Надежда Кутор
Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника
Подготовила: педагог-психолог Кутор Н. С.
Публикация «Сказкотерапия как метод психокоррекции и развития эмоционального мира дошкольника» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2016
От развития эмоционально-волевой сферы зависит формирование личности ребенка. Именно в дошкольном возрасте идет усвоение моральных норм, вырабатывается умение подчинять свои поступки и действия моральным и этическим правилам, складываются навыки поведения в коллективе. Следует заметить, что эмоционально-волевая сфера не развивается сама собой, а требует длительной кропотливой работы. Без должного развития она имеет все шансы сформироваться неправильно, в результате поведение ребенка может принять нежелательные формы, он может стать эгоистичным, избалованным, а интеллектуальные способности так и останутся невостребованными.
Психолог, работающий в дошкольном образовательном учреждении, каждый раз в случае оказания психологической помощи ребенку пытается разобраться в том, что происходит, и как помочь крошечному клиенту преодолеть возникшие трудности. Одним из наиболее эффективных средств работы с детьми дошкольного возраста является сказкотерапия, ведь развивающий и психотерапевтический потенциал сказок необычайно велик. Даже простое прочтение сказок некоторым помогает преодолеть многие жизненные трудности, а в работе с дошколятами дает удивительные результаты. Сочинение сказок, их рисование, разыгрывание ролей, а также подготовка декораций, изготовление героев помогают детям отработать свои эмоции (распознать, обозначить, проговорить их и др.).
В основе взаимодействия с детьми в рамках сказкотерапии лежат рассмотренные Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой в книге «Практикум по сказкотерапии» следующие положения:
• сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
•сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
•сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.
• сказкотерапия - процесс активизации ресурсов, потенциал |личности.
• сказкотерапия - процесс экологического образования воспитания ребенка.
• сказкотерапия - процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг.
• сказкотерапия - терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявиться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта; а главное в ней появляется чувство защищенности.
•сказкотерапия - природосообразная, органичная человеческому восприятию воспитательная система, проверенная многими поколениями предков.
•сказкотерапия - созерцание и раскрытие внутреннего внешнего мира, осмысление прожитого, моделирование будущего.
В 2015 – 2016 уч. г. педагогом-психологом была проделана следующая работа по сказкотерапии :
-знакомство и изучение практических методов использования различных сказок в дошкольном обучении и воспитании;
-пополнение методической базы кабинета новинками психолого-педагогической литературы и наглядными пособиями, сказочными героями-игрушками;
-изучение проблемных зон в развитии эмоциональной сферы дошкольников, а также выявление детей, нуждающихся в психокоррекционном воздействии по итогам мониторинга и по запросам воспитателей и родителей;
-составление списков, подгрупп детей;
-применение различных методов сказкотерапии в индивидуальной коррекционно-развивающей и в групповой форме работы с детьми (прочтение, анализ, придумывание окончания сказки, сказка на новый лад, сочинение сказки, драматизация, пересказ, рисование сказки);
-изготовление сказочных героев совместно с детьми на индивидуальных сеансах;
разработка рекомендаций для воспитателей и родителей относительно особенностей развития некоторых детей;
-разработка рекомендаций для воспитателей с целью повышения эффективности применения сказкотерапии (чтение, пересказ, драматизация и др.).
Изученная литература.
1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.
2. Огненко Н. Работа с образами животных: я, ты, тигр. – СПб. : Речь, 2006.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. – СПб. : Речь, 2006.
4. Тренинг п осказкотерапии/Под ред. Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2006.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Основы сказкотерапии. - СПб. : Речь, 2006.
6. Погосова Н. М. Погружение в сказку. Коррекционно-развивающая программа для детей. - СПб. : Речь, 2006.
7. Белинская Е. В. Сказочные тренинги для дошкольников и младших школьников. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008.
8. Титаренко В. А. Практический материал к сказкотерапии и развитию речи дошкольников. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
9. Гусарова Н. Н. Маленькие сказки и развивающие упражнения для дошкольников. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
10. Вачков И. В. Введение в сказкотерапию. — М. Генезис. 2011.
11. Гнездилов В. Авторская сказкотерапия. - СПб. : Речь, 2004.