Юлия Игоревна
Отчёт по самообразованию: «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема моего самообразования – «Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр.», которую я обозначила для себя. Тема выбрана мной не случайно. Данная тема очень актуальна для дошкольного образования, ведь овладение правильной связной речью способствует формирование у ребенка уверенности в себе, развитию мышления, коммуникативных качеств. Развитие речи у детей считают одной из главных задач детского сада, так как смысловое развернутое высказывание обеспечивает общение и полноценное взаимодействие детей и взрослых; дает возможность поделиться с ними накопленными впечатлениями, а также получить необходимую информацию. Связное высказывание дошкольника свидетельствует, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем и одновременно отражает уровень готовности ребенка к школе.
Публикация «Отчёт по самообразованию: „Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр,“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Что касается игры? Игра – основной и наиболее доступный для ребенка вид деятельности. Играя, дети обучаются всему тому, что так пригодиться в жизни. Поэтому именно с помощью «игры» я и решила развивать речь детей.
По результатам итоговой диагностики в 2015 – 2016 учебном году у детей первой младшей группы выявлено, что речевая деятельность требует к себе внимания со стороны взрослых.
В связи с чем в работе с детьми второй младшей группы в 2016– 2017 учебном году было определено направление работы.
Была намечена цель работы: развитие речи посредством организации игровых упражнений и развивающих игр с детьми дошкольного возраста.
Для достижения цели были поставлены задачи:
- способствовать развитию речи через привлечение младших дошкольников к участию в игровых упражнениях и играх разного плана (пальчиковых, речевых, коммуникативных, подвижных и настольных дидактических);
- мотивировать к включению младших дошкольников в игровую деятельность для развития речи;
- пополнить картотеки пальчиковыми, речевыми, коммуникативными и подвижными играми;
- в процессе взаимодействия между детьми в игровой деятельности способствовать повышению речевой активности;
- расширить кругозор родителей об особенностях развития речи младших дошкольников.
Поставленные задачи решались при выполнении определё нных условий:
- подбор игровых упражнений и развивающих игр осуществлялся в соответствии с возрастом и индивидуальным уровнем развития младших дошкольников;
- игровые упражнения и развивающие игры использовались целесообразно и систематически в совместной и самостоятельной деятельности;
- для эффективной организации работы регулярно обогащалась соответствующая предметно-развивающая среда;
- осуществлялось просвещение родителей в данном направлении.
Для решения поставленных задач была организована система работы.
В начале 2016 – 2017 учебного года была проведена диагностика с целью выявления реального уровня развития речи у детей второй младшей группы.
На начало учебного года у дошкольников второй младшей группы были выявлены следующие показатели:
Низкий уровень развития 10%-2чел.
Средний уровень развития 74%-14чел.
Высокий уровень развития 16%-3чел.
Вся дальнейшая работа была направлена на повышение уровня развития речи в процессе использования игровых упражнений и развивающих игр.
Содержание работы включает в себя целенаправленное и систематическое использование игровых упражнений и развивающих игр для развития речи.
Для работы с детьми разрабатывался план внедрения игр по развитию речи в совместную и самостоятельную деятельность.
Игры вводились постепенно и целенаправленно: сначала пальчиковые игры и скороговорки, к ним постепенно были добавлены подвижные игры словесного плана, затем дыхательные упражнения и речевые игры, позже – усиленное внимание дошкольников было привлечено к настольным дидактическим играм, и ближе к концу года стали внедряться коммуникативные игры.
Вся намеченная работа способствовала существенному пополнению развивающей среды, а именно обогатились картотеки:
- пальчиковых игр;
- подвижных игр;
- физминуток (со словесным содержанием);
- дыхательных упражнений;
- речевых игр;
- коммуникативных игр.
Была организована работа с дошкольниками по изучению скороговорок.
Настольные дидактические игры и пособия для развития речи в работе с дошкольниками использовались целесообразно и систематически сначала в совместной, а затем и самостоятельной деятельности. Такие игры как «Уютный домик», «Чей малыш», «Мама, папа и я», «Цвета», «Учим фигуры» и многие другие.
