Антонина Лысак
Сценарий открытого занятия в старшей группе «Путешествие по весенней степи»
▼ Скачать + Заказать документы
Входит Весна:
- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно, я – Весна! Снова к вам после зимы пришла. Взмахнула зеленым крылом, подула весенним ветром и ожили леса, поля и степи. Снова защебетали птицы. Весенний ветерок нашептывал мне о том, что в этом детском саду живут детки, которые очень любят путешествовать! Это правда?
Дети:
-Да!
Весна:
Ребята, а вы не подскажите, в какой республике вы живете?
Дети:
-В Республике Калмыкии.
Весна:
Публикация «Сценарий открытого занятия в старшей группе „Путешествие по весенней степи“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
-А кто из вас знает, чем покрыта территория Калмыкии – лесами или степью?
Дети:
-Степью.
Весна:
- Правильно. Вот мы сегодня и совершим путешествие по весенней степи. Для этого нам необходимо выбрать транспорт для путешествия : (беззвучный, чтобы не пугать птиц, не загрязняющий воздух, вредными выбросами, яркий и необычный) – воздушный шар с корзиной, где будут размещаться пассажиры.
(садимся в воздушный шар, звучит тихая музыка)
Весна:
-Ребята, пока мы с вами летим на воздушном шаре, я хочу поговорить. Вы любите природу? А заботиться и оберегать ее умеете? Ну что ж, чтобы узнать это, лучше я хочу поиграть с вами в одну игру в стихах, вы готовы, детвора?
- Я стихи буду читать,
А вы дружно отвечать:
«Это я, это я, это все мои друзья».
Если я стихи плохие
Вам нечаянно прочту,
Вот тогда вы не кричите,
И я с вами помолчу.
Ну, готова детвора?
Начинается игра!
Утром рано, как проснулся,
Солнышку кто улыбнулся?
Кто из вас, в степи гуляя,
Любовался своим краем?
Кто из вас, такой хороший,
В степь идет гулять в калошах?
Знает кто, что птичьи стаи,
К осени все улетают?
А кто тюльпаны обожает,
Любит их, но не срывает?
Кто из вас, скажите вслух,
Любит комаров и мух?
Кто ногами любит дрыгать,
Как зайчишка, серый дрыгать?
Кто из вас, увидев сайгачонка,
Не пустится с ним вприпрыжку,
Как шальной мальчишка?
А кто, скажите, из рогаток в птичек не стреляет,
Природу бережет и охраняет?
- Что ж, ребята, теперь я спокойна, вы истинные любители природы, и будете правильно вести себя в степи.
«-А вот наш воздушный шар подлетает к степи
Видеозапись степи
- На все стороны степь :
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!»
Весна:
- Наш шар приземлился на территории Калмыцкой степи. Посмотрите, как красива и щедра природа, сколько трав в степи, цветов! И под каждой травинкой домик мошек, бабочек, жуков…
Запись звуков весенней степи
с использованием звуков насекомых
Весна:
- Посмотрите вокруг: мы с вами на весенней, степной полянке. Я приглашаю вас в волшебный мир насекомых. Там, где есть волшебство, должны быть и чудесные превращения. Давайте наденем яркие шапочки и превратимся в букашек…
- Кто-то будет пчелкой, кто-то с жуком или бабочкой, а может быть стрекозой. Вообразите, что на этой полянке у каждого есть свой домик, в котором прячется холодной зимой. Присядьте и спрячьтесь в нем (дети одевают шапочки и прячутся). А с приходом весны букашки просыпаются и выходят гулять: (под музыку, стих с зарядки)
Вот мы просыпаемся
Миру улыбаемся
Потянулись к солнышку
И открыли глазки
А на небе облака
Чудные как в сказке.
Теперь потрем мы носики
Носики-курносики
Разгладим свои лобики
Похлопаем по щечкам.
Бабочка расправляет свои крылышки, а жук…лениво потягивается. Дети выходят и встают произвольно, собирают капельки росы с травинок и лепестков. Умываются и стряхивают росу с лапок. Вдыхают сладкий аромат весенних цветов, а потом начинают довольно жужжать. Дети выполняют дыхательное упражнение: на глубокий вдох, затем пропевают звуки [ж] и [з], постепенно увеличивая громкость.
