Медведева Наталья Александровна
Презентация к семинару-практикуму «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС до»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Разработала:
Старший воспитатель Медведева Н. А.
февраль 2018 г.
сл. Б. Орловка
Цель: создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов ДОУ в области знаний Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Задачи:
Публикация «Презентация к семинару-практикуму „Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- обсудить содержание образовательной области: речевое развитие ребёнка в ФГОС ДО;
- совершенствование работы педагогов по речевому развитию дошкольников;
- в игровой форме систематизировать теоретические знания педагогов по формированию связной речи у дошкольников, развивать кругозор;
- развивать у педагогов умения применять современные педагогические технологии, игровые методы и приёмы для формирования речи дошкольников;
-повысить интерес педагогов к проблеме формирования речи дошкольников.
Повестка.
1. Теоретическая часть:
- ФГОС ДО : речевое развитие.
- Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть:
- Использование игровых форм и методов, элементов современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
- Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии.
- Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой).
- Игровые упражнения ТРИЗ.
- Методы и приёмы технологии Фесюковой Л. Б. «Воспитание сказкой».
- Видеоролик «Артикуляционная гимнастика»
- Логоритмика.
- Пальчиковая гимнастика.
- КВН (деловая игра) для педагогов.
- Проект решения.
Ход
Игровое упражнение для педагогов «Мои ожидания сегодня».
Теоретическая часть
Слайд 4:
ФГОС пункт 1.9.
Образовательные программы ДОО реализуются на государственном языке. Программа может быть реализована и на языке народов России, но не в ущерб русскому языку. Т. е. русский язык в Российской Федерации все должны изучать с детства.
Слайд 5:
ФГОС 2раздел «Требования к структуре образовательной программы и ее объему»
П. 2.6. материалы о структуре программы по речевому развитию.
7 компонентов речевого развития :
- владение речью как средством общения и культуры;
- обогащение активного словаря;
- развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитие речевого творчества;
- развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 6.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста. Говорить умеют почти все, но говорить правильно умеют лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.
Слайд 7
Причины низкого уровня развития речи :
- Половина детей дошкольного возраста отличается недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания.
По результатам анализа наблюдений в группах можно отметить следующие недостатки:
• связные высказывания короткие;
• отличаются непоследовательностью, даже если ребенок передает содержание знакомого текста;
• состоят из отдельных фрагментов, логически не связанных между собой;
• уровень информативности высказывания очень низкий.
Кроме того, большинство детей активно делится своими впечатлениями о пережитых событиях, но с неохотой берется за составление рассказов по заданной теме. В основном это происходит не оттого, что знания ребенка по данному вопросу недостаточны, а потому, что он не может оформить их в связные речевые высказывания.
При проведении занятия педагог видит себя и приемы, но не видит ребенка, т. е. на занятии мы иногда наблюдаем, что говорит один педагог.
- Национальный состав групп (двуязычные дети – белингвы).
- Недостаточная подготовка к занятию. При рассматривании картины, проведении беседы необходимо тщательно продумывать вопросы.
- Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: речь педагога должна быть четкая, ясная, полная, грамматически правильная; в речь должны включаться разнообразные образцы речевого этикета.
- Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в перинатальный период.
Слайд 8
Понятие связной речи и её значение для развития ребёнка.
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя». Следовательно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.
Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.
Слайд 9
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.
Слайд 10
Монологическая речь – связное, логически последовательное высказывание, протекающее относительно долго во времени, не рассчитанное на немедленную реакцию слушателей. Она имеет несравненно более сложное строение, выражает мысль одного человека, которая неизвестна слушателям. Поэтому высказывание содержит более полную формулировку информации, оно более развернуто. Здесь тоже важны неречевые средства (жесты, мимика, интонация, умение говорить эмоционально, живо, выразительно, но они занимают подчиненное место. Для монолога характерны: литературная лексика; развернутость высказывания, законченность, логическая завершенность; синтаксическая оформленность (развернутая система связующих элементов); связность монолога обеспечивается одним говорящим.