В работе с воспитанниками были использованы различные методы:
- словесные (проговаривание пальчиковых игр и скороговорок, словесное оговаривание полученного результата после сбора карточек в настольных дидактических играх);
- наглядные
(использование иллюстраций при работе со скороговорками и пальчиковыми играми, множественные иллюстрации в настольных дидактических играх, показ движений рук и пальцев в процессе проговаривания пальчиковых игр);
- практические
(игры пальчиками; работа с настольными дидактическими играми и пособиями; подготовка выступлений воспитанников для утренников).
В ходе работы была организована и работа с родителями по данному направлению:
- были представлены консультации: «Особенности развития речи младших дошкольников», «Речевая деятельность в условиях семьи»; «Игры для развития мелкой моторики дошкольников»
- проведено родительское собрание в форме брейн-ринга «Речевые игры дошкольников» с целью ознакомления родителей с одним из видов деятельности дошкольников – речевой. Родительское собрание «Играя, развиваем речь!»
В ходе проведения собрания были решены задачи:
- обращено внимание родителей на речевую деятельность дошкольников в соответствии с возрастными особенностями;
- родители познакомились с условиями, от которых зависит успешное речевое развитие детей;
- посредством организации брейн-ринга (соревновательного проигрывания дидактических игр) родители познакомились с содержанием развивающей предметно-пространственной среды группы, способствующей развитию и обогащению речи воспитанников.
Благодаря последовательной целенаправленной систематической работе по вышеобозначенному направлению были выявлены положительные изменения. По результатам диагностики выявлены следующие показатели:
Группа №3 Конец года
Низкий уровень развития 6%-1чел.
Средний уровень развития 31%-6чел.
Высокий уровень развития 63%-12чел.
Хочется отметить, что организуемая в данном направлении работа способствует формированию у дошкольников следующих целевых ориентиров:
- хорошее владение устной речью;
- умение использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний;
- умение построить речевое высказывание в ситуации общения;
- развитие крупной и мелкой моторики.
Сроки (начало- окончание) Содержание деятельности Форма предоставления результатов
В течение года
Чтение стихов, загадывание загадок, наблюдение, беседы, лепка, рисование, упражнения, игры, эксперименты и опыты.
Сентябрь -Организовать консультацию для родителей.
-Оформить папку передвижку.
-Организовать выставку поделок.
-Консультация для родителей «Особенности развития речи младших дошкольников».
-Оформить папку передвижку. Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 4 года».
-Организовать вместе с родителями выставку поделок из природного материала.
Октябрь -Организовать дидактические игры.
-Организация дидактических игр :
1. Игра «Громко — тихо» Учить детей менять силу голоса: говорить то громко, то тихо. Воспитание умения менять силу голоса.
2. Игра «Лягушка и лягушата»
Развивать речевое внимание детей. Разделить детей на две группы: это большие и маленькие лягушки. Большие лягушки прыгают в пруд, плавают в воде и громко квакают: «Ква-ква». Маленькие лягушата тоже прыгают в пруд, плавают, тихонько квакают.
Ноябрь -Оформить папку передвижку.
-Организовать дидактические игры.
- Организация дидактических игр.
-Участие в конкурсе рисунков и поделок «Осень»
-Оформить папку передвижку. Тема: «Игры для детей по расширению словарного запаса».
-Организация дидактических игр :
1. «Поезд». Учить тебе произносить звуки. Играя в поезд, дети изображают гудок паровоза («у-у-у», с шумом выпускают пар («ш-ш-ш, с-с-с»). Когда поезд набирает скорость, дети говорят «чух-чух-чух», потом «чу-чу-чу» (поехал быстро) и, наконец, «ш-ш-ш» (выпускает пар).
2. «Чья мама? Чей малыш? Учить детей правильно называть домашних животных и их детенышей.
Декабрь -Организовать дидактические игры для активизации бытового словаря.
- Организация дидактических игр :
1. «Купание куклы» дети уточняют и закрепляют названия одежды, белья, предметов, необходимых для мытья (мыло, полотенце и т. д.).
2. «Накроем стол к чаю» Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.
Январь -Изготовить кормушки для птиц.
-Организовать дидактические игры.
-Беседа с родителями.
