Елена Лагутина (Штоппель)
Презентация «Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие познавательного интереса дошкольников
через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС ДО.
Одно из направлений моей работы - это развитие познавательного интереса, умственной работоспособности, познавательной активности дошкольников с помощью театральной деятельности.
Почему именно театрализованная деятельность?
Публикация «Презентация „Развитие познавательного интереса дошкольников через театрализованную деятельность, в соответствии с ФГОС до“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Федеральным государственным образовательном стандартом дошкольного образования определены условия развития ребёнка, открывающие возможности для его позитивной социализации, личностного и познавательного развития на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Одним из эффективных условий является театрализованная деятельность, которая, способствует наиболее полному и яркому проявлению принципа обучения: учить играя.
В театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Это хорошая возможность для развития познавательных способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и формирования его личности. Поэтому театрализованная деятельность развивает у ребёнка потребность к восприятию новизны, умению импровизировать и делать собственные открытия. А главное - способствует исчезновению комплекса - «я не умею».
Данный вид деятельности объединяет в себе задачи из всех образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, и физическое развитие.
Как известно ведущей тенденцией целостного системного подхода к изучению окружающего мира является интеграция. Целью моей деятельности стало :
Интеграция элементов театрализованной деятельности в содержание образовательного процесса.
Реализацию которых обеспечивают следующие задачи:
В речевом развитии :
•обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
В познавательном развитии
• Развивать :
- разные виды психических процессов: память, мышления
(наглядно- образного, словесно - логического, ассоциативное мышление); воображение.
- познавательно- исследовательскую деятельность (умению устанавливать связи между предметами и явлениями, делать выводы, обобщения, и умозаключения)
• Формировать математические представления
В социально-коммуникативном:
• Развивать :
-общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
- эмоциональную отзывчивость, сопереживания.
• Формировать:
- основы безопасного поведения в быту, социуме природе
В художественно- эстетическом развитии
• Формировать:
-восприятие художественной литературы, фольклора
• Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности.
В физическом развитии
• Формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Так каждая образовательная область имеет свою специфику, я выбрала самые интересные, на мой взгляд, формы театрализованной деятельности, которые позволяют детям с большим интересом и легкостью погружаться в содержание изучаемых тем:
Например, при изучении темы по развитию речи «Беседа о Пушкине», я предложила детям обыграть фрагмент произведения «Сказка о рыбаке и рыбке». В НОД по формированию элементарных математических представлений включила элементы кукольного театра, которые вносят в занятия разнообразие и повышает интерес к нему. С первого занятия я подметила, утомляемость снизилась, знания стали прочнее, интерес к занятию вырос. При прохождении темы «Количество и счёт» можно использовать пальчиковый театр. Пальчик, пальчик, где ты был? С этим братцем в лес ходил, С этим братцем щи варил, С этим братцем кашу ел, С этим братцем песни пел. Сколько братцев было у пальчика – мальчика? В такой ситуации дети количественный счёт воспринимают быстрее и запоминают. С помощью сказки «Колобок» можно изучить математическую фигуру – круг. Посмотрите, это же герой какой-то сказки, как его зовут? (Колобок). Кто мне скажет да какую фигуру он похож?
Элементы театра органично входят в занятия по художественно- эстетическому развитию, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.
В группе воспитанников 3-4 лет используются элементы теневого театра. Изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное «Колобок», «Маша и Медведь».
Воспитанники 5-6 лет уже сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер сказочного героя - злой Бабы Яги или доблестного богатыря-защитника.
Воспитанники 6-7 лет продолжают знакомиться с театральным искусством. Теперь дети уже сами играют выбранных героев, предварительно изготовив маску, - лаконичный, но яркий способ передачи характера, настроения героя.
На занятиях по физическому развитию можно выделить Серию занятий для воспитанников 3- 5 лет, “Лесная школа”, “В гости к Бабушке”, “Пришла Коляда, отворяй ворота”, по сказкам – “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Три поросенка”, которые состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, что облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми этого возраста.
Для воспитанников 5-7 лет сюжетно-игровые занятия такие как : «Морское царство», «Космонавты», «Мы спортсмены», «На северный полюс», которые содержат более сложную целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в устной форме окружающий мир ребенка. В данном возрасте движения детьми осваивались не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего импровизацию и воображение.
При ознакомление с ОБЖ первые театрализованные игры проводятся по русским народным сказкам, потешкам, прибауткам. Детишкам тут есть чему поучиться. Сказка даёт урок поведения в определённой ситуации. А что может быть важнее для практически беспомощного человечка, чем правила "выживания"! Главная задача натолкнуть на мысль о переносе сказочных "спасительных" приёмов в повседневную жизнь.
