МААМ-картинки

Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»

Снежана Мартынова
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
▼ Скачать + Заказать документы

Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»

Автор: Мартынова Снежана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 39 (г. Уссурийск, Приморский край)

Цель: укрепление здоровья детей, формирование представлений детей о жизни муравьев.

Задачи:

Публикация «Сценарий тематической прогулки в старшей группе „Муравьиною тропой“» размещена в разделах

Образовательные: уточнить представление о муравьях, их образе жизни, о пользе насекомых, познакомить с устройством муравейника; формировать интерес к исследовательской деятельности.

Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать наблюдательность; обогащать и активизировать активный и пассивный словарь; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать умение взаимодействовать друг с другом; развивать эмоциональную отзывчивость.

Воспитательные: воспитывать желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых; воспитывать взаимопомощь.

Оборудование: макет муравейника, лупы по количеству детей, «гусеницы» из бумаги, 2 ведра для игры, карточки для дидактической игры «Этапы муравья», крылья для королевы, шапочка птицы «дятел», USB- флеш-накопитель, музыкальная колонка, песня «Муравей» С. Лихачева, песня «Я и муравей», влажные салфетки.

Выносной материал: обручи для игры, лопатки, ведра для сбора палочек.

Место проведения: площадка детского сада.

Предварительная работа: наблюдение за муравьями; работа над проектом «Муравьи»; беседы о муравьях; чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет; чтение произведения В. Бианки «Приключение муравьишки»; просмотр мультфильма «Путешествие муравья»; презентация «Жизнь муравьев», заучивание стихотворения А. Бабоджаяна «Муравьишки-торопыжки», рисование «Муравей», коллективная работа «Муравейник».

Ход прогулки:

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная прогулка. Мы узнаем с вами много нового и интересного. Готовы? Тогда начнем!

А вы знаете, кто самый сильный на земле? (ответы детей). Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Паша – муравей, он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Паша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого.

(Дети отвечают на вопросы)

Как выглядят муравьи?

Для чего муравьям усики - антенны?

Как они передвигаются?

Муравьи живут поодиночке или большими семьями?

Как называется дом муравьев?

А на нашей площадке живут муравьи?

А вам бы хотелось познакомиться с жизнью муравьев поближе?

Тогда давайте отправимся на нашу площадку так, как ходят муравьи. А передвигаются они всегда цепочкой, друг за другом.

(Дети встают друг за другом и идут на площадку, выполняя движения по тексту)

Мы идем, идем, идем

И совсем не устаем.

Муравья чтоб нам найти,

Надо мостик перейти.

Руки за спину кладем

И по бревнышку идем.

До чего трава высока

То крапива, то осока.

Ноги выше поднимай,

На траву не наступай.

А сейчас по кочкам

Прыжки на носочках.

Если с кочки упадете,

То утонете в болоте!

Мимо кустиков пойдем

Не заденем, не помнем.

Снова все цепочкой встали

И знакомою тропой

Все отправились за мной.

Воспитатель: Ребята, я вижу муравейник. Давайте подойдем и посмотрим.

(Дети подходят к макету муравейника)

Высота муравейника в лесу может быть выше человеческого роста. В нём есть надземные и подземные этажи,

Из чего построен муравейник? (ответы детей)

На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. А как вы думаете, муравейник – крепкий дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.

Давайте посмотрим, как устроен муравейник внутри (поворачивает макет муравейника другой стороной). Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника.

Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.

А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи приносят найденное зерно.

Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».

А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей). Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.

Это крошечное насекомое, которое вырабатывает сладкое молочко, которое называют «падь». Они «доят» тлю, нежно поглаживая ее своими усиками. Это «коровник», тут муравьи содержат тлю.

А это «зимняя спальня». Поздней осенью жизнь муравейника замирает.

Муравьи собираются в большой ком в зимовальной спальне и спят до весны. Весной, когда растает снег и пригреет солнышко, муравьи просыпаются.

