Снежана Мартынова
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий тематической прогулки в старшей группе «Муравьиною тропой»
Автор: Мартынова Снежана Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 39 (г. Уссурийск, Приморский край)
Цель: укрепление здоровья детей, формирование представлений детей о жизни муравьев.
Задачи:
Публикация «Сценарий тематической прогулки в старшей группе „Муравьиною тропой“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты прогулок и наблюдений
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Сценарии праздников, развлечений, досугов
- Прогулка. Наблюдения за насекомыми
- Прогулки. Конспекты прогулок
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2019
Образовательные: уточнить представление о муравьях, их образе жизни, о пользе насекомых, познакомить с устройством муравейника; формировать интерес к исследовательской деятельности.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы; развивать наблюдательность; обогащать и активизировать активный и пассивный словарь; развивать зрительное и слуховое восприятие; развивать умение взаимодействовать друг с другом; развивать эмоциональную отзывчивость.
Воспитательные: воспитывать желание заботиться о природе, не разрушать условия жизни насекомых; воспитывать взаимопомощь.
Оборудование: макет муравейника, лупы по количеству детей, «гусеницы» из бумаги, 2 ведра для игры, карточки для дидактической игры «Этапы муравья», крылья для королевы, шапочка птицы «дятел», USB- флеш-накопитель, музыкальная колонка, песня «Муравей» С. Лихачева, песня «Я и муравей», влажные салфетки.
Выносной материал: обручи для игры, лопатки, ведра для сбора палочек.
Место проведения: площадка детского сада.
Предварительная работа: наблюдение за муравьями; работа над проектом «Муравьи»; беседы о муравьях; чтение рассказа А. Тамбиева «Кто в муравейнике живет?»; чтение произведения В. Бианки «Приключение муравьишки»; просмотр мультфильма «Путешествие муравья»; презентация «Жизнь муравьев», заучивание стихотворения А. Бабоджаяна «Муравьишки-торопыжки», рисование «Муравей», коллективная работа «Муравейник».
Ход прогулки:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычная прогулка. Мы узнаем с вами много нового и интересного. Готовы? Тогда начнем!
А вы знаете, кто самый сильный на земле? (ответы детей). Самый сильный на земле – муравей! Ведь он может переносить на себе тяжести в 10 раз тяжелее его собственного веса. Если представить, что Паша – муравей, он сможет унести на себе 10 ребят. Сможет наш Паша поднять и нести всех этих ребят? Нет. А муравей может нести на себе груз, в 10 раз тяжелее его самого.
(Дети отвечают на вопросы)
Как выглядят муравьи?
Для чего муравьям усики - антенны?
Как они передвигаются?
Муравьи живут поодиночке или большими семьями?
Как называется дом муравьев?
А на нашей площадке живут муравьи?
А вам бы хотелось познакомиться с жизнью муравьев поближе?
Тогда давайте отправимся на нашу площадку так, как ходят муравьи. А передвигаются они всегда цепочкой, друг за другом.
(Дети встают друг за другом и идут на площадку, выполняя движения по тексту)
Мы идем, идем, идем
И совсем не устаем.
Муравья чтоб нам найти,
Надо мостик перейти.
Руки за спину кладем
И по бревнышку идем.
До чего трава высока
То крапива, то осока.
Ноги выше поднимай,
На траву не наступай.
А сейчас по кочкам
Прыжки на носочках.
Если с кочки упадете,
То утонете в болоте!
Мимо кустиков пойдем
Не заденем, не помнем.
Снова все цепочкой встали
И знакомою тропой
Все отправились за мной.
Воспитатель: Ребята, я вижу муравейник. Давайте подойдем и посмотрим.
(Дети подходят к макету муравейника)
Высота муравейника в лесу может быть выше человеческого роста. В нём есть надземные и подземные этажи,
Из чего построен муравейник? (ответы детей)
На постройку муравейника идут сухие веточки, соломинки, черешки листьев, хвойные иголки и другой лесной мусор. А как вы думаете, муравейник – крепкий дом? Представляете, да! Муравьи склеивают своей слюной веточки и хвоинки с маленькими кусочками земли, причем делают это очень аккуратно и обязательно в одном направлении – сверху вниз. Верхняя часть купола муравейника обычно состоит из хвоинок, плотно уложенных одна к другой. При такой укладке дождевые капли скатываются по иголкам вниз и вода не попадает внутрь муравейника.
