Мария Калиничева
Семинар для педагогов на тему «Метод организации дидактических игр»
▼ Скачать +Заказ
Автор: Калиничева Мария, воспитатель ГККП «Ясли-сад № 19 г. Павлодара», Казахстан
План проведения:
1. Приветствие «Круг радости»
2. Теоретический материал
3. «Мозговой штурм
4. Конкурс «Словесная перепалка»
5. Конкурс «Слов больше, чем букв»
6. Игра «Подскажи слово»
7. Игра «Выгляни в окошко»
8. Конкурс «Шарады»
9. Динамическая пауза
10. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
11. Игра «Кто быстрее найдет слово»
12. Игра «Мяч передавай – слово называй»
13. Конкурс «Кто больше»
Публикация «Семинар для педагогов на тему „Метод организации дидактических игр“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
14. Творческий конкурс
15. Мини – игра «Устами младенца»
16. Конкурс на развитие выразительности речи.
17. Итог. Упражнение «Продолжи фразу»
18. Рефлексия «Солнышко»
Цель: Систематизирование и углубление знаний педагогов по теме «Метод организации дидактических игр».
Поделиться с педагогами своими разработками по данной теме.
Участники: педагоги
Форма проведения: игра «Брейн –ринг»
Время проведения:
-Посмотрите на доску. Пусть эта китайская пословица станет девизом нашего семинара : «Я слышу - я забываю,я вижу –я запоминаю, я делаю – я понимаю»
1. Добрый день, уважаемые коллеги! Мне очень приятно видеть всех вас сегодня. Сегодня в рамках семинара проводится брейн –ринг по теме «Метод организации дидактических игр». Вам предстоит выполнить задания, которые помогут выявить ваши знания по данной теме, продемонстрировать ваши многочисленные таланты.
Для начала проведем «Круг радости» с секретом. На полу по кругу расположены разноцветные круги (по количеству участников). Воспитатели становятся рядом с кругом. –Возьмите каждый по 1 кругу, переверните его, и вы увидите этот секрет –вы поймете, как вам нужно поприветствовать друг друга. (У кого нарисована улыб-ка – улыбнуться тому, кто стоит справа; у кого нарисована ладошка – пожать руку; у кого нарисовано сердечко – обнять.
И чтобы сразу включиться в работу предлагаю вам ответить на не-сколько простых вопросов.
Я рада вас видеть сегодня, друзья
Прошу отвечать громко «нет» или «да».
Едва не замерзли в дороге, в пути,
Но все равно на семинар вы пришли? (да)
Хочу я услышать ваш честный ответ, Детей вы любите? Да или нет? (да!)
Чтоб деткам своим во всем помогать вы новое что –то хотите узнать? (да)
Кошмар этот помним с студенческих лет мы скучные лекции слуша-ем? (нет)
Чтоб дух игры нам сохранить,
Вам нужно в работе активными быть? (да)
Тогда вас прошу мне во всем помогать, приветствие кончилось, можно начать! (участники садятся за столы)
2. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами по-знания связей между предметами и явлениями позволит игра.
Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Организовать и провести дидактическую игру – задача достаточно сложная для педагога.
Можно выделить следующие основные условия проведения дидактической игры :
- наличие у воспитателя определённых знаний и умений относительно дидактических игр;
- выразительность проведения игры. Это обеспечивает интерес детей, же-лание слушать, участвовать в игре;
- необходимость включения педагога в игру. Он является участником и руководителем игры. Воспитатель должен обеспечить поступательное раз-витие игры в соответствии с учебными и воспитательными задачами, но при этом не оказывать давления, выполнять второстепенную роль, неза-метно для процесса игры.
Какому моменту игры надо уделять особое внимание, какие воспитатель-ные цели преследуются при проведении игры? Нельзя забывать, что за иг-рой стоит учебный процесс. И задача взрослого – направить ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд детей занимательным и продуктивным.
Проведение дидактических игр включает :
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них);
- объяснение хода и правил игры. При этом воспитатель обращает внима-ние на поведение детей в соответствии с правилами игры, на четкое выполнение правил;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату (например, если кто-то из ребят подсматривает, когда надо закрыть глаза);
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
- подведение итогов игры – это ответственный момент в руководстве ею, т. к. по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Речевое развитие дошкольника –важнейшая из всех образовательных об-ластей. Не менее важно познавательное или физическое, творческое или социальное, но возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности? По-этому о месте речевого развития в полноценном формировании личности не стоит и спорить….
3 Чтобы вспомнить теоретические знания проведем «Мозговой штурм»
На вопросы - не зевай, очень быстро отвечай!
• Что мы понимаем под развитием речи дошкольника? (развитие речи дошкольника –работа над всеми сторонами речи).
• Перечислите задачи по развитию речи детей дошкольного возраста (развитие словаря, формир–е грам. строя речи, воспитание ЗКР, развитие связной речи, подготовка детей к обучению гра-моте, развитие речевого дыхания, выразительности.)
