Анжела Терещенко
Семинар «Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства»
Мне хочется вас попросить на минутку закрыть глаза, представить себе творческого человека, давайте возьмем, творческого ребенка, что его окружает. Открываем глаза, что вы себе представили? (ответы)
Да, это ребенок окруженный: красками, карандашами, пластилином, коробками, крышками, бутылочками, шишками, палочками, резиновыми шариками, опавшими листьями, т. е. предметами не связанными между собой. Объединяя свойства этих разных предметов, ребенок пытается создать что-то единое и полное смысла, например, зайца, куклу, самолет.
Публикация «Семинар „Метод фокальных объектов для развития творчества и изобретательства“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
В данном случае малыш-творец применяет метод фокальных объектов.
МФО впервые был предложен в 1926 году немецким профессором Ф. Кунце, а в 50-ые годы ХХ века усовершенствован американским ученым Чарльзом Вайтингом, где впервые был использован термин «фокальные объекты».
В чем он заключается?
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей путем присоединения к исходному объекту свойств, других, случайно вы-бранных объектов. Его еще называют «методом случайных объектов».
Рассмотрим несколько примеров.
Шаг 1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
Совершенствуемый объект : стул.
Шаг 2. Выбираем случайные объекты
Случайные объекты : елка, олень, фонарь
Шаг 3. Выделить свойства случайных объектов.
Характерные свойства или признаки случайных объектов
1. Елка: колючая
2. Олень: рогатый
3. Фонарик: светящийся
Шаг 4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
Новые сочетания
1. Стул колючий
2. Стул рогатый
3. Стул светящийся
Шаг 5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Новые идеи
• Стул с множеством колючек-ножек для устойчивости
• Стул с рогатой вешалкой для одежды или для игр детей
• Стул с подсветкой для людей с ослабленным зрением
Перед вами еще несколько идей по усовершенствованию стула.
Поиграем в игру «Изобретатели».
Игра «Изобретатели»
Цель: научить детей применять метод фокальных объектов при решении конструкторских задач по усовершенствованию предмета.
- Я заколдовала предмет, а вы попробуйте его расколдовать. Что это может быть? (нарисовала круг).
Ответ: Предположения.
1 шаг – выбираем фокальный объект
- Да, это яблоко. И так, мы выбрали фокальный объект – это яблоко. Сейчас мы попробуем вывести новый сорт яблок, а поможет нам в этом МФО.
- Что нам нужно сделать дальше?
Ответ: Выбрать случайные объекты.
2 шаг – выбираем случайные слова
1 вариант: Можно выбрать случайное слово из предметных картинок. Выбираем, это ….
2 вариант: Предложить ребенку назвать любое слово или «ткнуть пальцем в книгу», на какое слово попадет то и будет, если это не существительное, то выбрать рядом стоящее слово. Это…
3 вариант: Выбрать любую букву и назвать три слова, начинающиеся с заданной буквы (Яблоко – яма, ящерица, якорь, ячмень).
И так, мы выбрали 3 случайных объекта, (называю, нам нужно выделить их свойства, качества.
3 шаг – выделяем свойства случайных объектов
Используем вопросы – какой, какая, какое.
4 шаг – найденные свойства присоединяем к исходному объекту
Применяем слова-характеристики к нашему фокальному объекту.
5 шаг - полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
Рассматриваем: Как это можно использовать и для чего это нужно? Что это может быть? Где это можно применить? Кому это надо? Кто это будет покупать, и платить за это деньги?
6 шаг - смастерим?
Можно зарисовать или сконструировать особо удачные изобретения из подручных материалов.
Игра «Фантастическое животное» или «Несуществующее животное»
Цель: научить соединять воедино элементы различных животных и создавать новые образы на основе заданных характеристик.
Принцип игры аналогичный, выбирается случайное слово, выделяются его свойства и присоединяются к живому объекту.
Осьминогожираф - Живет в России. Зимой улетает в Африку. Питается фруктами, растениями. Любит есть, может ходить по воде.
Слонопрыг - Живет в воде и на земле. Очень добрый! Питается только растениями. Хорошо плавает и прыгает по деревьям. У него очень хороший слух и обоняние. Любит погулять где-нибудь в горах. Мне он очень нравится! Это очень редкий зверь. Живет только в Америке. Прыгучий. Занесен в Красную книгу.
Кошаверб - Живет в Африке. Питается мясом, мухами и кактусами. Есть семья. Привычки: всё время разговаривает. Живет до 100 лет.
Игра «Необычный подарок»
Приглашаю двух «девочек».
- Даша, какой подарок ты хотела бы получить от Никиты? (Книгу)
- А какую, опиши ее. (Большую, толстую, со сказками, в которой много картинок)
- Никита, а ты что хотел бы, чтобы тебе подарила Даша? (Машину)
- Опиши ее. (Красивую, с пультом управления)
Далее детям предлагается поменять свойства их подарков местами.
- Даша пусть у тебя будет книга с признаками машины Никиты, а у тебя Никита машина с признаками Дашиной книги. Что у нас получается?
Дети меняют признаки местами. Например:
Даша М. : - "У меня будет книга с пультом управления. Она ходит сама и рассказывает сказки"
Никита И. : - "А у меня машина, разукрашенная сказками. Или в моей машине живут сказки. А еще, толстая машина, так как в ней сидит много людей, которые едут показывать детям сказки".
Усложнение: предложить детям выбрать не один, а несколько предметов.
Метод фокальных объектов – это ловушка для идей!
Методы и приемы адаптированы для детей от 3 до 7 лет.
Способствует развитию : ассоциативного мышления, воображения, речи, фантазии.
Можно использовать на занятиях по речевому, познавательному и художественно-эстетическому развитию.
Надеюсь, МФО откроет для вас новые грани совместного творчества с детьми и станет еще одной ступенькой в освоении ТРИЗ.