Светлана Лузик
Сценарий тренинга работа со страхами для педагогов — психологов
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тренинга группового.
Тема с «Страх проиграть, быть побежденным»
Цель: Познакомить с чувством страха и его эмоциональным проявлением.
Формировать умение описывать эмоциональное состояние на основе личного опыта. Учить использовать в речевых ситуациях личный опыт ребёнка, подводя его к осознанию значений слов, обозначающих эмоции: развивать умение справляться с чувством страха; учить выражать чувство страха в рисунке
Публикация «Сценарий тренинга работа со страхами для педагогов — психологов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Страх и детская тревожность
- Сценарии праздников для сотрудников, педагогов, воспитателей, коллег
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
ЗАДАЧИ:1. Снятие избытка возбуждения и торможения, связанных с чувством cтpaxa,
2. Актуализация образов страха
3. укрепление доверительных отношений между детьми и взрослыми. Вовлечение детей в совместные игры.
4. Развить более позитивную Я- концепцию
Материал: парики, игры настольные, бейджи, диктофон
Исследованием страхов у детей занимались такие ученые, как: Л. С Выготский, А. И. Захаров, Ж. Годфруа, К. Изард, Д. Соколов, Л. Костина, П. Симонов, Е. Ивлева, Т. Симсон, А. Прихожан. Объект исследования - детские страхи Предмет исследования - страхи в младшем школьном возрасте. Цель исследования - на примере детей младшего школьного возраста проанализировать особенности формирования, проживания и преодоления наиболее распространенных детских страхов. Задачи исследования:. Провести теоретический анализ детских страхов в научной психологической литературе.. Выявить особенности формирования и влияния на ребенка детских страхов.. Провести эмпирическое исследование детских страхов.. Составить рекомендации для эффективной проработки детских страхов. Для решения поставленных задач исследования использовался комплекс методов: • теоретический анализ исследуемой проблемы на базе изучения научной психологической литературы;
• психолого-педагогический (констатирующий) эксперимент;
• тестирование (цветовой тест М. Люшера,
тест «Несуществующее животное», методика выявления детских страхов А. Захарова и М. Панфиловой);
• методы количественной и качественной обработки данных.
в аудитории висит плакат с надписью
Научный форум «Детские страхи, или мир глазами ребенка»
Перерыв. Один из ученых стоит в холле, к нему подбегает журналист.
ЖУРНАЛИСТ. Добрый день! Меня зовут Маргарита, я журналист из газеты «Родительский вестник». Елена Юрьевна, я слушала Ваш доклад на конференции. Можете Вы поделиться с нашими читателями и рассказать как бороться со страхом проиграть в игре?
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. Представьте….
(и у нас оживает сценка)
За столом мама (Вика, папа, дети, они играют. (Вика ведет игру) их захватывают эмоции, и вот финал выиграл Папа! ребенок расстроился и зародился у ребенка страх поражения, быть хуже других, он отказывается играть. Он нервничает, бросает все, плачет, и т. д.
ЖУРНАЛИСТ. Елена Юрьевна, мы как взрослые люди, понимаем что нужно ходить играть, это тоже опыт, опыт участия, опыт как справляться с неожиданными ситуациями, опыт взаимодействия с другими детьми и т. д.
Обращение журналиста к аудитории. Но как это донести ребенку? Как подобрать правильные слова? Как вообще взрослому реагировать на страхи и опасения ребенка?
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. Но что делать спросите вы, если ребенок сильно боится проигрывать и это мешает ему настраиваться на игру и быть успешным?
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх поражений, я советую вашим читателям реализовать несколько несложных шагов:
(Сценка продолжается. Кабинет психолога. Стол, психолог и мальчик)
ПСИХОЛОГ. Анатомирование страха.
Сценка с психологом : Как ты думаешь, что хорошего в том, что ты проиграл? Чем тебе помогло? Что понравилось?