Эти две формы речи отличаются и мотивами. Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, и ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий. Диалогическая речь стимулируется не только внутренними, но и внешними мотивами (ситуация, в которой происходит диалог, реплики собеседника).
Следовательно, монологическая речь является более сложным, произвольным, более организованным видом речи и поэтому требует специального речевого воспитания.
Очевидно, что навыки и умения диалогической речи являются основой овладения монологом. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествованием, описанием. Этому помогает и связность диалога: последовательность реплик, обусловленная темой разговора, логико-смысловая связь отдельных высказываний между собой. В раннем детстве формирование диалогической речи предшествует становлению монологической, а в дальнейшем работа по развитию этих двух форм речи протекает параллельно.
Слайд 11
Развитие обеих форм связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду.
Связная речь выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребенку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.
Обучение связной речи оказывает влияние и на эстетическое воспитание: пересказы литературных произведений, самостоятельные детские сочинения развивают образность и выразительность речи, обогащают художественно-речевой опыт детей.
Практическая часть
Выступление педагогов: использование игровых форм и методов, современных педагогических технологий, направленных на развитие речи дошкольников.
- Игры, сказки-шумелки с использованием социоигровой технологии (Таштанова А. М.).
- Здоровьесберегающие технологии (песочная терапия, пальчиковые игры с водой) (Пархоменко Л. И.).
- Игровые упражнений ТРИЗ (Джепко С. М.).
- Методы и приёмы технологии Фесюковой Л. Б. «Воспитание сказкой» (Ковалева О. В.).
- Артикуляционная гимнастика (Жукова И. П.).
- Логоритмика (Мазниченко Н. В.).
- Пальчикова гимнастика (Бедусенко Н. В.).
КВН
Разделение педагогов на две команды. Педагоги представляют свою команду.
Задание 1. Игровой тест на знание ФГОС ДО : речевое развитие (задания на слайде)
Вопросы 1 команде:
Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
Назовите структуру повествования. (завязка, кульминации, развязка)
Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией. (диалог)
Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. (монолог)
Вопросы 2 команде.
Рассказ, сюжет которого развертывается во времени. (рассказ-повествование)
Как называется текст, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (младшая группа)
Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи – педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
Ведущий прием в средней группе, используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
Задание 2. Переведите пословицы на русский язык.
Чья команда быстрее даст ответ:
«Сын леопарда тоже леопард» («Яблоко от яблони далеко не падает»)
«Верблюда под мостком не спрячешь» («Шило в мешке не утоишь»)
«Молчаливый рот – золотой рот» («Слова-серебро, а молчание-золото»)
«Бойся тихой реки, а не шумной» («В тихом омуте черти водятся»)
Задание 3. Назвать пословицу по двум словам
• Семья - душа (Вся семья вместе – душа на месте)
• Дом – стены (В родном доме и стены помогают)
• Перьем – ученьем (Красна птица перьем, а человек ученьем)
• Кормит – портит (Труд кормит, а лень портит)
• Время – час (Делу время, а потехе час)
• Тепло – добро (При солнышке тепло, при матери добро)
Задание 4. Объясни выражения
• дело в шляпе… (все в порядке)
• плясать под чужую дудку… (действовать не по собственной воле)
• как на иголках… (состояние крайнего волнения, беспокойства)
• чесать язык… (болтать попусту)
• морочить голову… (отвлекать от основного дела пустыми разговорами)
Задание 5. Каждое слово замени противоположным и получи название сказок. На слайде задания и картинки из сказок.
Литература
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. зав. – М. : «Академия», 2000. – 400 с.
2. Белая К. Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование. Формы и методы. – М., 2010. – 96 с.
3. Копытова Н. Н. Организация методической работы старшего воспитателя с педагогическим коллективом ДОУ. – СПб., 2008. – 96 с.