Ольга Мамонтова
Семинар-практикум «Познавательное развитие дошкольников в процессе ФЭМП с использованием развивающих игр»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар – практикум «Познавательное развитие дошкольников в процессе ФЭМП с использованием развивающих игр»
Автор: Мамонтова О. П. – методист СП детский сад «Красная Шапочка» ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» с. Большая Глушица
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи: 1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
Публикация «Семинар-практикум „Познавательное развитие дошкольников в процессе ФЭМП с использованием развивающих игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2018
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
План семинара – практикума
1. Теоретическая часть.
11. Консультация для педагогов «Понятие и значение занимательного математического материала для развития детей дошкольного возраста.
2. Практическая часть. Практикум «Какие игры интересны старшим дошкольникам».
3. Раздатка: комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
2. Практическая часть. Практикум, «Какие игры интересны старшим
дошкольникам».
Ход семинара
1. Коммуникативная игра: Упражнение «Квадрат»
Цель: прочувствовать каждого участника группы, сплочение коллектива.
Ход упражнения:
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
2. «Разминка»
• Перечислите методы, приемы, используемые на занятиях по ФЭМП (словесные, наглядные, игровые, практические, упражнения, проблемные ситуации, моделирование, вопросы, описание, показ предметов и действий и. т. д).
• Перечислите современные педагогические инновационные технологии? (Дьенеш, Кюизенер, палочки Фребеля, Мантесори, соты Кайе)
• Каким требованиям должен соответствовать наглядный материал на занятиях по ФЭМП? (ярким, красочным, доступным, безопасным)
• Какие общедидактические принципы лежат в основе методики обучения ФЭМП? (Систематичность, последовательность, индивидуальный подход, постепенность).
Уважаемые коллеги!
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Одна из задач педагогов ДОО — создать условия для развития у детей познавательной активности и интереса к окружающему миру. Для этого необходимо формировать познавательный интерес. Познавательный интерес к математике проявляется в умственной и эмоциональной активности детей, желании получать больше знаний, использовать их в самостоятельной деятельности и быту. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника. В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть. Она – способ познания окружающего мира. Что предложить ребенку, что бы игра увлекла малыша, дала ему здоровую и интересную «пищу» для ума и при этом довольно сложную. Причем важно, чтобы эта сложность возрастала, вместе с ростом малыша, опережая его развитие. Ребенку нужны игры, моделирующие сам творческий процесс и создающие свой микроклимат, где появляются возможности для развития творческой стороны интеллекта. Такими являются развивающие математические игры - эффективное средство развития познавательного интереса дошкольников к математике. Игровые материалы занимательны по содержанию, направлены на развитие внимания, памяти, воображения, стимулируют проявление детьми познавательного интереса и умственной активности.
2. Практическая часть. Практикум, «Какие игры интересны старшим
дошкольникам».
• Пилипенко Н. В. «Игры Никитина»
• Бусуек Т. И. Игры с палочками Кюизинера. В младшем дошкольном возрасте
• Рыжова Т. В. Игры с палочками Кюизинера – старший дошкольный возраст. Авторские игровые пособия по ФЭМП «
• Почанина Е. А. – дидактические игры на «Состав числа из двух меньших»
• Дубровина А. В. – развивающие блоки Дьенеша
• Мамонтова О. П. – игра-конструктор «Геоконт»
«Геоконт» является прекрасным средством для развития произвольного внимания, памяти, мыслительных процессов (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) формирования способности анализировать, сравнивать, объединять признаки и свойства. В игре развивается творческое воображение и пространственное мышление. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму, тренирует мелкую моторику рук, совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение
Прежде всего, «Геоконт» открывает путь в мир Геометрии, Конструирование фигур на «Геоконте» способствует максимальному развитию мелкой моторики детских пальчиков, что немаловажно для совершенствования речи и интеллекта.
Задание 1.
Воспитатель предлагает разгадать загадку, а ответом будет являться фигура, которую ребёнок должен натянуть при помощи резинки
Примеры загадок:
1. Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
2. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник
Стал квадрат… (прямоугольник).
3. На фигуру посмотри
И в альбоме начерти
Три угла. Три стороны
Меж собой соедини.
Получился не угольник,
А красивый… (треугольник).
Играть с «Геоконтом» детям будет интереснее, если мы попробуем включить их в какую-нибудь сказочную историю.
Мы сейчас отправимся с вами на поиски пропавшего золотого ключика
«Взволнованный Пьеро (из известной сказки про Буратино) рассказал мне, что встретил в лесу заплаканного Буратино, он потерял Золотой ключик. «Буратино был очень расстроен. Я хотел его догнать, чтобы помочь ему, но не смог. Очень волнуюсь, что с ним случится беда!» - прошептал Пьеро.
Воспитатель: Буратино может заблудиться и потеряться в лесу. Ребята, давайте поможем Буратино найти золотой ключик! У нас есть чудесная поляна с гвоздиками и волшебными паутинками. С помощью них мы и найдем золотой ключик. (Дети (в нашем случае, педагоги) из резинок – паутинок на «Геоконте» составляют силуэт ключика по образцу, который показывает воспитатель.) Ребята, вы молодцы! У вас все получилось! Буратино радуется, и благодарит вас.»
Очень интересные задания и игры можно придумать для детей логопедической группы для более легкого запоминания ими букв алфавита.
Таким образом, используя логическую игру «Геоконт», подключая вашу фантазию, вы можете в непринужденной игровой, а самое главное, интересной для дошкольника форме, достичь очень хороших результатов в развитии интеллектуальной сферы детей.
В. А. Сухомлинский писал:
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий.
Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности».
Итак, я хочу закончить семинар словами, с которых начала свой мастер – класс
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие. В заключении я хотела бы раздать коллегам комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста, который я надеюсь, поможет воспитателям в работе по ФЭМП.