ЖУРНАЛИСТ. Елена Юрьевна, а если ребенок не желает отвечать? Обращаемся к коллегам. Как Вы думаете,какими должны быть действия психолога? Родителей?
ПСИХОЛОГ. Манипулирование предметом страха.
Сценка с психологом продолжается : Да, но играть то любишь? Что мы можем с тобой сделать? В какую игру ты бы смог играть и научить меня.? Я про эту игру не знала? Не можешь справиться – возглавь!
ПСИХОЛОГ (обращается к аудитории) Дайте понять ребенку, что такой страх нормален и несомненно преодолим, что многие сильные и авторитетные для него люди также его испытывали и боролись с ним. Для этого, расскажите ему историю из своего опыта – как вы тоже когда-то волновались и боялись, как у вас тряслись руки, ноги, крутило живот перед чем-то ответственным и важным (игрой, экзаменом и так далее). При этом, важно говорить не столько про победы и медали, которые вы получили, не смотря на этот страх, а о том, как вы старались, не сдавались, пробовали снова и снова.
ЕЛЕНА ЮРЬЕВНА. Если со страхами не бороться, они растут, а если бороться они уменьшаются. Самое главное, что должен понять ребенок, – игра тем и интересны, что никто не знает, кто станет победителем.
ЖУРНАЛИСТ. Елена Юрьевна, спасибо вам за ответ, и у нас есть еще одно письмо от нашей читательницы….
(начинается вторая сценка)
Идет игра, дети увлечены, девочка проиграла в настольную игру, не расстроилась. И педагог предлагает сделать перерыв и немного размяться, поиграть в мяч и устроить соревнования. Условия : несколько детей играют в мяч, кидают его друг другу, кто мяч не поймал, тот выбывает из игры или собирать мячики на скорость и складывать в мешочек. Девочка боится проиграть, боится подвести команду и она отказывается играть. У нее начинается истерика, она отворачивается, убегает с криками и плачем. Она тут же все бросила, прибежала ко мне с плачем. При всем при это она с радостью играет в настольные игры и нормально реагирует, если она проиграет. Еще когда ей предлагаешь что-то сделать, что она раньше не делала, она отказывается это делать, говорит:«А вдруг у меня не получится?» И ее приходится очень долго уговаривать, чтобы она попробовала. Педагог говорит :«Если не получится, ничего страшного, у очень многих с первого раза не получается, надо пробовать и делать несколько раз, чтобы получилось и т. п.»
ПЕДАГОГ (обращается к аудитории). Коллеги, может я что-то делаю или говорю не так? Раньше такого не было, это появилось где-то пол года назад. Ее никогда не ругали, если у нее что-то не получалось. Как мне вести себя в такой ситуации? С чем может быть связано ее такое поведение и что с этим делать?
Кабинет психолога.
ПСИХОЛОГ. Рисование страха. (Психолог ведет беседу)
- Как ты думаешь, это приятное чувство или нет? Почему?
- Если бы страх можно было потрогать, то каким бы на ощупь он был? (липкое, скользкое, мерзкое, холодное, колючее).
- Если бы страх можно было понюхать, каким бы он был по запаху? По вкусу? По цвету?
Чем страх плох? (сковывает движение, волю человека, лишает сил, делает беспомощным)
- Чем, страх хорош? (страхи помогают нам быть осторожными)
-Если со страхами не бороться, они растут, а если бороться они уменьшаются.
А давай Вот у меня есть листочек нарисуем твой страх (Девочка рисует)
- Посмотри он у тебя какой, что мы с ним сделаем? (коллеги помагайте, психолог обращается к аудитории)
- Какая ты умница, красивая девочка и очень послушная. Тобой во время игры будут любоваться мальчики и все желают с тобой дружить, поэтому поддадутся. Но ты этого хочешь? А что мы с тобой придумаем?
Привыкание. Начинаем играть с более маленького расстояния, Молодец получилось? А теперь чуть дальше, умничка….
Какой метод коллеги мы не показали, и как его надо провести?
Привыкание к страху
Сюжетно-ролевая игра