оксана пожидаева
Сценарий образовательной ситуации «Мир овощных культур» в технологии деятельностного подхода Л. Г. Петерсон в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации : открытие нового знания.
Тема: «Мир овощных культур».
Цель: формирование у дошкольников умения составления и чтения схем «последовательных действий» на примере рисуночной схемы посадки овощей.
Задачи.
Образовательные :
Расширить:
— начальные знания о природном мире (на примере мира овощных культур);
— знания об условиях необходимых для роста и развития растений;
Закрепить представления об экологических связях в природе: зависимость живой природы от неживой.
Развивающие:
Публикация «Сценарий образовательной ситуации „Мир овощных культур“ в технологии деятельностного подхода Л, Г, Петерсон в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Сценарии праздников, досугов, развлечений
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
содействовать развитию качеств личности: наблюдательность, отзывчивость, самостоятельность, трудолюбие.
Воспитательные:
содействовать формированию
— экологической культуры детей старшего дошкольного возраста; — установки положительного отношения к миру природы, к труду в природе;
создавать условия для:
— развития бережного отношения к природе;
— проявления самостоятельности в трудовой деятельности (труд в природе).
Предварительная работа.
Беседа «Зачем растениям нужны вода, солнце, земля».
Наблюдение за ростом лука в земле, воде.
Рассматривание цветущих растений.
Чтение и пересказ русской народной сказки «Вершки и корешки».
Просмотр мультипликационного фильма по мотивам рассказа В. Катаева «Цветик-семи цветик».
Заучивание посевных стихов, приговорок.
Материалы к занятию.
Демонстрационный материал:
карточки с изображением солнца, воды, почвы, воздуха: размер: 1313;
карточки с изображением пустого горшочка, горшочка с землёй, луковицы с пророщенными росточками, совка для создания углубления в земле, горшочек с землёй и посаженной луковицей, лейка с водой: размер: 1313;
стрелки — 5 шт.
Раздаточный материал:
горшочки, совочки, лейки с водой по количеству детей;
семена овощных культур по количеству детей;
ёмкость с большим количеством земли;
фартуки на каждого ребёнка.
Оборудование:
магнитная доска: размер: 120100 см;
столы 2 шт. (поставленные квадратом) или один круглый стол;
клеёнка для покрытия стола;
стулья по количеству детей;
сказочный цветок «Цветик-семи цветик»;
зелёный настил (искусственный) для оборудования клумб — 2 шт. ;
Корзина для овощей — 2 шт.
Овощи
Необходимые материалы:
аудиозаписи:
· В. Дашкевич, сл. Ю. Ким «Приходите с гости к нам» из к/ф «Там на неведомых дорожках» (без слов);
· П. И. Чайковский «Подснежник» из цикла «Времена года»;
· П. И. Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»;
· П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
Заставка-картинка «Грядки огородные» для проецирования на экране.
Ход занятия.
1. Введение в игровую ситуацию.
Дети входят в групповую комнату.
Педагог:
— Сегодня в наш детский сад пришло загадочное письмо!
Педагог читает письмо.
«Дорогие ребята! Я очень прошу Вас помочь мне в одном очень трудном, но полезном деле. Весна уж давно вступила в свои права, а я не успеваю высадить овощные культуры в грядки. Надеюсь, Вы мне поможете!
Я живу в Волшебном городе. Я жду Вас! Фея Витаминка».
— Ребята, а вы любите овощи! (Да., (Конечно мы любим овощи, (Очень).
— Расскажите стихотворения об овощах, которые вы знаете!
Дети читают стихи об овощах, которые выучили заранее.
— Вы хотите помочь Фее Витаминке? (Хотим., (Конечно., (Мы любим помогать.).
— Кто же такая Фея Витаминка? (Волшебница., (Сказочница., (Красивая девушка.).
— Как Вы думаете, мы сможем ей помочь! (Да.).
— Почему? (Мы уже многим помогали., (Мы будем стараться и у нас получится помочь.).
— Что надо для этого сделать? (Надо всем вместе посадить овощи., (Надо, чтобы каждый из нас посадил по овощу.).
