Тринеева Ольга Валентиновна
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум для педагогов ДОУ
«Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников”
Цель: совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в определённом виде деятельности; развивать творчество и фантазию педагогов; ведение дискуссий, выработка рекомендаций.
План:
1. Организационная игра «Солнышко и дождик».
2. Актуальность темы: «Активные формы работы по формированию экологической компетентности дошкольников».
3. Практическая работа педагогов.
Темочки:
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
4. Составление синквейна.
5. Рефлексия.
Ход мероприятия:
1. Игра «Солнышко и дождик»
Уважаемые педагоги, мы собрались с вами на семинар, и у каждого из вас своё настроение, свои предположения как пройдёт это мероприятие. Свои ожидания и опасения я предлагаю написать на стикерах и прикрепить к СОЛНЫШКУ (если это ожидания) или к ТУЧКЕ (если это опасения).
(По окончании семинара вы можете поменять свои стикеры на другие.)
Итак, тема сегодняшнего семинара «Современные формы организации познавательно-исследовательской деятельности в экологическом образовании дошкольников».
2. Актуальность темы: «Активные формы работы по формированию экологической компетентности дошкольников» (старший воспитатель МДОАУ №124)
Задача дошкольного воспитания на современном этапе заключается в том, чтобы создать условия для наиболее полного раскрытия и реализации неповторимого специфического возрастного потенциала дошкольников.
Обновление содержания образования требует от педагога поиска методов, приемов, педагогических технологий, активизирующих познавательную деятельность ребенка, развивающих его личность в процессе различных видов деятельности.
Одной из методологических основ ФГОС ДО является системно-деятельностный подход.
Сущность реализации системно-деятельностного подхода хорошо раскрывает Г. А. Цукерман (доктор психологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, ФГБНУ «Психологический институт РАО», Москва, Росси) : «Не вводить знания в готовом виде. Даже если нет никакой возможности повести детей к открытию нового, всегда есть возможность создать ситуацию поиска…».
Особенностью образовательного процесса в соответствие с ФГОС является то, что процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребёнка, а лишь тогда, когда они имеют деятельные формы и обладают соответствующим содержанием.
Системно-деятельностный подход создаёт основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых умений, знаний, компетентностей, видов и способов деятельности.
Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования.
В действии порождается знание!
Деятельность - это всегда целеустремленная система, система, которая нацелена на результат.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие.
Педагогам предлагается дать определение системно-деятельностного подхода в дошкольном образовании:
Системно-деятельностный подход - это организация воспитательно-образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности дошкольника.
Современная педагогика уже отошла от понимания экологического образования, как только просвещения, осознала необходимость скорейшего перехода от информационно-директивной (передача суммы знаний, где фактически происходит односторонний диалог, где преподаватель выступает активной, инициирующей поток информации стороной. У детей механическое воспроизведение полученной информации) от репродуктивных методов к деятельностной модели которая обеспечивает общекультурное, личностное и познавательное развитие детей
В экологическом воспитании дошкольников системно- деятельностный подход может реализоваться через активные формы и методы работы.
Активные методы обучения - методы, стимулирующие познавательную деятельность воспитанников.
Это такие формы и методы, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения, развивать у дошкольников умения и навыки самостоятельности и саморазвития. А для этого педагогу необходимо построить детскую деятельность так, чтобы у воспитанников возник познавательный интерес, для чего их нужно столкнуть с «преодолимой трудностью», то есть создать проблемную ситуацию, а чтобы решить ее, нужно выполнить определенные учебные действия. И уже на этом этапе создать для каждого ситуацию успеха.
3. Практическая работа.
3.1 Разработка с педагогами дидактических принципов реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании.
В результате практической работы педагогами были сформулированы принципы:
1. Принцип деятельности заключается в том, что ребнок получает знания не в готовом виде, а добывая их сам.
2. Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа.
3. Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе- обществе- самом себе).
4. Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в ДОУ и на занятии доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
5. Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
6. Принцип творчества предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательной деятельности дошкольников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Формирование способности самостоятельно находить решение нестандартных задач. Структура непосредственно образовательной деятельности в технологии деятельностного подхода. При организации НОД в рамках деятельностного подхода необходимо помнить, что дошкольник - это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир и что в основе деятельностного подхода лежит не пассивное созерцание окружающей действительности, а активное и непрерывное взаимодействие с ней.
3.2. Педагогам предлагается отгадать цитату дня :( предлагаются картинки: мальчик держит в руках рыбку и картинка с изображением взрослого человека и ребёнка с удочкой, где ребёнок ловит рыбу самостоятельно). Педагоги обсуждают возможные варианты.
Правильный ответ:
Конфуций: «Хочешь накормить человека один раз -дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь – научи его рыбачить». Как это высказывание связано с темой семинара (педагоги делают выводы)
Активные формы работы создают основу для самостоятельного успешного усвоения воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Для достижения этих целей педагогу необходимо знать :
какие методы и средства обучения выбрать;
как организовать собственную деятельность и деятельность воспитанников;
как сделать, чтобы взаимодействие всех компонентов привело к системе знаний,
Меняется также и роль педагога, теперь педагог не только «источник информации» и «контролер», а помощник в развитии личности ученика. Организация такого учебного процесса предполагает наличие руководства, формула которого вполне может быть взята у М. Монтессори – «помоги мне сделать это самому».
- Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель- содействовать становлению ребенка как личности.
3.3. Какие активные формы и методы используете вы в своей работе?
Формы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности:
игровые развивающие ситуации,проблемные ситуации, игры-путешествия, игры-эксперименты, творческие игры, познавательно-исследовательская деятельность,
проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование,
клубы знатоков, викторины, культурно-досуговая деятельность.
Методы и формы, используемые при деятельностном подходе:диалог, проекты, игровые мотивирования, целеполагания, создание ситуации выбора, рефлексивные педагогической поддержки, создания ситуации успеха, обеспечение самореализации детей.
3.4. Составить структуру ООД на основе деятельностного подхода.
Результат:
Структура ООД на основе деятельностного подхода
1. Создание проблемной ситуации
2. Целевая установка
3. Мотивирование к деятельности
4. Проектирование решений проблемной ситуации
5. Выполнение действий
6. Анализ результатов деятельности
7. Подведение итогов
4. Составление синквейна. Синквейн – один из активных методов работы с дошкольниками. Педагоги вспоминают, в чем заключается метод составления синквейна.
Затем предлагается составить синквейн по теме «Осень»
Результатом работы стал составленный синквейн на предложенную тему:
Осень
Красивая, золотая
Кормит, радует, вдохновляет
Осенняя пора – очей очарованье
Школа.
5. Рефлексия. Педагогам предлагается оценить практическую значимость семинара-практикума (при помощи картинок "солнышко и «тучка»). Затем заполняется лист «обратной связи».