"Курочка ряба"-эта история узнавалась и вовлекалась в театрализованную деятельность одной из первых. В данной сказке зашифрована важная информация-сама по себе жизнь является важнейшим подарком, к которому нужно относиться бережно и внимательно. Дело в том, что Золотое Яйцо и есть символ Жизни. Первое, что говорит народная сказка-это следующее: "Маленький человечек, самый ценный подарок-это Жизнь. При рождении ты получил Золотое Яйцо. Пожалуйста, обращайся с ним бережно, цени и люби сам факт собственного существования". Образный, символический язык сказки обращён напрямую к подсознанию, минуя сознательные барьеры. Сказка за сказкой создаёт символический банк жизненных ценностей, банк жизненных ситуаций.
В свободной деятельности вместе с воспитанниками я использовала театральные атрибуты, они с удовольствием с ними играли. В результате нашей работы можно было заменить, что дети меньше стали разделяться на микрогруппы.
Главными нашими помощниками являются родители. Они помогают делать нам костюмы, маски; разучивают сценки; с большим удовольствием участвуют во всех представлениях, выступают инициаторами.
Результаты в моей работе
1. Индивидуальный подход. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных - умение считаться с мнением коллектива.
2. Обновила среду. В группе я оборудовала театральный уголок, а также «тихий уголок», где ребёнок может побыть один и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации.
Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности я разместила разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Кроме того, периодически обновляла материал, ориентируясь на интересы разных детей. Это создало условия для персонифицированного общения с каждым ребёнком.
3. Мотивация к предстоящей деятельности (с помощью театра)
Уникальная природа ребёнка дошкольного возраста может быть охарактеризована как деятельностная. Включаясь в разные виды деятельности, ребёнок стремится познать, преобразовать мир самостоятельно за счёт возникающих у него инициатив.
Главная задача воспитателя в том, что необходимо владеть способами поддержки детской инициативы. Необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т. п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
4. Заинтересовала родителей.
Так же организовывала выставки игр, упражнений, заданий на развитие моторики, развитие речи, интонационной выразительности, воображения, мышления, памяти.
И это дало свои результаты. Родители стали интересоваться театрализацией. Стали спрашивать советы, какие сказки читать и как правильно это делать. В какие ролевые игры дома с ребёнком лучше играть. Мамы детей начали помогать шить костюмы, а папы делать декорации. В уголок для родителей помещаю список детской литературы для домашнего чтения детям. Все это способствует расширению кругозора, обогащает внутренний мир, а главное – учит членов семьи взаимопониманию, сближает их. Проявление такого общего интереса сплачивает семью, коллектив детей, воспитателей и родителей.
5. Эффективно использует 3-х вопросов (Что нам известно? Чтобы мы хотели узнать? Из каких источников мы могли найти эту информацию.
В качестве примера привожу план по теме «Земля- наш общий дом».
Что мы знаем?
Земля – дом для всех людей.
Земля круглая, как мяч.
На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.
В Земле есть уголь и полезные камни.
На юге жарко, а на севере холодно.
Что мы хотим узнать?
Почему на Земле бывает утро и вечер?
Почему на Севере нет лета?
Как мы держимся на Земле, если она круглая?
Бывает ли у Земли День рождения?
Что надо сделать, чтобы узнать?
Почитать энциклопедию.
Спросить у родителей.
По телевизору посмотреть специальную программу.
Узнать из журналов и газет.
Узнать ответ в интернете.
Посмотреть по карте и глобусу.
Все это большая предварительная работа. Потом вместе с детьми на основе полученного материала, мы придумываем сказки, инсценируем их.
Результаты детей
1. Умение быстро воспринимать познавательные задачи и принимать правильное решение.
2. Способны выделять существенное и главное в событиях
3. Давать оценку поступкам
4. Устойчивое отношение в полезным и вредным поступкам
5. Устанавливать причинно- следственные связи.
6. Проявление инициативы и настойчивости.
7. Моделировать жизненные ситуации.
Результаты для родителей
1. Улучшилось эмоциональное состояние родителей
2. Открытость в общении
3. Высказывать чаще стали свои пожелания и предпочтения
4. Активное участие
Вывод
Для ребят дошкольного возраста, как вы заметили театрализованная игра имеет исключительное значение: игра для них - учеба, труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего мира. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка : на чувства, интеллект,на сознание, на волю. Важное значение отводится моделированию скрытых отношений и связей форме наглядных образов, отражающих общее в единичном. А самое главное, обеспечивает уход от школьные форм и методов работы с детьми.
Театр учит нас видеть прекрасное в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей. А это того стоит!