Давайте посмотрим, как устроен муравейник внутри (поворачивает макет муравейника другой стороной). Муравьиный терем – просторный и удобный дом с вентиляцией. В нем находятся кухни, кладовки, спальни, мусоросборник, туалет, коровник. Муравьи содержат свой дом в чистоте. Все входы и выходы пропускают свежий воздух вглубь муравейника.
Самая верхняя комната, называется «солярий», муравьи туда заходят погреться весной.
А вот в этой комнате организовано «зернохранилище», сюда муравьи приносят найденное зерно.
Гусениц и другую добычу муравьи хранят в специальной «мясной кладовке».
А что же это у нас такое зелененькое в этой комнате? (предположения детей). Знаете ли вы, что у муравьев, как и у людей в доме живут любимые питомцы? Если у вас кошка, собака, кролик, то у муравьев – тля.
Это крошечное насекомое, которое вырабатывает сладкое молочко, которое называют «падь». Они «доят» тлю, нежно поглаживая ее своими усиками. Это «коровник», тут муравьи содержат тлю.
А это «зимняя спальня». Поздней осенью жизнь муравейника замирает.
Муравьи собираются в большой ком в зимовальной спальне и спят до весны. Весной, когда растает снег и пригреет солнышко, муравьи просыпаются.
А что же это за комната с короной? (ответы детей) Да, это королевская комната, где живет королева муравьев, которая откладывает яйца.
Есть в муравейнике и «детский сад», где содержатся яйца, личинки и куколки.
Воспитатель: А где на нашем участке живут муравьи? (ответы детей). Интересно, а сегодня нам удастся встретиться с муравьями? Давайте пройдем к нашим березам, возьмем лупы и попытаемся найти муравьев и увидеть входы в их подземный муравейник.
(Наблюдение детей за муравьями)
Ребята, а вы знаете, что муравья чувствуют приближение дождя. В плохую погоду они закрывают все входы и выходы в свой муравейник, чтобы туда не попала вода.
А если в муравейнике становится прохладно, они греются на солнышке, а потом ползут в муравейник, и отдают там свое тепло.
Муравьи всегда могут найти дорогу к своему муравейнику, потому что они всегда оставляют за собой след, который имеет свой запах.
А вам хотелось бы превратиться в муравьёв? (ответы детей)
Давайте все встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и произнесем волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в муравья!»
А теперь открываем глаза. Ой, сколько вокруг меня муравьев! Что же изменилось для нас вокруг? (ответы детей)
А вы знаете, что все муравьи работают до заката солнца, когда солнце садится, в муравейнике закрываются все ходы.
А давайте поиграем в игру «Муравейник».
Игра малой подвижности «Муравейник».
Дети делятся на муравьев и муравейник. «Муравейник» : дети берутся за руки и образуют круг. «Дети - муравьи» заходят в круг, по сигналу «утро» «муравейник» (дети) поднимают руки вверх, а «дети-муравьи» выходят из круга и отправляются на работу. По сигналу «ночь» дети опускают руки вниз. «Дети – муравьи» спешат в круг. Кто не успел зайти в муравейник, становится в общий круг.
Воспитатель: Муравьи приносят большую пользу. Они очищают лес, рыхлят землю, перерабатывают лесной мусор. А чем питаются муравьи? (ответы детей) Муравьи едят разные плоды, семена, грибы, пьют сок растений и едят других насекомых.
Муравьев еще называют «санитарами леса». Как вы думаете, почему? (ответы детей). Они поедают вредных личинок, гусениц и тлей, которые могут навредить лесу. Жители одного муравейника съедают за день тысячу гусениц. Но они не имеют права сразу есть пищу, которую нашли. Муравьи должны отнести ее сначала в муравейник, а там ее распределяют между всеми муравьями.
Ребята – муравьишки, предлагаю вам отправиться наводить порядок в лесу. Посмотрите, на наших деревьях появились гусеницы. Если вы их не соберете, от листвы ничего не останется.