- Проснулись букашки и весело запели. Приготовьте свои ладошки (дети показывают свои ладони, будем здороваться. Пойте вместе со мной (под музыку «Добрый жук»).
-Добрый, добрый, добрый день.
Добрый день, добрый день (касаюсь ладошек каждого ребенка)
Нам здороваться не лень
Нам совсем не лень.
Здравствуйте (машет рукой,
Здравствуйте!
Бабочка Алена
Стрекоза – Настя Р.
Кузнечик – Федя
Божья коровка – Даша
Паучок – Рамил
Муравей – Настя М.
Шмель – Кирилл
Жук-усач – Андрюша
Клоп-черепашка – Коля
Богомол
Долгоносики
Все говорят:
-Как приятно нам слышать ваши голоса!
-Ребята, мне очень понравилось, как вы играли и изображали насекомых.
Пед. Ситуация: Девочки увидели очень красивую бабочку. Как им поступить?
- Поймать, принести домой и посадить ее в банку?
- Остановиться – чтобы полюбоваться ее красотой?
- Поиграть с ней, попробовать покормить травой?
- А сейчас, ребята, я хочу вас пригласить в гости к моему степному другу, который самый первый встречает меня в степи. Когда он просыпается, то громко начинает свистеть, звать весну в степь. Кто, кто-то из вас знает, о ком я говорю?
Дети:
- Суслик.
Весна:
- Давайте пробираться с вами к нему по проталинкам, и прислушиваться к голосу, звукам весенней степи (запись весенней степи, ручейков, подходим к норке суслика).
Суслик (лежит, ворочается) :
Весна:
- Вставай, лежебока, весну встречать.
А суслику не хочется вставать кого-то встречать. Перевернулся он на другой бок, только хотел еще поспать, да почувствовал, что весь бок у него стал мокрым (запись «Звучание проталинок»)
Суслик:
- Что такое, откуда вода? Дети, вы можете это объяснить?
Дети:
- Это снег тает, ручейки бегут.
Выскочил суслик из норки и зажмурился от неожиданности – всё в степи звенит, жужжит, искрит и переливается. Шум, гам стоит в степи. Радостный переполох устроили степные птицы – дождались прихода весны. Встал суслик на пригорок, подставил мокрый бок к солнышку. И давай свистеть, весну звать. (запись свиста суслика). Хорошо, тепло. Крутит он головой, свистит, принюхивается к запаху весенней степи, прислушиваясь к звукам.
Весна:
- В степи по соседству с сусликом живет его друг хомяк. Я хочу вам сейчас рассказать одну историю, произошедшую с нашими знакомыми (сценка – Суслик - Андрей, Хомяк - Федя, Ворона - Алена).
Жили – были в степи Суслик и хомяк. Жили они по соседству у одной и той же дороги, видели одно и то же небо, мокли под одним и тем же дождем, прятались от опасности в одинаковые норки. Но каждый раз, повстречав друг друга, начинали хвастать.
- Я, - говорил Суслик, - лучше всех свистеть могу. На что Хомяк, поглаживая свой толстый животик, отвечал:
- Зато я могу столько зернышек за щеки спрятать, сколько не можешь ты.
- Ну, удивил! А я самый быстрый и ловкий, никому меня не поймать.
- Зато я хитрый. Мне и не нужно убегать – спрягу голову в песочек и притворяюсь камушком.
- А я могу стоять столбиком и видеть далеко.
- Зачем мне смотреть далеко? Мне нужно, чтобы в моей норке было побольше еды.
- А возле моей норки растут такие красивые цветы, и утром я умываюсь их росой.
- А над моей норкой голубое небо и теплое солнышко!
- А в моей степи ветерок доносит до меня разные звуки, предупреждая тем самым меня об опасности.