— Как же нам попасть к Фее Витаминке? (С помощью волшебных слов., ( С помощью волшебных предметов: ковёр-самолёт, волшебная палочка, волшебный цветок, дудочка.).
— У нас в группе, в уголке природы, есть волшебное растение Цветик-семи цветик. Он нам сможет помочь попасть к Фее Витаминке? (Конечно поможет.).
— Думаю нам пора спешить на помощь к Фее Витаминке! Как мы можем использовать возможности Цветика-семи цветика? (Давайте возьмём один лепесток, произнесём волшебные слова и перенесёмся в Волшебный город.)
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в Волшебном городе».
2. Актуализация в игровой ситуации.
На экране появляется картинка — заставка. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик».
— Что мы видим в Волшебном городе? (Овощи на грядках.)
— Какие бывают овощи (Те что растут в земле., (Те что растут на земле.).
— Давайте познакомимся с жителями Волшебного города! Выберите из корзины овощи, которые растут в земле, назовите и расположите на зелёной полянке.
Ребята берут из первой корзинки, в которой находятся все овощи, только те, которые растут в земле, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
— Вы знаете много овощных культур, которые растут в земле. Мне очень хочется убедиться, что и овощные культуры, растущие на поверхности земли вы знаете хорошо. Выберите из второй корзины те, овощные культуры, которые растут на поверхности земли и расположите на другой зелёной полянке!
Ребята берут из второй корзинки, в которой находятся все овощи, только те, которые растут на поверхности земли, называют и располагают на предложенном зелёном настиле.
— Вы знаете большое количество овощей! Я думаю, что вы можете сказать много слов об овощах! (Разноцветные., (Полезные., (Прекрасные., (Красивые., (Ароматные., (Необыкновенные., (Яркие., (Вкусные., (Разноцветные.).
— Молодцы! Какие прекрасные слова об овощах вы сказали!
— Без чего овощи не могут расти? (Овощам нужна почва., (Почва, в которой находятся корни, обеспечивает овощи питательными веществами.)
— Выбери, …. (имя ребёнка, нужную карточку и прикрепи на доску. []
Ребёнок берёт карточку с изображением горшочка с почвой и прикрепляет на доску.
-Без чего овощи не могут расти? (Без воды., (Вода поит растения, умывает их.)
— Выбери, …. (имя ребёнка, нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воды и прикрепляет на доску.
— Без чего овощи не могут расти? (Без солнца., (Солнце согревает растения, даёт им тепло.)
— Возьми, …. (имя ребёнка, нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением солнца и прикрепляет на доску.
— Без чего овощи ещё не могут расти? (Овощам нужен воздух., (Воздух нужен всем живым для дыхания)
— Возьми, …. (имя ребёнка, нужную карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок берёт карточку с изображением воздуха и прикрепляет на доску.
— Без чего овощи не могут расти? (Овощам нужен уход., (Моя бабушка говорит, что без любви к ним, они плохо растут и сохнут.).
— Конечно, растениям необходимы: уход, забота и любовь, которые способствуют росту, цветению и красоте растений!
— Давайте представим себя растениями!
Психогимнастика «Я — растение».
На фоне музыки П. И. Чайковского «Подснежник» из цикла «Времена года» звучит текст. Дети выполняют указанные движения.
Текст Движения детей
— Представь, что ты растение-малыш. Тебя посадили в землю. Ты ещё очень маленький росточек. Совсем слабый, хрупкий, беззащитный. Дети присаживаются на корточки, пригибая голову к коленям, изображая себя маленьким растением.
— Но вот чьи-то добрые руки поливают тебя, вытирают пыль, рыхлят землю, чтобы твои корни дышали. Ты начинаешь расти. Воспитатель подходит к детям и гладит каждого по голове. Дети начинают медленно подниматься, изображая рост цветка.
— Твои лепесточки подросли. Стебель стал крепким, ты тянешься к свету. Дети встают в полный рост, вытягивая вверх руки.
— Тебе так хорошо жить с другими красивыми цветами. Дети покачиваются, изображая себя цветами и улыбаются.
— Вам понравилось быть растениями? (Да., (Понравилось.).
— Почему? (За нами ухаживали, (О нас заботились).
3. Затруднение в игровой ситуации
Звучит музыка П. И. Чайковского «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик».
— Слышите, кто-то идёт. Пойду, посмотрю! Только тихо!
Воспитатель выходит и надевает наряд Феи Витаминке. Возвращается.
— Здравствуйте, ребята! Я Фея Витаминка. Для чего вы пришли в мой город? (Мы пришли Вам помочь посадить овощи.).
— Вы знаете, как сажать овощи? (Нет.).
— С чем мы столкнулись? (Возникло затруднение).
— Почему вы не знаете? (Мы не умеем, (Я видел только, как родители на даче сажали петрушку., (Мы не пробовали., (Все овощи разные : одни сажают с помощью семян, другие — луковицами).
4. Открытие нового знания
— Вы сможете научиться сажать овощи? … (Да).
— Что необходимо для посадки? (Почва).
— Куда мы должны насыпать почву! (В цветочный горшочек).
— …. (имя ребёнка, выбери карточку и прикрепи на доску.
Ребёнок прикрепляет карточку с пустым горшочком на доску.
— Как вы думаете, что мы будем делать дальше?
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке овощной культуры. (Насыпаем почву.)
— Почему? (Для растений нужна почва., (Чтобы растение питалось., (В почве питательные вещества.)
— … (имя ребёнка, выбери нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок прикрепляет карточку с изображением горшочка с землёй на доске.
— Я прорастила луковицы чеснока и лука. Давайте их рассмотрим! Где корешки, где вершки? (Вершки — зелёные листочки, а корешки — внизу, тоненькие, как ниточки.)
— Вы видите, что появились первые росточки. Как мы будем сажать луковицу корешками или вершками? (Корешками.)
— Почему? (Корни у всех растений в земле.)
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке цветов.
— … (имя ребёнка, выбери нужную карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы и прикрепляет к доске.
— Что нужно сделать, чтобы луковице было удобно находиться в земле.
(Надо сделать углубление., (Совком разрыть ямку.)
— Молодцы. Такая ямка, называется лунка.
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке растений.
— … (имя ребёнка, выбери, пожалуйста, нужную карточку и прикрепи на доске.
Ребёнок выбирает карточку с изображением совочка, находящегося в земле и прикрепляет к доске.
— Что же будем делать дальше?
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке овощей.
(Засыплем землёй., (Прикроем землёй корешки луковицы).
— Молодцы! Выбери нужную карточку… (имя ребёнка, пожалуйста!
Ребёнок выбирает карточку с изображением луковицы в горшочке и прикрепляет к доске.
— Вы всё сделали, чтобы наши овощи росли? (Не всё.)
— Что еще нужно сделать!
Педагог прикрепляет к доске «стрелку», как обозначение следующего действия, осуществляемого при посадке растений. (Полить.)
— Что произойдёт, если не полить растения? (Погибнет.)
— Почему? (Растениям нужна вода, (Это их питание., (От воды они растут.)
— Кто хочет найти нужную карточку? Хорошо, …. (имя ребёнка, иди, выбирай карточку.
Ребёнок выбирает карточку с изображением лейки с водой и прикрепляет к доске.
— Давайте повторим все наши действия при посадке растений.
Фея ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме, а дети проговаривают алгоритм посадки цветов.
— …. (имя ребёнка, назови первое действие при посадке цветов. (Приготовить горшочки.).
— Далее, …. (имя ребёнка, что мы будем делать? (Насыпать почву.).
— Следующее наше действие какое, …. (имя ребёнка (Прорастить луковицы или семена до появления первых росточков.).
— Поясни, …. (имя ребёнка, глядя на схему, что мы действуем дальше. (Надо сделать углубление., (Совком разрыть ямку, которая называется лунка.).
— Хорошо. Затем, …. (имя ребёнка, объясни своё действие. (Засыплем землёй, прикроем корешки луковицы.).
— И последнее действие, …. (имя ребёнка? (Надо обязательно полить.).
— С какой трудностью, мы встретились на занятии? (Мы не умели сажать растения.).
— Что вы мне скажите сейчас? (Мы поняли, как сажать овощи).
-Только поняли!
Педагог ведёт указкой по выстроенной на доске рисуночной схеме.
(Мы составили рисуночную схему «Как сажать овощи?»).
— Зачем рисуночная схема нам нужна? (Объяснить другим., (Если забыл, на нее посмотришь и быстро всё вспомнишь.).
— Что обозначено в схеме? (Порядок действий при посадке овощей., (Мы знаем, как надо действовать при посадке овощей).
— Значит, у нас получится посадить овощи!
5. Включение нового знания в систему знаний
— Сейчас мы подойдём к столу и приступим к работе! Наденем фартуки. У каждого из Вас есть всё необходимое для посадки овощей.
— Приступайте к работе.
Дети приступают к посадке овощей. Звучит музыка П. И. Чайковского «Вальс цветов». Воспитатель корректирует деятельность детей, обращая их внимание на рисуночную схему посадки овощей на доске.
— Молодцы! Вы всё сделали согласно схеме. Чтобы наши овощи росли быстрее, расскажем посевную приговорку.
Посевная приговорка.
Уж, ты, луковка, моя,
Ты, не бойся, что земля!
Ляжешь в лунку ты на дно!
Ничего, что там темно.
К свету, к солнцу из земли
Ты, росток, скорей пошли!
Как весною в ранний час
Пусть ростки взойдут у нас.
Выйдут к солнышку из тьмы:
«Здравствуй, солнце, это мы!»
— Что ещё нужно овощам? (Тепло., (Солнышко.).
— Давайте все вместе поставим горшочки с посаженными овощами на подоконник.
Дети вместе с Феей Витаминкой ставят горшочки на подоконник.
— Вы мне очень помогли! Я Вам благодарна и дарю волшебную шкатулочку с сюрпризом! Её можно открыть только в группе детского сада. Нам пора прощаться. Всего доброго!
Звучит музыка П. И. Чайковского «Танец Феи Драже». Фея уходит (снимает наряд). Возвращается, как воспитатель.
— Ребята, нам надо возвращаться в детский сад!
Под музыку В. Дашкевич, Ю. Ким «Приходите в гости к нам» дети произносят волшебные слова: «Лети. Лети, лепесток. Через запад на восток. Через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли, быть по-нашему вели. Хотим, чтобы мы оказались в детском саду, в нашей группе», отрывают лепесток и возвращаются в группу.
6. Итог.
— Ребята, где мы сегодня были? (В Волшебном городе.).
— Для чего мы туда отправились? (Для того, чтобы помочь Фее с посадкой овощей).
— Что нам помогло справиться с посадкой овощей? (Мы составили схему, на которую можно было смотреть и видеть, как правильно сажать растения., (Мы в горшки насыпали почву, делали лунку, посадили пророщенную луковицу корешками вниз, присыпали почвой, полили и поставили на подоконник к солнышку.).
— Это очень важные и полезные знания. Где они могут вам пригодиться? (Мы можем посадить овощи на даче, у бабушки в деревне., (Научить других детей или взрослых по схеме сажать овощи.).
— Почему у вас всё получилось? (Потому что мы научились составлять и читать схему., (Мы были внимательными, старательными).
— Вы действительно сегодня были дружные и вместе составили, и прочитали схему посадки овощных культур.
— Давайте посмотрим, что Фея Витаминка положила в шкатулочку!
— Ой, да здесь семена моркови, которые мы сможем посадить на участке нашего детского сада! Ай, да Фея Витаминка! Здорово, здесь ещё и карточка, на которой описаны условия новой игры для всех детей! Это, значит, что вы все трудились очень хорошо! Воспитатель знакомит ребят с условиями игры (Игра «Во саду ли в огороде» - игра «Зоопарк» только вместо животных выбираем названия овощей)