Надежда Орехова
Консультация для родителей «Речевое развитие в соответствии с ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы
Сформированная в России в течение многих десятилетий система дошкольного образования в настоящее время претерпевает серьёзные изменения. Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.
Публикация «Консультация для родителей „Речевое развитие в соответствии с ФГОС“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, выражать свой мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.
Основная цель речевого развития формирования устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
Задачи речевого развития в ФГОС ДО :
овладение речью как средством общения и культуры, (это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывали трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим,
обогащение активного словаря, (происходит за счет основного словарного фонда дошкольника и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей, для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно - тематическом планировании работы)
развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, (наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т. е. умение изменять слова, соединять их в предложения)
развитие речевого творчества, (работа не простая, предполагает что, дети самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в сочинении стихотворных фраз, придумывают новые ходы в сюжете сказки и т. д. Все это становится возможным, если мы создаем для этого условия)
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы, (Главная проблема состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения - слушания, книга должна стать спутником детей)
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха, (ребенок усваивает систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи)
Принципы развития речи : принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития, принцип коммуникативно - деятельностного подхода к развитию речи, принцип развития языкового чутья, принцип формирования элементарного осознания явлений языка, принцип взаимосвязи работы над различными сторонами речи, принцип обогащения мотивации речевой деятельности, принцип обеспечения активной языковой практики.
Основные направления работы по развитию речи детей :
1. Развите словаря : освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.
2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.
3. Формирование грамматического строя: Морфология (изменение слов по родам, числам, падежам) Синтаксис (освоение различных типов словосочетаний и предложений) Словообразование
4. Развитие связной речи : Диалогическая (разговорная) речь Монологическая речь (рассказывание)
5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.
Методы развития речи
1. Наглядные: Непосредственное наблюдение и его разновидности (Наблюдения в природе, экскурсии) Опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам, картинам)
Словесные: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал.
Практические: дидактические игры, игры - драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры.
Средства развития речи : общение взрослых и детей, культурная языковая среда, обучение родной речи на занятиях, художественная литература, изобразительное искусство, музыка, театр, занятия по другим разделам программы. Одно из значимого направления системы дошкольного образования является:
Воспитание любви и интереса к художественному слову, знакомство детей с художественной литературой.
Цель: формирование интереса и потребности в чтении (восприятии книги)
Задачи: вызывать интерес к художественной литературе как средству познания, приобщать к словесному искусству, воспитания культуры чувств и переживаний, приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, формировать и совершенствовать связную речь, поощрять собственное словесное творчество через прототипы, данные в художественном тексте развитие литературной речи.
Формы: чтение литературного произведения, рассказ литературного произведения, беседа о прочитанном произведении, обсуждение литературного произведения, инсценирование литературного произведения, театрализованная игра, игры на основе литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение по мотивам прочитанного, ситуативная беседа по мотивам прочитанного.
Основные принципы организации работы по воспитанию у детей интереса к художественному слову: ежедневное чтение детям вслух является обязательным и рассматривается как традиция, в отборе художественных текстов учитываются предпочтения педагогов и особенности детей,а также способность книги конкурировать с видеотехникой не только на уровне содержания, но и на уровне зрительного ряда, создание по поводу художественной литературы детско-родительских проектов с включением различных видов деятельности: игровой, продуктивной, коммуникативной, познавательно-исследовательской, в ходе чего создаются целостные продукты в виде книг самоделок, выставок изобразительного творчества, макетов, плакатов, карт и схем, сценариев викторин, досугов, детско-родительских праздников и др., отказ от обучающих занятий по ознакомлению с художественной литературой в пользу свободного непринудительного чтения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в соответствии с ФГОС ДО одним из приоритетных направлений системы дошкольного образования является развитие речи у дошкольников. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Педагогу приходится использовать в практике разнообразные педагогические технологии. Педагогические технологии – это инструментарий, при помощи которого решаются задачи.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.
Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности.
Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий.
К числу современных образовательных технологий можно отнести:
• здоровье сберегающие технологии;
• технологии проектной деятельности
• технология исследовательской деятельности
• информационно-коммуникационные технологии
• личностно-ориентированные технологии;
• технология портфолио дошкольника и воспитателя
• игровая технология
• технология «ТРИЗ» и др.
Речь ребенка в дошкольном возрасте развивается очень быстро, используются обучающие методики, соответствующие ФГОС, помогающие готовить детей к школе. От уровня подготовки дошкольников будет зависеть успешность при дальнейшем обучении в школе.
Дидактические игры, направленные на речевое развитие.
Чудесный мешочек
Цель: учить называть предмет и его описывать.
Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает педагог: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.». Ребенок вынимает другой предмет, называет его и описывает его по образцу педагога.
Угадай игрушку
Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание.
Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Педагог сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Затем, ребенок описывает игрушку, а дети называют ее.
Примечание: сначала указываются 1-2 признака, затем 3-4.
Назови как можно больше предметов
Цель: упражнять детей в чётком произношении слов.
Педагог предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только круглые, деревянные, красные предметы и т. д.)
«Волшебный кубик»
Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани.
Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук.
Ход. Ребё нок вместе с педагогом произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани - например, самолёт. Воспитатель спрашивает: «Что это?» и просит произнести гул самолёта.
Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Необычная песенка»
Правила игры. Ребёнок распевает гласные звуки на мотив любой знакомой ему мелодии.
«Эхо»
Правила игры. Педагог громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо.
Ход.
Воспитатель громко говорит: А-А-А. ребё нок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.
«Садовник и цветы»
Цель: закрепить знания детей о цветах (лесных ягодах, фруктах и т. д.)
Содержание этой игры можно легко изменить: «Садовник и фруктовые деревья», «Лесовик и лесные ягоды», «Дрессировщик и его звери» и т. д.
Ход.
Садовник описывает цветок, дети называют его название.
«Кто больше действий назовёт»
Цель: активно использовать в речи глаголы, образовывая различные глагольные формы.
Материал. Картинки: предметы одежды, самолёт, кукла, собака, солнце, дождь, снег.
«Расскажи сказку»
Цель. Заканчивать сказку по её началу.
Материал. Коврограф и атрибуты к сказке
«Разбуди котенка»
Цель. Активизировать в речи детей наименование детёнышей животных.
Материал. Элементы костюма животных (шапочка)
Ход
Дети надевают шапочки животных, засыпают, водящий будет их по очереди со словами: «Я разбудил волчонка, лисенка, котенка и т. д. меняется водящий, когда всех разбудит.
«Буратино-путешественник»
Цель. Ориентироваться в значении глаголов.
Материал. Кукла Буратино.
Ход.
Буратино - путешественник. Он путешествует по многим детским садам. Он расскажет о своих путешествиях, а вы отгадаете, в каких комнатах детского сада, уголке группы или на улице он побывал.
«Прятки»
Цель. Формирование морфологической стороны речи. Развивать у детей умение понимать предлоги и наречия, имеющие пространственное значение (в, на, за, под, около, между, рядом, слева, справа).
Материал. Мелкие игрушки.
«Почтальон принёс открытку»
Цель. Учить детей образовывать формы глагола в настоящем времени (рисует, танцует, бежит, скачет, лакает, поливает, мяукает, лает, гладит, барабанит и т. д.)
Материал. Открытки с изображением людей и животных, выполняющих различные действия.
«Что вокруг тебя?»
Цель: Учить детей объединять предметы по определенным признакам,
развивать внимание и память.
Материал.
Предметные картинки животных, растений, мебели, бытовой техники.
Ход
Дети выполняют задания:
- назови животных, растения, инструменты и т. д. ;
- назови предметы, которые могут быть в лесу, в городе, дома;
- найди и назови предметы, которых не может быть в лесу, в городе и т. д. ;
«Запомни и назови!»
Цель: Развивать зрительную память, внимание.
Материал.
Простые слова в два ряда печатными буквами.
Ход
Детям предлагают задание
-запомни слова в верхнем ряду, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить
и назвать все слова. Повтори задание.
-запомни слова в среднем столбике, а потом закрой глаза и постарайся
вспомнить и назвать все слова. Повтори задание.
-запомни слова на странице, а потом закрой глаза и постарайся вспомнить
и назвать все слова;
- назови все слова, кроме животных и т. д. ;
- назови новые для тебя слова;
-назови знакомые тебе слова.
«Тихо – громко!»
Цель: развивать интонацию и высоту голоса
Ход
Детям предлагают выполнить задание
- произнеси слова тихо;
- произнеси слова громко;
- представь, что ты - мышка, и скажи её голосом;
- представь, что ты - медведь, и скажи его голосом;
- произнеси одно слово тихо, а другое - громко;
- скажи с удивлением, с радостью и т. д.
«Один – много»
Цель: учить использовать в речи слова в единственном и во множественном числе.
Ход
Ребенку предлагают изменить слово так, чтобы вместо одного предмета
появилось много таких предметов (салат - салаты, помидор - помидоры).
И другое задание наоборот: «измени слово так, чтобы вместо многих предметов появился один предмет» (салаты – салат, помидоры - помидор) .
«Назови, кого не стало»
Цель: Развивать зрительную память, внимание, мышление, умение использовать в речи слова в родительном падеже.
Материал.
Игрушки с изображением животных на столе.
Ход
Ребенку предлагают закрыть глаза, в это время убирают со стола одну игрушку и предлагают назвать «Кого (чего) не стало?».
«Закончи предложения»
Цель: учить использовать в речи слова в дательном, винительном, творительном, предложном падеже.
Материал.
Предметные картинки.
Ход
Ребенку предлагают составить предложение с изображением на картинке.
«Рад кому? чему?», «Иду к кому? чему?».
-закончи предложения, используя названия предметов, изображенных
на картинках. «Вижу кого? что?», «Люблю кого? что?», «Смотрю на кого? на что?».
- «Любуюсь кем? чем?», «Лечу над кем, над чем?».
- «Думаю о ком? о чем?».
«Назови ласково»
Цель:
Учить детей изменять слова с помощью суффикса.
Лес – лесочек; совок – совочек; дом – домик.