Лучший педагог года

Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений»

майорова юлия
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений»
▼ Скачать + Заказать документы

Семинар для педагогов ДОУ по теме : «Развитие речи дошкольников через активизацию познавательных и интеллектуальных способностей посредством игровых заданий и упражнений».

Цель семинара : Поиск лучших методов и приёмов работы с детьми дошкольного возраста. Актуализация, совершенствование знаний и накопление опыта педагогов.

Публикация «Семинар для педагогов ДОУ „Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений“» размещена в разделах

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности детей. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в развитии восприятия, внимания, мышления, памяти, речи детей. Все психические процессы у ребёнка развиваются с прямым участием речи. Связь речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Мыслительные процессы ребёнка занимают большое место в развитии лексико – грамматической и смысловой сторон речи. Речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием мыслительных процессов. Одним из важнейших условий организации мыслительной деятельности является внимание, которое направляет и регулирует процессы восприятия, памяти, мышления.

Речь – это существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать мир, передать свои знания и опыт другим людям. Речь – это средство выражения мыслей. Для успешного овладения грамотой и письменной речью в школе ребёнок должен полноценно владеть речевыми звуками (правильное произношение звуков, умение различать звуки на слух, иметь достаточный словарный запас, должна быть достаточная сформированность грамматических систем, владеть связной речью.

Полноценность развития таких психических функций, как память, внимание, мышление, восприятие, а также развитие тонкой ручной моторики является необходимыми предпосылками овладения письмом.

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе. Ребёнок должен научиться удерживать внимание на заданиях в игре. Поэтому для будущих первоклассников очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития их свойств (объёма, концентрации, распределения, переключения, устойчивости).

Педагог должен научить ребёнка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Для детей более естественно запоминание материала, включённого в игровую деятельность.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте одно из направлений умственного развития. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребёнком навыкам чтения, письма, счёта.

Мышление. Изменение в мышлении дошкольника прежде всего связаны с тем, что устанавливаются всё более тесные взаимосвязи мышления с речью. Такие взаимосвязи приводят, во–первых, к появлению развёрнутого мыслительного процесса-рассуждения, во–вторых, к перестройке взаимоотношений практической и умственной деятельности, когда речь начинает выполнять планирующую функцию, в– третьих, к бурному развитию мыслительных операций.

Работа по устранению недостатков речи должна строиться на активизации познавательной деятельности. Совместные игры и занятия формируют и закрепляют у дошкольников коммуникативные умения, создаётся положительный фон для регуляции речевого поведения. На каждом занятии необходимо наряду с развитием речи учить детей правильно логически мыслить, сравнивать, обобщать, развивать навыки анализа и синтеза, учить контролировать свою и чужую речь, развивать общую и мелкую моторику, зрительную и слуховую память и внимание.

Игры по развитию внимания.

«Яблоко»

Цель: обучение способности: концентрировать внимание; уметь сосредоточиться на зрительной информации находить отличительные признаки похожих предметов.

Описание задания : Тарелка с яблоками. Ребёнок выбирает себе яблоко, внимательно рассматривает его, запоминает и кладёт обратно. Педагог перемешивает его с другими, а ребёнок должен найти своё яблоко.

Речевая задача : развивать умение подбирать прилагательные к слову яблоко, оно какое? (круглое, большое, красное, наливное, сочное). Обогащать словарный запас. Составлять описательный рассказ про яблоко.

«Ловушка»

Цель: Снятие эмоционального напряжения.

Описание задания : Педагог рассказывает ребёнку историю, состоящую из нелепостей: «Летом я была в деревне. В первый летний месяц март мы собирали яблоки. Они уродились на славу: каждое с размером с футбольный мяч. Мой любимый сорт – синие яблоки. В первый день сбора я забыла надеть шапку и слегка отморозила уши. Но в остальном месяц прошёл без приключений».

Речевая задача : Развивать умение понимать нелепую ситуацию и исправлять её, изменять и составлять предложения с правильным смысловым содержанием. Развивать связную речь.

«Текстура»

Цель: Обучение способности распознавать предметы по тактильным ощущениям.