• Назовите формы речи (диалогическая и монологическая)
• Назовите ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
• Несколько слов, связанных по смыслу и грамматически (предложение)
• Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, творческое рассказывание и рассказывание из опыта.)
• Все слова языка (лексика)
• Какой главный орган артикуляции у человека? (язык)
• Слова, одной и той же части речи, имеющие противопо-ложные значения (антонимы)
• Слова одной и той же части речи одинаково звучащие, но различные по звучанию (омонимы)
• Раздел науки изучающий звуки речи (фонетика)
Участники делятся на 2 команды выбирают названия
Ребенок осваивает речь начина со звукового строя языка, по-этому не менее важно развивать фонематический слух у ребенка.
4. Конкурс «Словесная перепалка»
Задание: назвать слова со звуком «Л», «Р»
5. Конкурс «Слов больше, чем букв»
Задание: за 1 минуту из предложенных букв на круге найти как можно больше слов. Читать нужно по ходу часовой стрелки и в об-ратном направлении, но обязательно подряд. КОЛЕСО, САДКО. (осел. сокол, ода, осадок, коса, лесок, село, док, ад. Код)
6. Игра «Подскажи слово»
Участники становятся в круг ведущий бросает мяч и говорит фразу, участник, возвращая мяч говорит нужное слово»
• У голубя перья, а у лисы …
• Цыпленок желтый, а курица….
• У кошки котята, а у слонихи …
• У ребенка рука, а у куклы…
• Сокол летает, а страус…
• У белки дупло, а лисы…
• У лошади хвост лошадиный, а у собаки…
• Соль в солонке, а масло…
• Кошка мяукает, а воробей…
• У зайчихи зайчонок, а у индейки… (индюшонок)
• Я работаю в детском саде №, а Вы….
7. ТРИЗовская - игра «Выгляни в окошко» (метод ассоциации). В раскрашенную рамочку –окошко с закрывающимися створками выстав-ляются лисы цветной бумаги. Створки отворяются. Предлагаю участни-кам 1 команды «выглянуть в окошко» - пофантазировать и рассказать, что они видят «за окном» Для 2 команды в окно вставить лист другим цветом.
(Обычно за белым листом «видят» зимний пейзаж, каток, больницу и т. п.)
8. Конкурс «Шарады»
Задание: отгадать пары слов, отличающихся только одной буквой.
• С буквой «У» на нем сидят,
С «О» и пишут и едят. (стул-стол)
• С буквой «П» идет он от кастрюли,
С буквой «Ш» на ниточке у Юли.
• С буквой «Н» он детям ночью снится,
С буквой «К» в жару дает напиться (сон –сок)
• С буквой «Р» вас сыпью награждает,
С буквой «Н» на скачках побеждает. (корь – конь)
• С буквой «В» я часть рубашки,
А без «В» -я часть Наташки. (рукав –рука)
• С буквой «Д» -вас в дом пускает,
С буквой «З» - рычит, кусает. (дверь –зверь)
9. Динамическая пауза. Игра «Насос и мяч»
Одна команда – «насосы», другая – «мячи». «Мячи» стоят, обмякнув всем телом, ноги согнуты, руки и шея расслаблены, корпус немного наклонен вперед, голова опущена (наши мячи еще не наполнены возду-хом). «Насосы» активно надувают «мячи», произнося с- с-с-с-с Начали! «Мячи» надули, но если шланг «насоса» выдергивается, то из «мяча» с сильным шипением выходит воздух ш- ш-ш –ш –ш. А сейчас меняемся ролями.
10. Игра «Что такое хорошо и что такое плохо»
Показываю предмет, например, стеклянный стакан. Одна команда ищет у него достоинства (чем он хорош, а другая –недостатки. Одни говорят: «Стакан красивый, на нем яркая наклейка –это хорошо. Он прозрачный, сквозь стенки виден цвет жидкости –это хорошо. А другая команда утверждает: «Стакан хрупкий, его легко разбить –это плохо. У него нет ручки и горячий чай трудно держать –это плохо».
11. Д /игра «Кто быстрее найдет слово» Ведущий показывает карточку с зашифрованным словом, участники угадывают (игра полезна тем, что развивается зрительное внимание, мышление, логика. Для детей старшей и подгот. групп.
12. Игра с передачей мяча «Мяч передавай – слово называй»
Все участники стоят в кругу. Ведущий: «Скажем мы из слов цепочку, мяч не даст поставить точку». Один из участников называет слово, передает мяч рядом стоящему, называя слово на последний звук предыдущего сло-ва и т. д. (дом –машина –автобус –слива)
-Наш следующий конкурс посвящается крылатой мудрости народа –пословицам. Едва ли найдется такой человек, который не пользуется муд-рыми изречениями народа. Недаром говорится, «Без угла дом строится, без пословицы речь не молвится.»
13. Конкурс «Кто больше!» с помощью карточек: какая команда назовет пословицы и поговорки, в которых были бы указаны числа и назвать по-словицы и поговорки, в которых бы упоминалась пища, еда.
