный пример родителей в формировании здорового
образа жизни дошкольника»);- выпуск семейных газет «Наш семейный отдых», которая позволит не только рассказать, но и показать, как они проводят выходные и
праздники в кругу своей семьи, поделиться впечатлениями. Проведение этой работы
позволит нам сплотить детский коллектив и родителей между собой, поможет нам добиться взаимопонимания и доверия родителей, вызвать их интерес к проблеме формирования здорового образа жизни детей и стать активными участниками этого процесса.
Все эти мероприятия позволят нам привлечь внимание родителей к проблеме формирования здорового образа жизни детей, заручиться их поддержкой в этом нелегком деле.
Таким образом, данная система работы по взаимодействию с семьей по оздоровлению детей обеспечит ее эффективность: - рост воспитательного и оздоровительного
потенциала семьи; - характер обращения родителей к воспитателю как показатель роста интереса к оздоровлению детей; - рост посещаемости родителями и старшими членами семьи мероприятий, активность в выполнении домашних заданий по программе;
рост спектра совместных дел родителей и педагога; - положительное мнение родителей о компетентности педагогов и руководителей детского сада в вопросах оздоровления, удовлетворенность оказанной помощью; - осознанное использование педагогической литературы по оздоровлению.