Описание задания : Ребёнку закрывают глаза платочком, шарфиком и он выбирает на ощупь предметы из ткани, шерсти, деревянную дудочку, ватную палочку, металлический брусок. Он должен с помощью тактильных ощущений узнать предмет и назвать его.

Речевая задача : Определить и назвать предмет на ощупь, назвать из какого материала он изготовлен и его признаки – подбор прилагательных (мягкий, шершавый, пушистый гладкий, холодный….). Развивать словарный запас.

«Найди отличия»

Цель: развитие концентрации внимания.

Описание задания : Посмотреть на две картинки и назвать между ними отличия.

Речевая задача :

Развивать связную речь детей, совершенствовать навык подбора слов – антонимов (грустное лицо – весёлое лицо, далеко - близко).

Игры по развитию памяти.

«Запомни картинки»

Цель: развитие зрительной памяти.

Описание задания : Взять несколько картинок с изображением предметов (около 5). Ребёнок рассматривает их, может назвать, что изображено на картинках и запоминает, что на них нарисовано. Называет он их только в том случае, если внесён предмет, название которого он раньше не знал. Затем картинки переворачиваются. Педагог показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображённый на ней.

Речевая задача : Развитие и пополнение словарного запаса.

Это задание можно усложнить. Характер работы усложняется тем, что ребёнку необходимо сделать самостоятельный выбор средств опосредования (найти соответствующую картинку к слову). Перед ребёнком раскладывают карточки лицом вверх, затем называют слово и просят отобрать ту карточку, которая больше всего может помочь запомнить и воспроизвести слово (снежинка – снеговик, обед – хлеб.). При этом ребёнка просят сказать, как карточка может помочь вспомнить соответствующее слово. Эти карточки можно дать через какое – то время в произвольном порядке. Ребёнок должен вспомнить эти слова.

Речевая задача : Развивать умение логически мыслить и рассуждать, вводить в речь сложные предложения (Я подобрал к снежинке снеговика потому, что снеговика мы лепим зимой из снега).

«Спрячь игрушки»

Цель: Развитие целенаправленного запоминания и припоминания.

Описание задания : Педагог просит ребёнка расставить игрушки или любые предметы вокруг коробки. При этом ставит ребёнку условие, что через несколько дней он должен будет вспомнить, куда и какую игрушку он положил (карандаш в коробку, тетрадь под коробку, снежинку на коробку)

Речевая задача : Развивать умение правильно употреблять предлоги в речи.

«Рассмотри внимательно»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Описание задания : Педагог просит внимательно рассмотреть сюжетную картинку и запомнить как можно больше деталей. Затем картинку закрывает и задаёт по ней вопросы. (Что держал в лапках зайчик? Что ёжик нёс на праздник на своих иголках).

Речевая задача : Развивать умение отвечать на вопросы по сюжетной картинке, что способствует совершенствованию навыка составления описательного рассказа по сюжетной картинке. Развивать связную речь.

Игры по развитию восприятия

«Снежинки»

Цель: Развитие пространственных представлений.

Описание задания : Ребёнку предлагается попарно соединить одинаковые кружочки, чтобы получилась красивая снежинка. При этом ребёнок должен назвать признаки кружочков, которые соединяет.

Речевая цель: Развивать умение называть признаки предметов – подбор прилагательных: (большие, маленькие, голубые, синие, белые, пустые, закрашенные, учить согласовывать существительные «кружочки» с числительными (1 маленький кружочек, 4 голубых кружочка, 5 синих кружочков).

«Что забыл нарисовать художник»

Цель: Развитие наблюдательности, умения использовать при восприятии свой прошлый опыт и знания.

Описание задания : На карточках нарисованы расчёска без зубчиков, диван без ножки…Ребё нку предлагается ответить: «Что забыл нарисовать художник?

Речевая задача : Совершенствовать умение правильно употреблять окончания существительных.

«Загадочные животные»

Цель: Развитие зрительного восприятия, внимания и воображения.

Описание задания : Раздать карточки с необычными животными, предложить подобрать карточки с животными, которые на него похожи.