Игра - эстафета «Кто скорее соберет гусеницы»
Давайте разделимся на 2 команды. «Ребенок – муравей» бежит к дереву, снимает гусеницу, возвращается и кладет ее в ведро. Побеждает та команда, которая быстрее соберет всех гусениц.
Воспитатель: Спасибо вам, санитары леса! Собранных гусениц сразу съедим? (ответы детей). Мы отнесем их в муравейник, разделим между всеми муравьями и только потом съедим.
Воспитатель: А теперь я приглашаю всех муравьев немного отдохнуть на веранде.
(Дети идут на веранду и садятся на скамейки)
Воспитатель: Предлагаю новую игру на внимательность.
Дидактическая игра «Муравей».
Если дети слышат слово, относящееся к муравью - хлопают в ладоши.
Слова: трудолюбивый, полосатый, усики, жужжащий, муравейник, жало, соломинка, маленький, кровосос, крылья, медособирающий, личинка, огромный, хвоинки, челюсти, королева, брюшко, порхающий.
Воспитатель: Молодцы! Все были внимательны. А теперь давайте вспомним, как появляется муравей.
Дидактическая игра «Этапы развития муравья».
Вызываются 5 детей. Они должны взять по картинке и правильно их расположить. Остальные дети проверяют, насколько верно выстроена цепочка: королева - яйца, личинка, куколка, муравей.
«Проблемные ситуации»
Воспитатель: Ребята, мы с вами превратились в муравьев. Давайте закроем глаза и представим.
Вы - маленькие муравьи. Каждый из вас бежит по дорожке. Вдруг идет человек и не смотрит под ноги. Он такой огромный по сравнению с тобой! Вот он заносит свой башмак над тобой. Что ты чувствуешь в этот момент? Что ты ему хочешь крикнуть? О чем попросить?
Ты со своими братьями-муравьями очень долго строил дом-муравейник. Сколько палочек, веточек пришлось принести, чтобы собрать дом для всех. Как все муравьи радовались, когда муравейник был наконец построен! Но вот какой-то мальчишка ради забавы палкой разрушил муравейник, да еще смеялся над разбегающимися муравьями. Чтобы ты чувствовал по отношению к этому разрушителю? За что бы на него обиделся? О чем бы ты ему рассказал, чтобы он никогда такого больше не делал?
Воспитатель: А еще можно было всем этим людям, которые так обижают муравьев, рассказать стихотворение про трудолюбивых муравьев.
(Дети рассказывают стихотворение)
Муравьишки – торопыжки,
Не лентяи, не глупышки,
Друг за другом по дорожке
Тащат зёрнышки и крошки.
Муравью нельзя лениться,
Муравей живёт трудом :
Все что только он увидит.
Тащит в свой подземный дом.
Как увидишь, что спешит
Он своей дорогой,
Ты его не обижай
Ты его не трогай!
Воспитатель: Немного отдохнули, а теперь давайте поиграем. Я приглашаю вас на площадку.
Скажите, а у муравьев есть враги в лесу? (ответы детей) Муравьями питаются многие звери: барсуки, лисы, медведи. Их едят лягушки и ящерицы, ежи, кроты, а также ими питаются многие птицы.
Подвижная игра «Муравьи и птица»
Дети сидят в своих домиках (обручах). В другой стороне сидит птица. По команде «Утро наступило, пора на работу!», муравьи начинают бегать по площадке. По команде «Птица летит!», муравьи бегут в свои домики. Тот, кого птица поймала – выбывает из игры.
Воспитатель: Поиграли, ну а теперь, муравьи, пора и потрудиться. У нас есть королева всех муравьев. Сейчас она выберет муравьев-строителей, которые будут делать в нашем большом муравейнике (муравейник из песка в песочнице) ходы. А другие станут рабочими муравьями и будут собирать сухие веточки для обустройства нашего муравейника.
(Самостоятельная деятельность детей под песни про муравьев : «Муравей», «Я и муравей»)
Воспитатель: А теперь нам пора опять превращаться в детей. Становимся в круг, закрываем глаза и говорим волшебные слова: «Вот я, вот я, превращаюсь в человека!»
Вот вы и побывали муравьями. И теперь, увидев муравья, поздоровайся с ним, спроси, как у него дела. Никогда не обижай маленьких, заботься о беззащитных, ведь они не могут ничего сказать, попросить.