• Семь бед - один ответ. Семеро ворот да все в огород. В трех соснах заблудился. У семерых нянек дитя без глаз. За семь верст киселя хлебать. За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Конь на 4х ногах спотыкается. Один за всех и все за од-ного.
• Покой пьет воду, а беспокойство – мед. Не хлебом еди-ным жив человек. Хочешь есть калачи не сиди на печи. Без соли не вкусно, без хлеба не сытно. Щи да каша – пища наша. Как сыр в масле катается. Пить да гулять – добра не видать.
14. Творческий конкурс.
Задание: нужно за 1 мин. Нарисовать половицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать»
• Для 1 команды «Не плюй в колодец: случиться воды напиться.
• Для 2 команды «Не красна изба углами, а красна пирогами»
12 «Найди ошибку и исправь»
Командам дают по 3 карточки, прочитать пословицу правильно, заменив одно слово.
1 команде: «У каждого своя голова на шее» (голова)
«Пришел, увидел, купил». (победил)
«Не откладывай на завтра то, что можно сделать послезавтра» (сегодня)
2 команде: «Одна голова хорошо, а две некрасиво» (лучше)
«Мало хотеть, надо клянчить (уметь)
«Землю красит солнце, а человека парикмахер (труд)
- Отдохните от забот, пусть улыбка к вам придет!
Конкурс «Ералаш»
Командам раздают текст, в котором нужно все расставить по местам (кто быстрее)
Злой кабан (томился в клетке)
Пароход (сидел на ветке)
Дикобраз (давал гудки)
Соловей (точил клыки)
Кошка (физику учила)
Буратино (шил себе штаны)
Оля (хвостик свой ловила)
Портной (все поел блины)
Кот (накрыт к обеду был)
Чиж (усами шевелил)
Рак (летал под облаками)
Стол (гонялся за мышами)
15. Мини –игра «Устами младенца»
Задание: каждой команде надо отгадать то, о чем говорят дети. По-слушаем наших детей /видеозапись/
• Он бывает у каждого. Его долго ждешь, а он быстро про-ходит. Он бывает в разное время года. Бывает очень много гостей. И всегда что-то дарят. Я его очень люблю.
• Бывает длинный и короткий, имеет начало и конец (отрезок)
• Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (1 команде)
• Любят меня все, я расту в земле, а живу в погребе. Могу быть мелкой, могу быть темной и светлой. Сырой меня едят редко, но жарят, варят, сажают меня одну, а выкапывают много. Я его очень люблю.
• Бывает у дома, у шкафа, у стола. Там иногда находятся дети. Я сам тоже бываю.
• Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (2 команде)
16. Конкурс на развитие выразительной речи.
Задание: произнесите слово «МОЛОДЕЦ»
1 команда: (тихо, нежно, иронично, восторженно)
2 команда: (громко, удивленно, ласково, требовательно)
17. Упражнение «Продолжи предложение»
Воспитателям по очереди предлагается продолжить свой вариант фраз:
- «Мне нравятся дидактические игры, потому что …»
- «Мне не нравятся дидактические игры, потому что ….»
- «Мне нравятся игры по развитию речи так как я….»
-«Больше всего мне нравятся …. Игры, потому что….»
-«Я думаю, что игра полезна тем, что…»
-«Моя самая любимая игра…., потому что…»
-«Я считаю, что в игре дети учатся…»
-«Мне не нравятся интеллектуальные игры тем, что…»
- «На мой взгляд, самые полезные игры для детей это….потому что…»
-«Я думаю, что в игре каждый ребёнок….»
Итак, дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В дидактических играх происходит не только усвоение учебных знаний, умений и навыков, но и развиваются все психические процессы детей, их эмоционально – волевая сфера, способности и умения. Дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Умелое использование дидактической игры в учебном процессе облегчает его, так как игровая деятельность привычна ребёнку. Через игру быстрее познаются закономерности обучения. Положительные эмоции облегчают процесс познания.
Кроме того, дидактическая игра входит в целостный педагогический про цесс, сочетается и взаимосвязана с другими формами обучения и воспитания.
Хочу закончить нашу встречу притчей:
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, муд-рец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: скажет живая – я ее умертвляю, скажет мертвая – выпущу. Мудрец, поду-мав, ответил: «Все в твоих руках». Эту притчу Я ВЗЯЛА не случайно. Ведь все действительно в наших руках, не бойтесь творить, искать что-то новое, познавать неизвестное.
18. Рефлексия «Солнышко»
Самым активным этапом усвоения родного языка для ребенка является дошкольный период. Развитие речи в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач для умственного и нравственного развития детей. И чем раньше будет начата работа по усвоению родного языка, тем более продуктивным будет воспитание ребенка, тем более полноценно он будет пользоваться им в дальнейшем. Чем лучше ребенок владеет родным языком, тем легче ему общаться с окружающими людьми. Посредством речи реализуется основная функция языка – коммуникативная.