- А мой друг ветер приносит мне запахи зернышек, семян, и я бегу за ним…
И так они могли спорить бесконечно, пока однажды их разговор не услышала старая ворона :
- Глупые вы. Глупые… Вы же соседи, и у вас один ветерок, одно небо, одно солнышко, одна степь. Они наши друзья. Мы – дети природы, и всем нам нужно жить в мире и помогать друг другу.
Алена:
- Природа – наш чудесный дом!
Пусть всем уютно будет в нем.
Пусть чистыми будут степь и река
По синему небу плывут облака
Сайгаки гуляют,
Лебедь машет крылом
Берегите природу – это наш дом.
(По степи скачет зайчик)
Весна:
- Смотрите, вон и зайчик радуется приходу весны. Скачет с кочки на кочку, радуется весеннему солнышку. Ой, что-то он остановился так неожиданно. (Ваня Ц.)
(Перед ним на тонкой ножке
раскачивается ярко-красный цветок)
Заяц:
- Ой, какой красивый! Вдруг кто-то не заметит и сомнет его? (забеспокоился зайчишка, осторожно лег рядом, лапками огородил то место, где рос крохотный цветок. И так он лежал долго-долго. Любовался на это чудо, вдыхал его аромат) – буду его охранять. – А мимо беззаботно прыгала его маленькая сестричка – зайчишка Кнопочка.
Заяц:
- Ты что прыгаешь без оглядки?
Зайчишка Кнопочка присела от неожиданности,
потом увидела цветок и даже забыла обидеться.
Кнопочка:
- Ух ты, какая красота. И так пахнет.
Заяц:
- Да, красота, и я ее оберегаю.
Кнопочка:
- Давай вместе ее охранять.
Заяц:
- Давай вместе, я не жадный.
Зайчишки засыпают.
Танец «Тюльпанчик».
После танца зайчишки просыпаются
Заяц:
- Ой, какой мне сон чудесный приснился про наш цветочек. Целое поле таких цветов с разноцветными лепестками.
Кнопочка:
- Смотри, он красный,как заря!
Заяц:
- Нет, он красный как огонек!
(Дети подходят к зайчикам)
Дети:
- Что это вы, зайчики, делаете возле тюльпана?
Заяц:
- Так это тюльпан? Мы и не знали!
Весна:
- Красный тюльпан – это яркое украшение весенней степи. Этому цветку калмыки посвятили специальный весенний праздник – День Тюльпана.
- Ребята, а какие вы еще цветки знаете, которые растут в степи?
Дети:
- Тюльпаны, ирисы, колокольчики, ромашки, одуванчики, лотос.
Весна:
- Давайте вместе с зайчиками поиграем в игру «Собери цветок».
(под музыку выходят сайгаки)
- В степи часто дует ветер – проказник, который обрывает лепесточки с цветов и разносит их. А мы с вами поработает добрыми волшебниками и поможем цветам вновь расцвести.
Психологический этюд «Я тонкая травинка» :
- Предлагаю ребятам представить себя травинкой или цветком и рассказать о том, что они чувствуют, когда их согревают лучи солнца, покачивает мягкий ветерок, на них кто-то наступает (подводить детей к мысли о необходимости бережного отношения к растениями).
Весна:
- Молодцы, волшебники, теперь с вашей помощью наша весенняя полянка стала еще ярче. Давайте мы с вами присядем полюбуемся на нее и поговорим о том, кто еще живет в степи. А я вам буду загадывать загадки, а вы попробуете отгадать, о ком я говорю:
1. Зверь я горбатый, я нравлюсь ребятам (верблюд)
2. Зубовато, серовато, по полю рыщет, телят и ягнят гоняет (волк)
3. Зимой беленький, а летом серенький (заяц)
4. Желтая хозяюшка
Из степи пришла
Всех кур пересчитала
С собою унесла (лиса).
(занимательная игра о лице и зайце)
Весна:
- Детки, я знаю очень интересную игру о лисичке и зайке, и предлагаю вам в нее поиграть. Называется она «На кого и на что похожа, чем отличается?».
Лиса:
- Какая? На кого или что похожа, чем отличается?
Федя:
- Желтая как солнце, но не светит.
Алена:
- Умная как сова, но не летает.
Андрюша:
- Хитрая, как жулик, но на четырех лапах.
Ваня Ц. :
- Зубатая, как щука, но не живет в реке.
Настя Р. :
- Пушистая, как белка, но по деревьям не скачет.
Егор:
- Заметает следы, как вьюга, но не мурлыкает. Тявкает как щенок, но в будке не живет.
Заяц:
- Какой, на что похоже, чем отличается?
Марина:
- Белый как комок снега, но не летает.
Федя:
- Длинноухий как ослик, но не кричит «И-а».
Ваня Ц. :
- Пугливый как мышь, но не большой.
Андрей:
- Пушистый как оренбургский платок, но не наденешь на голову.
Даша:
- Скачет как мячик, но не резиновый.
Егор:
- Кувыркается как акробат в цирке, но не человек.
Настя:
- Прислушивается как сторож, но живет в поле.
5. А теперь отгадайте еще одну загадку:
С ветром мчусь я наравне
По родимой стороне
Пронесусь я без оглядки
Пахнет воздух полынью сладкой (Сайгак).
Стих Марина Светличная
Весенний день и тих, и ясен
А в степи сайгак прекрасен
Целый день сайгачата
Все играют как ребята
Им таким смешным и милым
День не кажется унылым.
(запись, слышен топот копыт сайгаков.
Танец «Сайгаченок»)
Весна:
- Ой, какие резвые, быстрые сайгачата. Ребята, а вы тоже такие быстрые и ловкие?
(Скачки, игра на мячах
Участвуют те, кто не танцует.
Вывести девочек-журавликов)
Весна:
- Молодцы, ребята. Вы мне очень понравились – быстрые, ловкие, смелые. Порезвились мы с вами, устали. Давайте немножко отдохнем как маленькие тушканчики:
Пальчиковая гимнастика:
Наш тушканчик хочет спать
Не нужна ему кровать
Ну и соня, что за соня,
Улегся прямо на ладони.
Весна:
- Отдохнули, ребята? Давайте посмотрим с вами на небо под степью. Кто знает, какие птицы живут в степи?
Дети:
- Степной орел, гуси, утки.
Весна:
- Игра «Раз два три, к названной птице лети»
Фазан
Куропатки
Фазан
Воробей
Ласточка
Журавли
Жаворонок
(запись крика журавлей)
Весна:
- Давайте мы с вами притаимся и послушаем, что это за птичьи голоса?
- Что ж, ребята, наше путешествие по весенней степи подходит к концу. Смотрите, сколько друзей мы встретили на своем пути? Давайте станем в весенний хоровод, и споем песенку о нашем веселом путешествии?
По солнышку, по солнышку
Дорожкой луговой
Иду по мягкой травушке
Весеннею порой.
И любо мне и весело
Смотреть по сторонам
Красненьким и желтеньким
Я радуюсь цветкам.
А из степи далекой
Откуда я иду,
Приветливо доносится:
Ку-ку, ку-ку, ку-ку.
(Появляется чабан)
Чабан:
- Кто здесь так весело поет?
Весна:
- Это мы Ава. Я Весна-красна и мои друзья: детки из детского сада «Колокольчик» и степные зверюшки. Мы путешествуем по весенней степи. Смотрим, что происходит в степи с приходом весны, с животными и растениями.
Аня:
- Тогда я вам тоже открою один секрет. С приходом весны у нас, чабанов, много хлопот: потому что у овец появляются на свет маленькие ягнята. Вот такие быстрые, резвые. Днем они бегают по степи, пасутся. А вот вечером их очень трудно загнать в кошару. Вы мне не поможете?
Игра «Загони овец в кошару».
Ава:
- Ой, спасибо, детки, какие вы хорошие помощники. Внучата мои, а вы знаете, что с приходом весны отмечают калмыцкий праздник «Цаган Сар». В этот день праздник калмыки жарят борцоки и варят чай. Я тоже хочу вас угостить борцоками, как дорогих гостей.
Угощение.