Анастасия Романова
Конспект занятия «Секреты деревьев» для старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшей группы «Секреты деревьев»
Цель. Закреплять знания о разных видах декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Познакомить с видами народного декоративно-прикладного искусства, с прекрасными творениями народных умельцев Богородской игрушки, хохломской росписью.
Развить художественно-творческие способности в процессе восприятия произведений народного искусства.
Публикация «Конспект занятия „Секреты деревьев“ для старшей группы» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
Воспитать интерес и любовь к народному искусству, уважение к культуре, русским традициям и промыслам, мастерам народного творчества.
Материал. Иллюстрации с изображением деревьев. Хохломская посуда и богородская игрушка. Музыкальные инструменты и картинки с их изображением. Вырезанные из картона балалайки. Краски (гуашь, кисти, подставки, салфетки. Костюм Настеньки. Аудиозаписи фрагментов музыки, исполняемой на разных инструментах.
Ход занятия.
В зал входит Настенька (воспитатель в русском народном костюме).
Настенька. Здравствуйте, детушки! Давайте знакомиться. Зовут меня Настенька. На опушке зелёного леса стоит моя избушка. Собираются у меня ребята из окрестных деревень про лесные тайны узнать, попеть да поиграть. Вы у меня в гостях бывали? (Нет.) Это не беда. Гостям я всегда рада. Хотите побывать в моём лесу? (Да.) Тогда закрывайте глаза.
Дети закрывают глаза, звучит аудиозапись сказочной музыки.
Настенька. Откройте глаза. Вот мы и в лесу. Хорошо-то как! Я хочу познакомить вас с моими друзьями. Вы сможете назвать их имена, если ответите на мои вопросы-загадки.
-На каком дереве находилась смерть Кощеева? (На дубе.)
-Какое дерево спрятало Алёнушку и Иванушку от гусей-лебедей? (Яблоня.)
-Под каким деревом оставил дед дочку Настеньку в сказке «Морозко»? (Под елью.)
Кто же мои друзья? (Деревья.) Правильно. Деревья похожи друг на друга, но их не спутаешь. Попробуйте их изобразить.
Проводится игра «Мы деревья». Настенька показывает картинки с изображением деревьев, дети жестами пытаются изобразить то или иное дерево. (Ель - опускают руки вниз и слегка разводят в стороны. Дуб - ставят ноги на ширине плеч, руки поднимают вверх и сгибают в локтях. Осина - руки поднимают вверх, шевелят пальцами. Ива - наклоняются вперёд, опускают руки, покачивают ими.)
Настенька. Какую пользу приносят деревья животным и человеку?
Дети. Деревья очищают воздух, насыщают его кислородом, дают приют и пищу животным. Из древесины делают мебель, бумагу.
Настенька. Правильно. Но не только это. Исстари из дерева мастера делали игрушки и даже музыкальные инструменты. А для чего пригодна древесина тех или иных деревьев, вы сейчас и узнаете.
Настенька. Есть у меня волшебный ларец, он заперт на ключик, чтобы он открылся, я позвоню в бубенец. Позвонила в бубенец, и открылся наш ларец. А вы хотите узнать тайны волшебного ларца? Тогда отгадайте мою загадку.
На дереве цветок, в цветке медок,
Лечит от гриппа, кашля и хрипа.
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается.
(Липа.)
Белая податливая древесина липы с давних пор используется резчиками разных народных промыслов. Легко из неё вырезать и ложку, и плошку, и игрушку.
Показывает изделия борогодских мастеров. Дети называют игрушку, читают о ней стихи.
Богородская игрушка –
деревянная зверушка.
Мишка, зайка, петушок –
полюбуйся-ка, дружок!
Мастера взялись за дело –
вырежут из липы белой
или мишку-кузнеца,
или в пляске удальца!
Под ноги ложится стружка.
Вот и курочки-подружки
весело зерно клюют –
с ними радость и уют.
Настенька. Из липы на Руси издавна делали и посуду
Показывает посуду, украшенную хохломской росписью, обращает внимание на элементы узоров («завитки», «травинки», «ягодки», «усики», «кустики») и основные цвета росписи (золотой, красный, зелёный, чёрный). Дети их называют.
Настенька. Какие предметы посуды можно использовать как музыкальные инструменты? (Деревянные ложки.)
Ребёнок.
Съел я кашу из плошки,
Взял расписные ложки.
Плясовую заводите,
В круг друзей своих зовите.
Звучит аудиозапись Женитьба Бальзаминова. Дети исполняют танец с деревянными ложками.
Настенька.
У дерева ребятки -
Семена-крылатки.
(Клён.)
Кленовую древесину используют для изготовления разных музыкальных инструментов. Русские гусляры особенно ценили яровчатые гусли. Явор - разновидность клёна. Древесина этого дерева пригодна для изготовления и барабана, и гитары, и скрипки, и кларнета, и флейты.
Показывает инструменты и картинки с их изображением. Звучат аудиозаписи фрагментов музыки, исполняемой на разных инструментах. Дети имитируют игру на них.
Настенька.
У воды живёт, в низинке,
Из неё плетут корзинки.
(Ива.)
Не только корзинки из своих гибких прутьев дарит нам ивушка. Из веток этого дерева с давних времён пастухи делали дудочки-жалейки. Как вы думаете, почему они так называются? (Их звучание похоже на печальную песню. Как будто кто-то жалуется.)
Звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на жалейке. Дети имитируют игру на дудочке.
Настенька.
Хотя колюч её наряд,
Её увидеть каждый рад.
(Ель.)
Древесина ели используется при изготовлении и ксилофона, и гитары, и скрипки. А это что за инструмент?
Показывает балалайку.
Дети. Это балалайка.
Трынди-брынди, балалайка,
Трынди-брынди, поиграй-ка.
Трынди-брынди, не хочу,
Трынди-брынди, спать хочу.
Трынди-брынди, молодец,
Трынди-брынди, всё - конец.
Настенька. Балалайки мастерили и из ели, и из сосны, и из берёзы.
Настенька. Звонко поют балалайки. С ними и дождь не сырость, и горе не беда. А у вас в детском саду есть эти инструменты? (Нет.) Так давайте сделаем красивые расписные балалайки.
Дети садятся за столы, где разложены материалы для изобразительной деятельности, и расписывают вырезанные из картона балалайки, используя элементы хохломской росписи.
Настенька. Ай да мастера-затейники! Какие нарядные балалайки у вас получились! Давайте подарим их на память о нашей встрече нашим гостям.
Настенька. А сейчас мы исполним танец «Балалайка». Настенька с детьми встают на ковер для танца.
Настенька. Славно мы время провели: и поплясали, и потрудились, и про музыкальные тайны деревьев узнали. Мне пора за свои дела приниматься, а вам - в группу возвращаться. Захотите снова ко мне наведаться - милости прошу. Загадки лесные вас будут ждать. До свидания!