Ольга Федяева
Семинар — игра «Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников
Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста не может существовать изолированно и взаимодействует со всеми сторонами жизни малышей и семьи. Особенно оно ярко проявляется в любых видах изобразительной деятельности, труде, при соприкосновении с художественной литературой и музыкой.
Публикация «Семинар — игра „Роль игры в эстетическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
В современных условиях воспитания детей выдвигаются следующие задачи эстетического воспитания :
• Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические чувства и представления детей, используя при этом художественную литературу, музыку, природу.
• Приобщать детей посильно вносить элементы прекрасного в быт семьи.
• Развивать художественно-творческие способности детей, используя занятия рисованием, лепкой, аппликацией и т. п.
Так же целью эстетического воспитания ребёнка является :
1. Умение следить за своим внешним видом, не допускать беспорядка в одежде, обуви, прическе и т. п.
2. Соблюдать простейшие правила поведения в коллективах семьи и сверстников.
3. Воспитывать желание активно участвовать в праздниках.
4. Испытывать интерес к окружающей жизни, замечать красоту на улицах и детских площадках, в парках и прочее.
5. Уметь выразить свое эмоциональное отношение к игре и игрушкам.
6. Игрушка и эстетическое воспитание детей
7. Эстетическое воспитание ребёнка дошкольного возраста эффективнее всего формировать через игрушку.
8. Рассмотрим самую распространённую игрушку – куклу. Есть куклы, изображающие людей в разных национальных костюмах, с их помощью взрослые знакомят дошкольников с особенностями костюмов братских с нами народов и народов, населяющих нашу планету, с особенностями быта, обычаями и обрядами.
Так же у малышей воспитываются чувства уважения и симпатии к людям разных национальностей, что немаловажно было во все времена и в настоящее время особенно. Куклы в костюмах военных, рабочих развивают у ребят интерес к профессиям, уважение к людям труда, чувства патриотизма и т. п. Наконец, есть просто куклы – девочки и мальчики, с которыми дети воспроизводят движения, подражая взрослым, самостоятельно придумывают сюжеты игр с ними: одевание, раздевание, укладывание спать, умывание, приглашение её в гости и прочее. Но чаще всего можно наблюдать такую ситуацию в семьях: подарили Марине (девочке 4 года) на день рождения красивую куклу, мама поставила куклу на полку шкафа. Когда гости разошлись, все домашние стали заниматься своими делами, Марина достала куклу с полки, рассмотрела её платье, бельё под платьем, туфельки и поставила обратно. Прошёл день, другой, девочка о кукле не вспомнила. Почему такое возможно? Здесь возможны разные варианты:
• Кукла слишком нарядная, и девочка просто боится испачкать её одежду.
• Нет сопутствующих атрибутов для игры с данной куклой (коляска, кроватка, одежда, в которую её можно переодеть, посуда и прочее).
• Нет интереса к игре с куклой или девочка просто не знает, как с ней играть.
Могут быть, безусловно, и другие варианты, но в любом случае взрослые должны показать процесс обыгрывания игрушки. Знакомя с новой куклой, рассказываем ребёнку от имени куклы, откуда она приехала, как её звать, в каком городе сделана и т. д., таким образом, развивается у ребёнка воображение, представления о действии с игрушкой и прочее. Если вам предстоит познакомить своего малыша, например, с дымковской куклой, обязательно рассмотрите рисунок, нанесенный на её платье, используйте чтение стихов, потешек, пение песенок, элементы игры. Таким способом вы вызовете интерес ребёнка к игрушке, сообщите ему новые сведения о ней, а так же решите задачи художественно-эстетического воспитания и развития ребёнка.
Позднее можно и нужно давать рисовать элементы кукольного костюма (роспись народной игрушки). Все народные игрушки – куклы, глиняные изображения зверей, птиц, деревянные игрушки имеют яркую окраску, рисунки на них выразительны и понятны детям, всё это развивает эстетический вкус у детей.
Изображения зверей, животных, птиц и т. п. способствуют развитию сюжетной игры, в которой развивается речь и общительность малышей.
Эстетическому развитию и воспитанию детей дошкольного возраста способствуют музыкальные и озвученные игрушки (погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки и т. п., а так же игрушки, изображающие музыкальные инструменты (гармони, пианино, бубны, балалайки). Все они, как правило, привлекают внимание детей своей красочностью, яркостью и красивой росписью. При пользовании такими игрушками взрослым следует следить, чтобы звуки, издаваемые ими, были чистыми и не допускать резких, слишком громких для слуха звуков.
Целям эстетического воспитания, развития речи, мышления, воображения, воспроизведения способствуют, так называемые, театральные игрушки, наиболее распространёнными из них являются Петрушка, Буратино. Показ театральных игрушек сопровождается определённым текстом, поэтому и способствует развитию речи, умения слушать, вовремя отвечать на вопросы, подавать реплику.
Литература
1. Акулова О. А. Театрализованные игры /О. А. Акулова // Дошкольное воспитание. - 2011. - N4. - с. 45.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. - М. : Просвещение, 2011. - 125 с.
3. Ветлугина Н. А. Эстетическое воспитание в детском саду/ Н. А. Ветлугина. – М. : Сфера, 2012.- 146с.
4. Рукавицин М. М. Эстетическое воспитание детей/ М. М. Рукавицин. -М. : Сфера,2011.-110 с.