А что же это за комната с короной? (ответы детей) Да, это королевская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.

Есть в муравейнике и «детский сад», где содержатся яйца, личинки и куколки.

Воспитатель: А где на нашем участке живут муравьи? (ответы детей). Интересно, а сегодня нам удастся встретиться с муравьями? Давайте пройдем к нашим березам, возьмем лупы и попытаемся найти муравьев и увидеть входы в их подземный муравейник.

(Наблюдение детей за муравьями)

Ребята, а вы знаете, что муравья чувствуют приближение дождя. В плохую погоду они закрывают все входы и выходы в свой муравейник, чтобы туда не попала вода.

А если в муравейнике становится прохладно, они греются на солнышке, а потом ползут в муравейник, и отдают там свое тепло.

Муравьи всегда могут найти дорогу к своему муравейнику, потому что они всегда оставляют за собой след, который имеет свой запах.

А вам хотелось бы превратиться в муравьёв? (ответы детей)

Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья

А теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьев! Что же изменилось для нас вокруг? (ответы детей)

А вы знаете, что все муравьи работают до заката солнца, когда солнце садится, в муравейнике закрываются все ходы.

А давайте поиграем в игру «Муравейник».

Игра малой подвижности «Муравейник».

Дети делятся на муравьев и муравейник. «Муравейник» : дети берутся за руки и образуют круг. «Дети - муравьи» заходят в круг, по сигналу «утро» «муравейник» (дети) поднимают руки вверх, а «дети-муравьи» выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «ночь» дети опускают руки вниз. «Дети – муравьи» спешат в круг. Кто не успел зайти в муравейник, становится в общий круг.

Воспитатель: Муравьи приносят большую пользу. Они очищают лес, рыхлят землю, перерабатывают лесной мусор. А чем питаются муравьи? (ответы детей) Муравьи едят разные плоды, семена, грибы, пьют сок растений и едят других насекомых.

Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Жители одного муравейника съедают за день тысячу гусениц. Но они не имеют права сразу есть пищу, которую нашли. Муравьи должны отнести ее сначала в муравейник, а там ее распределяют между всеми муравьями.

Ребята – муравьишки, предлагаю вам отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на наших деревьях появились гусеницы. Если вы их не соберете, от листвы ничего не останется.

Игра - эстафета «Кто скорее соберет гусеницы»

Давайте разделимся на 2 команды. «Ребенок – муравей» бежит к дереву, снимает гусеницу, возвращается и кладет ее в ведро. Побеждает та команда, которая быстрее соберет всех гусениц.

Воспитатель: Спасибо вам, санитары леса! Собранных гусениц сразу съедим? (ответы детей). Мы отнесем их в муравейник, разделим между всеми муравьями и только потом съедим.

Воспитатель: А теперь я приглашаю всех муравьев немного отдохнуть на веранде.

(Дети идут на веранду и садятся на скамейки)

Воспитатель: Предлагаю новую игру на внимательность.

Дидактическая игра «Муравей».

Если дети слышат слово, относящееся к муравью - хлопают в ладоши.

Слова: трудолюбивый, полосатый, усики, жужжащий, муравейник, жало, соломинка, маленький, кровосос, крылья, медособирающий, личинка, огромный, хвоинки, челюсти, королева, брюшко, порхающий.

Воспитатель: Молодцы! Все были внимательны. А теперь давайте вспомним, как появляется муравей.

Дидактическая игра «Этапы развития муравья».

Вызываются 5 детей. Они должны взять по картинке и правильно их расположить. Остальные дети проверяют, насколько верно выстроена цепочка: королева - яйца, личинка, куколка, муравей.

«Проблемные ситуации»

Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в муравьев. Давайте закроем глаза и представим.

Вы - маленькие муравьи. Каждый из вас бежит по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? О чем попросить?

Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Чтобы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?