Речевая цель: Развитие и пополнение словарного запаса (хобот, копыта, вымя.). Развивать умение образовывать притяжательные прилагательные, отвечая на вопросы: Чей хвост? (рыбий хвост, Чьи ноги? (ноги лосиные) Чья голова? (голова заячья….

Игры по развитию мышления

«Четвёртый лишний»

Цель: Развитие умения классифицировать предметы по существенным признакам и обобщать.

Описание задания : Педагог ребёнку поочерёдно показывают картинки и просит назвать, какая из 4 – х лишняя и почему.

Речевая задача : Пополнение словарного запаса, развитие умения употреблять в речи обобщающие понятия (существительные). Одежда, обувь, фрукты, овощи.

«Логический поезд»

Цель: Развитие мышления, памяти, фантазии.

Описание задания : «Кто поедет к бабушке на Алтай, во Францию, на каникулы». Карточка – паровозик кладётся на середину стола. Остальные карточки раздаются игрокам, игроки их друг другу не показывают. Тот кто первым выбирает карточку из принадлежавших ему и говорит: «На Алтай поедет. Он должен перечислить признаки предмета, описать, не называя его. Все остальные играющие отгадывают, кого же отправит на Алтай первый играющий. Отгадавшему переходит право хода, а вагончик с правильно угаданной картинкой «прицепляют» к поезду.

Речевая задача : Развивать умение описывать предметную картинку, подбирать необходимые признаки предмета (она прямоугольная, сделана из бумаги, в ней клеточки, у неё есть обложка, листочки… - тетрадь).

«Длинная история»

Цель, что и в логическом поезде.

Описание задания : Карточки разделить между игроками поровну. Первый игрок выкладывает карточку на стол и придумывает предложение, в котором упоминается изображённый на карточке предмет. Второй игрок выкладывает любую свою карточку, тоже составляя предложение, чтобы оно образовывало с предыдущим связный рассказ.

Речевая задача : Развивать умение составлять предложение с предложенной картинкой, на которой изображён предмет. Развивать связную речь и умение составлять рассказ, объединённый общим сюжетом.

«Что сначала, что потом?»

Цель: Развивать умение устанавливать причинно - следственные связи, делать обобщения, давать оценки воспринимаемым ситуациям.

Описание задания : Ребёнку предлагаются карточки с сюжетными картинками. Педагог предлагает разложить серию картинок в нужной последовательности и составить по ним связный рассказ: «Что было сначала, что произошло потом, и чем всё это закончилось?»

Речевая задача : Развитие связной речи.

Нормализация речи в сочетании с активизацией познавательной деятельности, а так же мышления, памяти, внимания и восприятия позволит обеспечить полноценную готовность детей к обучению в школе

Публикации по теме:

Консультация для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников в процессе повседневного общения» Речь является непременным условием и необходимым компонентом осуществления любой деятельности - теоретической и практической, коллективной.

Консультация для воспитателей «Развитие связной диалогической речи посредством игр и игровых упражнений» Развитие связной диалогической речи по средствам игр игровых упражнений. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать.

Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.» Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую.

План по самообразованию «Развитие речи дошкольников посредствам организации игровых упражнений и развивающих игр» Цель: изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по.

Презентация «Развитие звуковой культуры речи посредством игр и игровых упражнений» 2 слайд Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры.. Звуковая сторона речи – средство, позволяющее каждому.

Развитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражненийРазвитие математических способностей у детей с ОНР посредством дидактических игр, творческих заданий и упражнений Формирование математических представлений у детей логопедической группы имеет некоторые особенности. Это обусловлено тем, что у детей-логопатов.

Семинар для педагогов ДОУ «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников» Семинар «Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО".

Семинар для педагогов ДОУ Тема: Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технол Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Система игровых заданий для автоматизации звука [Ш] и развития речевых навыков у дошкольников Система игровых заданий для автоматизации звука [Ш] и развития речевых навыков у дошкольников. Ермензина Л. В. Учитель-логопед ДОУ ЦРР «Снежинка».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений»
Опубликовано: 12 февраля 2018 в 16:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Семинар для педагогов ДОУ «Развитие речи дошкольников посредством игровых заданий и упражнений»» (включая файлы) размещена пользователем майорова юлия в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД