Ирина Гребенщикова
Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы «Секреты трения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель занятия –Создание условий в экспериментально-познавательной деятельности детей для формирования элементарного представления о физическом явлении «трение- скольжение» и его связи со свойством предметов «гладкий-шершавый»
Задачи:
• Развивать у детей интерес к поисково-познавательной деятельности в исследовании физического явления «трения- скольжения»
• Формировать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи, самостоятельно делать элементарные выводы
Публикация «Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы „Секреты трения“» размещена в разделах
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2018
• Воспитывать у дошкольников представление о взаимосвязи поверхности предметов и силы трения, умение видеть эти явления в объектах окружающего мира.
Средства деятельности
Стаканы из пластиковых бутылок 10 шт., цветные карандаши, коробка с различным материалом, листы шершавой бумаги, лупа 10 шт., обувь, знак «Осторожно! Скользкий пол!», наждачная бумага (на каждого ребенка, конфеты.
Воспитатель держит в руках пластиковые стаканчики.
Здравствуйте! Сегодня у нас много гостей, давайте помашем им рукой и не будем больше отвлекаться.
Воспитатель случайно роняет стаканы и начинает их собирать. Ой! Стаканчики выскользнули из рук!
Вот, дома накопилось много, а выбрасывать жалко, может стаканчики пригодятся для чего-нибудь? Как их можно использовать?
Такую полезную вещь можно подарить кому-нибудь…я подарю своей маме, она очень обрадуется. А ты, Оля, что будешь со стаканчиком делать?
Если стаканчики разрисовать, то это будет не только нужный полезный предмет, но еще и очень красивый.
Что можно на стаканчике нарисовать?
У вас карандаши есть, давайте разрисуем стаканчик!
У меня не получается, а у вас?
Может карандаши испорченные, может, они вообще не рисуют? У вас листочки есть, давайте проверим? На бумаге карандаши рисуют?
Странно, на бумаге рисуют очень хорошо, а на стаканчике-не пишут!
Потрогайте стаканчик, какой он на ощупь?
А я думала, что карандаши на всех предметах рисуют хорошо. Интересно, на каких еще предметах карандаш будет рисовать, а на каких предметах не будет рисовать?
Где-то здесь коробка моя лежит, как раз сейчас пригодилась бы
Молодцы, ребята, нашли ее. В ней разные предметы для изготовления поделок (выкладываю на стол) вот на них-то мы сейчас и порисуем. Только предметов много, мы можем запутаться на каких пишет карандаш, а на каких не пишет. Как бы нам их разложить?
Я положу предметы, на которых пишет карандаш–на этот край стола, а на которых не пишет – на другой край стола.
На каких предметах вы не смогли нарисовать? Какие они на ощупь?
Теперь мы знаем, на гладких предметах…карандаш не пишет!
Хотите узнать, почему карандаш пишет на бумаге? Давайте сядем поудобнее.
Весь секрет в бумаге! Она не такая уж и гладкая, как может показаться на первый взгляд. Давайте внимательно рассмотрим бумагу в лупу. Видите неровности на бумаге: маленькие бугорки и ямки. Бумага не гладкая, а шершавая или еще говорят-шероховатая. Когда мы рисуем карандашом, то он цепляется за эти неровности на бумаге, карандаш трется о бумагу и оставляет след. Трение помогает рисовать карандашами.
На шершавых предметах трение сильное, а на гладких предметах- трение слабое (карандаш скользит)
Вот и весь секрет!
Трение появляется не только тогда, когда рисуют карандашами. Трение встречается повсюду.
Потрогайте подошву своей обуви. Какая она на ощупь?
Потрогайте подошву своего соседа, сравните : у кого шершавее?
Как вы думаете, зачем подошву делают такой шершавой? (шершавая обувь цепляется за пол и возникает сильное трение- мы ходим не падая)
А если бы нашу обувь сделали бы гладкой как стекло, что тогда было бы (наша обувь скользила бы по полу, трение слабое, мы упали бы)
Как вы думаете, у кого из нас самая не скользкая обувь? Давайте снимем по сандалию и определим. Так какой же сандаль самый нескользкий? Почему? Какой еще сандаль самый нескользкий? Почему?
Чья это обувь? Оденьте и пройдитесь по полу. Скользит обувь или нет?
Сандалии шершавые, трение очень сильное.
А у кого гладкая подошва, тем надо очень аккуратно ходить по полу, чтобы не поскользнуться, потому что трение слабое.
Гладкий пол тоже бывает очень скользким, особенно если его только что помыли.
Вы когда-нибудь поскальзывались на полу?
В некоторых магазинах ставят вот такой знак (показывает) что изображено на знаке?
он означает «ОСТОРОЖНО! СКОЛЬЗКИЙ ПОЛ!»
я поставлю его вот здесь. Где еще у вас можно поставить этот знак?
А как же быть с нашими стаканчиками?
Как их нам разрисовать? Они такие гладкие, карандаш скользит по ним и не пишет, трение слабое. Чтобы карандаш начал рисовать, надо чтобы стаканчик стал на ощупь каким? (шершавым)
А я знаю, как сделать стаканчик шершавым!
Для этого нам понадобится наждачная бумага.
Это необычная бумага. Какая она на ощупь?
Давайте ее рассмотрим по – лучше, через лупу. Наждачная бумага покрыта специальным очень шершавым и твердым слоем. Наши папы используют наждачную бумагу, чтобы наточить ножи, сточить старую краску со стула.
А мы с вами потрем колючей стороной наждачной бумаги по всему стаканчику и он станет шершавым. А потом по шершавой поверхности порисуем карандашом!
Ой! У меня рисует карандаш, а у вас?
Я нарисую солнышко на стаканчике в подарок маме,
а ты что нарисуешь, Оля? Как красиво у нас получается! Кто закончил рисовать, можете помочь другим ребятам. Давайте полюбуемся работами, поставим их центр, чтобы лучше было видно! Какие стаканчики все разные, но очень красивые! Вам нравятся стаканчики?
А чтобы они не стояли пустыми, мы наполним их конфетами! Только чтобы попробовать конфеты, надо сначала помыть руки! Где у вас можно помыть руки? (воспитатель идет с детьми мыть руки)