-Прослушивание аудиозаписей
-Привлечение родителей к участию в акции «Открытие птичьих столовых».
-Организация дидактических игр :
- «Зимующие птицы».Предметные картинки с изображением зимующих птиц. Дать детям представление об общих признаках птиц (крылья, клюв, хвост, две лапы, умеют летать). Ввести в словарь детей существительные названия птиц (ворона, снегирь, синички, воробей); глаголы (ходит, прыгает, летает, машет, клюёт).
-Дидактические игры с кубиками и кирпичиками. Упражнять детей в различении цветов (красный, синий, желтый)
- «Лошадка». Учить правильно произносить звук «И»
Воспитатель предлагает позвать лошадку. Ребёнок произносит И-и-и, и лошадка скачет, ребёнок заканчивает произносить, лошадка останавливается. Далее лошадку зовёт следующий ребёнок.
-Беседа с родителями
«Развитие связной речи детей в семье», «Использование пальчиковых игр для развития словаря детей младшего дошкольного возраста».
-Прослушивание аудиозаписи голоса птиц, звуки природы, звуки животных.
Февраль -Организовать дидактические игры.
-Опытно-исследовательская деятельность.
-Организация дидактических игр :
- «Пчелы и медведь» закрепить изолированное произношение звука Ж. Воспитатель говорит:
Пчелки в улье сидят
И в окошко глядят.
Погулять все захотели.
Друг за другом полетели: ж-ж-ж-ж-ж.
- «Волшебный кубик» Учить чётко произносить звуки, звукоподражать животным.
Ребёнок бросает кубик и вместе с воспитателем произносит
«Вертись, крутись, на бочок ложись». Затем ребёнок изображает то, что нарисовано на верхней грани кубика (н-р, самолёт, и произнести соответствующий звук (У-у-у).
Опытно-исследовательская деятельность:
- «Игры с вертушками» познакомить детей с понятием» ветер», учить замечать движение деревьев во время ветра, создавать ветер с помощью дыхания.
Март -Создание в группе огорода на подоконнике.
-Опытно-исследовательская деятельность.
-Консультация для родителей.
-Совместное создание в группе огорода на подоконнике.
-Опыт «Шарики в стакане». Дети погружают в воду разные по размеру шарики и наблюдают уровень поднятия воды. Шарики меньшего размера поднимают уровень воды ниже, а шарики большего размера – выше.
- Консультация для родителей «Учим ребенка общаться»
-Организация дидактических игр :
-«Животные и их детёныши»
Закрепить в речи детей названии детёнышей животных, закрепление навыков словообразования. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Группа 1. У тигра – тигрёнок, у льва – львёнок, у слона – слонёнок, у оленя – оленёнок, у лося – лосёнок, у лисы – лисёнок. Группа 2. У коровы – телёнок, у лошади – жеребёнок, у свиньи – поросёнок, у овцы – ягнёнок, у курицы – цыплёнок, у собаки – щенок.
Апрель - Экскурсии совместно с детьми.
-Оформить папку передвижку.
-Родительское собрание -Оформить папку передвижку. Тема: «Весна»
- Экскурсии совместно с детьми «Экскурсия к цветущим деревьям».
-Организация дидактических игр :
- «Пришла весна-красна».Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе.
Родительское собрание «Играя, развиваем речь!»
Май Обобщение собственного опыта педагогической деятельности 2016-2017. Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Проведя работу, было выявлено, что в игровой деятельности речь ребенка достаточно хорошо развивается. Игровая и творческая деятельность, театрализованные представления и всевозможные игры раскрывают содержание воспитания и обучения детей, основные нравственные правила и идеалы, понимание добра и зла, нормы общения и человеческих отношений, тем самым обогащают эмоциональную сферу дошкольника адекватно содержанию текста.
В играх ребенок учится правильно общаться со сверстниками, узнает новые слова, учится правильно строить предложения. Следовательно, игра является неотъемлемой частью жизни ребенка-дошкольника. И главное в этом участие родителей и воспитателей, которые могут правильно организовать игры детей, подсказать. Также было раскрыто значение игр для детей дошкольного возраста, их роль в развитии детей.
Таким образом, игровая деятельность связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.