Саглара Басанова
Дидактическая игра «Путешествие по степи Калмыкии» по сохранению исчезающих языков
▼ Скачать +Заказ
Дидактическая игра
«Путешествие по степи Калмыкии»
/ Для старшего дошкольного возраcта/
Автор: воспитатель Басанова С. Н.
МКДОУ Детский сад №23 г. Элиста
Дидактическая игра для старших дошкольников.
"На просторах степи Калмыкии"
Оборудование: игровой набор включает игровое поле, представляющее собой распечатанную на листе бумаги фотографию степи Калмыкии; два альчика ; фишки с разными калмыцкими орнаментами по числу играющих. В приложении приведены изображения и названия представленных на игровом поле растений, животных и птиц на русском и калмыцком языках : растения – ромашка полевая (камб, репей (лошх, житняк (йёркг,верблюжья колючка (цегрг хатханчг, одуванчик (багваха цецг, пырей (аару, чертополох (чонын оргс, ржанец (аржани,безвременник веселый (хаврла, гриб (тенгрин ки, подорожник (аавин улан, камыш (хулсн, тысячелистник (элсн мёнкт, тюльпан (бамб цецг, ковыль (цаган овсн, прутняк (зултргн, клевер (бюрс, полынь (буурлда,донник (шар ирянгю, люцерна (шар серкянг, пастушья сумка (хёёчин даальнг, перекати-поле (барванцг, ; звери - ёж ушастый (зара, заяц-русак (туула, сайгак (гёрясн, волк степной (чон, степная лисица (арат, суслик (зурмн, хорек (к рн, змея (мога, тушканчик (ялмн, ящерица (гюрвлг)мышь полевая (хулгн); птицы - дрофа (тоодг, журавль красавка (тогрун, ворона (керя, чайка (цах, орел (гярд, степная пустельга (алтн халвг, серая куропатка (йотун, ласточка (харада, сова сплюшка (гурвлг, беркут (бюргд, коршун (эля).
Публикация «Дидактическая игра „Путешествие по степи Калмыкии“ по сохранению исчезающих языков» размещена в разделах
- Республика Калмыкия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» февраль 2021
Цель игры: обогащать лексику детей на калмыцком языке по данной тематике.
Дидактические задачи :
• познакомить детей с растениями степи, и с некоторыми степными птицами и животными, с их названиями на родном языке;
• активизировать речь дошкольников на родном языке, учить описывать растения и животных степи;
• развивать коммуникабельные навыки детей.
• учить правильному произношению названий птиц, животных и растений на калмыцком языке.
• воспитывать бережное отношение к природе родного края.
• Прививать любовь к родному языку.
Правила игры
1. Определить начинающего игру ребёнка можно с помощью считалки, затем очерёдность хода все играющие дети передают по кругу.
2. Выпавшая пара сторон альчика - число (чох- 0, бёк- 1, та – 2, алц-3) в сумме показывает, на сколько картинок вперед игроку нужно продвинуть свою фишку, например выпало чох- 0 и та – 2 то в сумме это 2; алц-3 и бёк- 1 то в сумме 4.
3. При остановке фишки на картинке игроку нужно назвать растение, птицу или животное на калмыцком языке. Если не смог назвать его, то вернуться на прежнее место, прочесть название растения в приложении-подсказке, постараться его запомнить.
4. Если ребёнок воспользовался подсказкой кого-то из участников игры, то он также возвращает свою фишку на прежнее место.
5. Игру можно усложнить: Если ребенок сможет рассказать калмыцкую народную пословицу или поговорку связанную с животными или птицами на которую стала фишка, то ему присуждается один балл, который позволяет участнику в случае ошибки продвигаться дальше не возвращаясь на прежнюю картинку.
Игру можно использовать на занятиях по калмыцкому языку, по экологии, в совместной деятельности воспитателя и детей вне занятий, в самостоятельной игровой деятельности дошкольников. Одновременно могут играть от 2-х до 5-и человек.
Ход игры
Педагог: Ребята, давайте возьмём альчики (ша а, фишки по количеству игроков и отправимся в прекрасное путешествие по степи (теег р зуульчлхмн). Напомню, что старт справа внизу, финиш справа вверху. По пути надо называть одно животное, птицу или растение, на котором остановились. Если забыли их названия – есть подсказки. Помните, если вам подсказали или вы сами воспользовались подсказкой, то придётся вернуться на прежнее место, на картинку, о котором вы уже сказали. Можно усложнить игру, и на «остановках» рассказывать пословицы или приметы о животном на которое попали на калмыцком языке. Но об этом предупредите участников игры заранее. Счастливого путешествия! (Сян йовтн)
Фишки
Приложение "Растения степи" Теегин ургмл
Приложение "Животные степи, домашние животные пасущиеся в степи (Теегин ангуд, герин мал)
Приложение "Степные птицы"(Теегин шовуд)
Альчики