Светлана Акулинина
Семинар «Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
МДОУ «Детский сад №20 общеразвивающего вида»
«Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Подготовил воспитатель: Акулинина С. С.
28.09.2016г.
Семинар для педагогов
«Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Публикация «Семинар „Познавательное развитие дошкольников в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Что такое ФГОС Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) ДО предъявляет определенную совокупность задач и требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы; к полученным результатам, которых смогли добиться учителя - логопеды, учителя - дефектологи, воспитатели, обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется так много требований и вводятся единые стандарты, которых придерживаются все ДОУ. ФГОС является опорой для того, чтобы разрабатывались планы и писались конспекты занятий, направленные на познавательное развитие дошкольников. Отличие деятельности малышей от школьников - в отсутствии аттестации. Детей не экзаменуют и не тестируют. Но стандарт позволяет оценить уровни и способности каждого ребенка и эффективность работы педагога. Цели и задачи познавательной деятельности Познавательное развитие по ФГОС ДО в ДОУ преследует следующие задачи: Поощрение любознательности, развитие и выявление интересов ребенка. Формирование действий, направленных на познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности. Развитие творческих задатков и воображения. Формирование знаний о самом себе, других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов. Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество. Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие. Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях, традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
2 Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и работают с местными экземплярами. Формы работы по развитию познавательной деятельности Главное условие работы с дошкольниками ориентироваться на их возможности и развивать деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства. Педагогам следует так строить занятия, чтобы малыш был заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и проявлял инициативу. К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС ДО в ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную деятельность; применение различных дидактических заданий и игр; использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы дети не были пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры. Познание через игру, так как игра в дошкольном возрасте занимает ведущую деятельность, дети не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа педагогов по познавательной деятельности. Утром дети приходят в группу. Первым делом проводится зарядка, артикуляционная гимнастика, гидромассаж. После завтрака дети работают с календарем природы и в живом уголке. Во время экологических игр развивается активность и любознательность. Во время прогулки воспитатель использует подвижные игры, проводит наблюдение за природой и ее изменениями. Игры, основанные на природных объектах, помогают лучшему усвоению знаний. Чтение художественной литературы расширяет, систематизирует знания, обогащает словарный запас. Учитель - дефектолог вовремя НОД, индивидуальных занятий развивает познавательную деятельность, совершенствует речевое развитие, формирует эмоционально волевою сферу, коммуникативные навыки, развивает артикуляционную, общую и мелкую моторику. В детском саду, будь то группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной активности проходило естественно и непринужденно. Структура познавательной деятельности в дошкольном возрасте Развитию познавательной сферы детей способствует постановка развивающей познавательной деятельности дошкольников. В ней у ребенка
3 накапливается жизненный опыт, происходит познание окружающей действительности, усвоение знаний, вырабатываются умения, навыки, развиваются познавательные процессы. Познавательная деятельность дошкольника характеризуется активной преобразующей позицией ребенка как субъекта этой деятельности. Структура познавательной деятельности определяется как способ взаимодействия компонентов системы и включает в себя: Цель получить знания. Мотив различен в зависимости от ситуации. Способы познавательные умения, действия. Условия организованная развивающая среда, способствующая достижению цели. Результат получение знания. Основные принципы организации успешной среды, подразумевающей познавательное развитие дошкольников, осознанность и активность ребенка в получении нужного знания. Структура познавательной деятельности должна выстраиваться с учетом этих принципов. Неотъемлемой частью познавательной деятельности дошкольников является познавательный интерес. Такой интерес направлен на материал, связан с положительными впечатлениями и порождает активность детей. Полноценное познавательное развитие дошкольника основывается на организации самостоятельной или совместной деятельности ребенка. Особенности развития познавательных процессов в дошкольном возрасте На возрастных этапах развитие познавательных процессов характеризуется своими особенностями. Психические познавательные процессы в дошкольном возрасте обретают произвольный характер. Дети получают знания о себе, об окружающем мире, целенаправленно усваивают информацию, способны анализировать, прибегают к обобщению. Формируется познавательная активность, определяющая в дальнейшем уровень развития ребенка. Чем больше уделить внимания на стадии дошкольного возраста, тем легче детям будет в школьной жизни. Внимание С раннего детства внимание детей отличается непроизвольностью. Их привлекают новизной и интенсивностью: яркой игрушкой, громким звуком или различными специфическими раздражителями. Внимание дошкольника начинает привлекаться предметами и объектами, связанными с переживаниями, вызываемыми эмоциями.