Воспитатель: А еще можно было всем этим людям, которые так обижают муравьев, рассказать стихотворение про трудолюбивых муравьев.

(Дети рассказывают стихотворение)

Муравьишки – торопыжки,

Не лентяи, не глупышки,

Друг за другом по дорожке

Тащат зёрнышки и крошки.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живёт трудом :

Все что только он увидит.

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай

Ты его не трогай!

Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь давайте поиграем. Я приглашаю вас на площадку.

Скажите, а у муравьев есть враги в лесу? (ответы детей) Муравьями питаются многие звери: барсуки, лисы, медведи. Их едят лягушки и ящерицы, ежи, кроты, а также ими питаются многие птицы.

Подвижная игра «Муравьи и птица»

Дети сидят в своих домиках (обручах). В другой стороне сидит птица. По команде «Утро наступило, пора на работу!», муравьи начинают бегать по площадке. По команде «Птица летит!», муравьи бегут в свои домики. Тот, кого птица поймала – выбывает из игры.

Воспитатель: Поиграли, ну а теперь, муравьи, пора и потрудиться. У нас есть королева всех муравьев. Сейчас она выберет муравьев-строителей, которые будут делать в нашем большом муравейнике (муравейник из песка в песочнице) ходы. А другие станут рабочими муравьями и будут собирать сухие веточки для обустройства нашего муравейника.

(Самостоятельная деятельность детей под песни про муравьев : «Муравей», «Я и муравей»)

Воспитатель: А теперь нам пора опять превращаться в детей. Становимся в круг, закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в человека!»

Вот вы и побывали муравьями. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.

Публикации по теме:

Конспект открытой тематической прогулки «Путешествие по осенним дорожкам» Конспект открытой тематической прогулки «Путешествие по осенним дорожкам» с использованием здоровье сберегающих технологий с участием родителей.

Конспект тематической прогулки «Птицы» Конспект прогулки ФИО автора – разработчика – Сивкова Ольга Сергеевна Технологическая карта прогулки Дата проведения: 22.02.2019 года. Место.

Конспект тематической зимней прогулки в подготовительной группе «Воробей» Зимняя прогулка в детском саду. Подготовительная группа Цели: — продолжать закрепление знаний о зимующей птице — воробье; — формировать.

Конспект тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ» Конспект тематической прогулки для детей старшего дошкольного возраста «В поисках сокровищ» Цель: удовлетворить потребность детей в движении.

Конспект тематической прогулки «В гости к лесным жителям» в средней группеКонспект тематической прогулки «В гости к лесным жителям» в средней группе Цель: Укрепление физического и психического здоровья, эмоционального благополучия, развитие двигательной активности. Задачи: Расширить.

Конспект тематической прогулки «Белокрылые лошадки» в средней группе Цель: Развивать наблюдательность путем выявления новых признаков весны. Развивать познавательный интерес, потребности и способность к самостоятельной.

Конспект тематической прогулки в старшей группе «По дорогам русских народных сказок» Конспект организации тематической прогулки на тему «По дорогам русских народных сказок» в старшей группе Составил воспитатель :.

Конспект тематической весенней прогулки во второй младшей группе «Солнышко и ручеёк» Цель: формировать у детей интерес к весенним явлениям природы. Продолжать учить детей определять состояние погоды, знакомить с некоторыми.

Конспект тематической прогулки в старшей группе «Золотая осень»Конспект тематической прогулки в старшей группе «Золотая осень» МКОУ Сосновская СШ Детский сад «Ёлочка» Конспект: Прогулка в старшей группе Тема: «Золотая осень» Подготовила: Мхитарян Н. В. ,.

Сценарий прогулки в старшей группе «Наблюдение за деревьями. Знакомство с туей» Цель: Учить детей наблюдать, рассуждать; расширять знания детей о деревьях, развивать речь, умение пользоваться простейшими способами обследования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 15:19
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»» (включая файлы) размещена пользователем Снежана Мартынова (УИ 291491) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД