Светлана Солонова
Семинар-практикум «Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода»
▼ Скачать + Заказать документы
Семинар-практикум
«Структура образовательной деятельности
на основе системно-деятельностного подхода»
Цель: систематизировать знания педагогов об организации непосредственно образовательной деятельности с детьми на основе системно-деятельностного подхода.
Место проведения семинара-практикума : музыкальный зал ДОУ.
Ход СЕМИНАРА-ПРАКТИКУМА :
1. Практическая часть: «Экскурсия в музей ДОУ»
Содержание деятельности :
1.1. Мотивирование деятельности педагогов.
Публикация «Семинар-практикум „Структура образовательной деятельности на основе системно-деятельностного подхода“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Старший воспитатель:
- Уважаемые, коллеги! Вам известно, что ФГОС ДО нацеливает педагогов дошкольных учреждений изменить подходы к организации образовательной деятельности : педагоги дошкольного образования обязаны отказаться от традиционной структуры образовательного процесса. Актуальным стало применение педагогических технологий, с помощью которых можно реализовать новые требования. Одной из таких технологий как вы знаете, является технология системно - деятельностного подхода. Напомню, что СДП к воспитательно-образовательному процессу позволяет создать условия, в которых дети выступают активными участниками образовательной деятельности, учатся самостоятельно добывать знания и применять их на практике.
Сегодня мы с вами продолжим разговор на эту тему и конкретно рассмотрим вопрос об организации НОД на основе СДП. Предлагаю семинар начать с экскурсии. Куда мы с вами пойдём, вы узнаете, отгадав загадку.
В нём предметы старины,
До сих поры сохранены,
Любознательный народ
Поглазеть на них идёт. (Музей)
- Приглашаю вас на экскурсию в «Горницу» детского сада.
(Педагоги поднимаются в музей детского сада)
Старший воспитатель:
-Добро пожаловать в нашу «Горницу». Как вы думаете, почему я пригласила вас на экскурсию в «Горницу»? (ответы педагогов)
-Молодцы! Вы правильно ответили на мой вопрос. Действительно, согласно перспективному плану в каждой возрастной группе предусмотрено проведение тематической недели «Народная культура и традиции». В рамках этой недели, используя экспонаты музея, вы сможете познакомить детей с культурой нашего народа. В «Горнице» собраны разнообразные экспонаты.
- Назовите некоторые из них.
- Как вы думаете, достаточно ли экспонатов в «Горнице»?
- Перечислите экспонаты, которых не хватает в музеи (решето, ковш, глиняный горшок, сундук и т. д.)
(Педагоги высказывают мнение, чтобы им хотелось еще увидеть в музее, чем его можно обновить, каких экспонатов не хватает. Ответы показывают осознана ли цель).
Старший воспитатель:
- Зачем нам нужны новые экспонаты?
- У кого можно узнать про экспонаты для музея? (родители, книги, интернет)
- Кто из вас может принести новые экспонаты?
- Вы сказали, что в нашей «Горнице» нет «люльки» (колыбельки для младенца). Давайте, подумаем, как ее можно сделать, если никто из вас не принесёт её в музей? (педагоги высказывают своё предложение)
- Куда мы её повесим в нашей «Горнице»?
1.2. Практическая деятельность старшего воспитателя и педагогов по оформлению колыбельки, сравнение с иллюстрацией.
Старший воспитатель: Сегодняшняя наша встреча была очень продуктивной. Вы мне помогли определить перечень недостающих экспонатов. Зачем мы это делали? (ответы педагогов) Людмила Николаевна подсказала, где можно найти новые экспонаты. Ольга Владимировна высказала интересные предложения. Елена Николаевна дала хорошие практические советы. Всем большое спасибо.
(Воспитатели возвращаются в музыкальный зал и делятся на 2 группы.)
2. Теоретическая часть : Структура НОД на основе системно - деятельностного подхода.
Старший воспитатель:
Образовательная деятельность на основе системно-деятельностного подхода имеет определенную структуру :
1. введение в образовательную ситуацию (организация детей);
2. создание проблемной ситуации, постановка цели; мотивирование к деятельности;
3. проектирование решения проблемной ситуации;
4. выполнение действий;
5. подведение итогов, анализ деятельности;
Поэтапную реализацию системно-деятельностного подхода я использовала при организации экскурсии в «Горницу». Давайте проанализируем содержание нашей образовательной деятельности на каждом этапе.
(Старший воспитатель называет структуру образовательной деятельности, а воспитатели рассказывают кратко содержание их деятельности на каждом этапе).
Старший воспитатель: Итак, мы рассмотрели и проиграли целостную структуру применения деятельностного метода в образовательной ситуации «Экскурсия в музей». А теперь рассмотрим структуру НОД с детьми на основе СДП.
1. Введение в образовательную ситуацию (организация детей) предполагает создание психологической направленности на игровую деятельность. Педагог использует те приемы, которые соответствуют ситуации и возрастным особенностям детей. Например, к детям кто-то приходит в гости, включается аудиозапись птичьих голосов, звуков леса, в группу вносится что-то новое (Красная книга, энциклопедия, игра, игрушка и т. д)
(Другие варианты дополняют воспитатели, а старший воспитатель обобщает их ответ).
Что-то внести, чтоб большинство детей заинтересовалось.
Что-то убрать, оставив пустое место (в группе не осталось кукол или машин или другое).
Эффект неожиданности (шум, треск, стук.).
Делать в присутствии детей что-то необычное. Интрига (подождите, после зарядки скажу; не смотрите, после завтрака покажу; например, выпал снег, до прихода детей повесить на окно простынь).
Ребята, пока не смотрите, у меня там такая красивая картина, попозже о ней поговорим.
Договориться с родителями, одеть ребенка во что-то определенного цвета; повар приглашает в гости и просит сделать то-то; музыкальный руководитель обещает интересное развлечение, но надо помочь в том-то…
Специально организованная ситуация (например, все мыло заменить камушками, мелок, кусочком сахара).
День рождения у ребенка ( воспитатель: «Ребята, фантики от конфет кладите в коробочку, они мне нужны для сюрприза». Дети заинтересованы: какого?»)
Воспитателю нужна помощь детей в чем-то конкретном, он обращается с просьбой к детям. Если хочет что-то сказать застенчивый ребенок, сначала спросить его, а уж потом давать высказываться девочкам и мальчикам.
2. Важным этапом образовательной деятельности на основе СДП является создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности. Чтобы тема образовательной деятельности не была навязана воспитателем, он даёт детям возможность действовать в хорошо знакомой ситуации, а затем создаёт проблемную ситуацию (затруднение, которая активизирует воспитанников и вызывает у них интерес к теме. Например: «Лунтик любит гулять в лесу. Ребята, а вы любите гулять в весеннем лесу? А что вам там нравится? Какие цветы растут в лесу? Лунтик мне сказал, что он хотел нарвать букет лесных цветов и подарить бабе Капе на праздник, но на полянке растёт только трава. Куда же исчезли все цветы? (рассуждения детей – сьели звери, затоптали, сорвали люди для букетов в большом количестве).
3. Следующий этап - проектирование решения проблемной ситуации.
На этом этапе важно не оценивать ответы детей, а предлагать им делать что-то на выбор, опираться на их личный опыт.
Педагог с помощью подводящего диалога помогает воспитанникам:
- Можем ли мы узнать, какие цветы исчезли с лесной полянки? Как? ( ответы детей: спросить у родителей, воспитателя, посмотреть в интернете, Красной книге и т. д.).
- Что произойдёт, если исчезнут все цветы?
4. На этапе выполнения действий составляется новый алгоритм деятельности на основе старого и происходит возвращение в проблемную ситуацию.
- Что конкретно мы можем сделать, чтобы не исчезали цветы? (дети составляют алгоритм своей деятельности) Для решения проблемной ситуации воспитатель использует дидактический материал, разные формы организации детей. Например, воспитанники выбирают из предложенных воспитателем знаки, которые подходят для решения проблем, рассказывают, что они обозначают: «Не рвите цветы», «Не топчите цветы». А теперь воспитатель возвращается к проблемной ситуации: цветов нет, а Лунтик хочет подарить их бабушке на праздник? (варианты решения проблемы)
Также данный этап предусматривает:
• нахождение места «нового» знания в системе представлений ребёнка. Например: «Мы знаем, что цветы исчезли, потому что люди их рвут, топчут. А этого делать нельзя».
• возможность применения нового знания в повседневной жизни (узнали-сделали). Например: «Чтобы Лунтик порадовал бабу Капу, мы нарисуем целую поляну цветов. А знаки мы расставим на нашей экологической тропинке. Пусть все знают как надо относиться к природе»
• самопроверку и коррекцию деятельности. Например: Как вы думаете, мы справились с проблемой Лунтика?
5. Этап подведения анализа деятельности включает :
• фиксацию движения по содержанию (Что мы сделали? Как мы это сделали? Зачем).
• выяснение практического применения нового содержательного шага («Важно ли то, что вы сегодня узнали?», «Для чего вам это может пригодиться в жизни?»).
• эмоциональную оценку деятельности «У вас было желание помогать Лунтику? Что вы почувствовали, когда узнали что многие растения занесены в Красную книгу?
• рефлексия групповой деятельности («Что вам удалось вместе сделать вместе?».«У вас все получилось?»).
• рефлексия собственной деятельности ребенка («А у кого что-то не получилось? Что именно? Как вы думаете, почему?»).
2. Практическая часть: «Выполни правильно задание»
Педагоги делятся на 2 группы:
1 задание: С какой проблемной ситуации можно начать НОД? (3-4 примера)
а) Тема НОД «Бабочка-красавица всем нам очень нравится!» (средняя группа)
б) Тема НОД «Мы кормушки собирали, птиц от голода спасали» (старшая группа)
2 задание: От каких высказываний должен отказаться педагог?
а)
• Ребята, подходите, начинается математика.
• Петя предложил неправильно, Маша не подумала, что сказала.
• На чем же мы с вами можем полететь?
• На что похожи кирпичики и где их можно найти?
• Саша, принеси конструктор, это будут кирпичики.
б)
• Кирилл, посмотри, чтоб ребята не заглядывали в коробку, там сюрприз;
• Миша, подскажи, где гараж для машин;
• Ты играй в машинки, а ты иди рисуй;
• Все встали, пошли белочку искать;
• Наташа, ты делаешь неправильно, надо делать так;
3 задание: Выберите правильный вариант подведения итогов:
а)
• Саша, молодец, очень красиво нарисовал.
• Катя и Ксюша быстрее всех убрали со стола.
б)
• Ребята, наше занятие окончено, все складываем и идем в музыкальный зал.
• Маша, хорошо придумала, что рисовать.
4 часть: Итог семинара-практикума.
Развитие детей начинается в игре, с ее помощью ребенок познает окружающий мир и учится в нем ориентироваться. Системно-деятельностный подход - это способ освоения образовательной среды без психических и физических перегрузок детей, при котором каждый ребенок может самореализоваться, почувствовать радость творчества.
При организации совместной деятельности взрослого и детей в процессе НОД необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми :
• воспитатель включается в деятельность наравне с детьми;
• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения) :
• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);
• основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.
5 часть: Рефлексия
- Какие вопросы в рамках семинара - практикума вас заинтересовали?
- Что в ходе семинара-практикума вас не устроило?
- О чём вы хотели быть услышать дополнительно?
- Что вам показалось наиболее удачным?