Ольга Гряникова
Конспект образовательной ситуации с использованием личностно ориентированной технологии в старшей группе «Чудесные платочки»
▼ Скачать + Заказать документы
«Чудесные платочки»
ЦЕЛИ:
• Познакомить с павлово- пасадскими платками, выделить колорит и элементы узора.
• Продолжить знакомство с нетрадиционными методами рисования «штамповка».
• Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово - пасадских платков.
• Развивать умение работать с трафаретами.
• Развивать чувство ритма, цветосочетания.
• Воспитывать эстетическое отношение к бытовой культуре и предметам искусства
Публикация «Конспект образовательной ситуации с использованием личностно ориентированной технологии в старшей группе „Чудесные платочки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Оборудование: Презентация «История Павло-посадского платка» Павло-посадский платок, изображение платков, русские народные музыкальные композиции, трафареты -цветов (розы, ромашки, трафареты - листья, гуашь разного цвета, поролоновые штампы, технологические карты узоров, влажные салфетки.
Предварительная работа: Рассматривание изображений «Русские шали», изготовление трафаретов.
Словарная работа: Бахрома, ручная набойка.
Ход занятия.
Восп-ль:[/i] (Показывает презентацию «История Павло-посадского платка»)
Есть у нас в России старинный город с названием Павловский Посад. Вот туда-то мы и отправимся в путешествие. Расположен он на зеленых берегах реки Клязьмы.
Славу на весь мир принесли Павловскому Посаду расписные платки и шали. Платки и шали носили и простые люди, носили и важные персоны, например королевы и принцессы.
-В старину все женщины на Руси носили платки. До сих пор в этом городе продолжается самобытная традиция ручной набойки платков.
В этом городе есть музей истории русского платка, посетители знакомятся с историей возникновения платка. Для многих женщин – это лучший подарок. Сегодня даже самые модные и современные женщины стали использовать в своём гардеробе павло – посадские платки. Платки можно носить в любое время года.
А всё начинается с карандаша и чистого листа. Художник рисует рисунок, рисунок может присниться художнику или художник его придумывает сам.
Прежде чем сделать шаль или платок мастера ему придумывают имя: царевна, матрёшка, аленький цветочек и др.
(Воспитатель предлагает подойти к платкам).
[b]Восп-ль:[/b] А как вы думаете можно носить шаль или платок?
Узорные платки и шали выполняли роль самого красивого сказочного элемента одежды. Раньше многие женщины носили яркие платки на голове, плечах, а иногда даже просто сложенным на руке, как украшение. (Демонстрация воспитателя с девочками).
Восп-ль: Как вам кажется, трудно ли создавать такие шали?
Секретом старинного промысла была ручная набойка.
Восп-ль: А почему их называют набивными?
Искусство набойки, давно известное на Руси, стало особо популярным способом украшения ткани в 19 веке. Рисунок наносится на ткань при помощи специальных деревянных печатных досок с вырезанным рельефным узором.
Такие печатные доски называются «манеры», или «цветки» (ударение на е). иногда узор не вырезали, а в доску вбивали металлические пластинки, проволочки, гвоздики. И на каждый цвет будущего рисунка на платке должна быть своя печатная доска. Для сложного красочного рисунка может потребоваться не один десяток «манерных» досок. Приложит мастер доску на ткань в нужном месте, да еще постучит, побьет, чтобы краска на ткани с печатной доски лучше отпечаталась. Вот так и возникло название «набивная ткань», «набойка». Сложное, трудоемкое, но интересное это дело – ручная набойка. Делают ее лишь настоящие мастера. Если узор на платке сложный, то иногда требовалось более 400 наложений досок с трафаретным рисунком. В наше время ручной набойки уже нет. Сегодня «разрисовывать» платки помогают специальные печатные машины.
Восп-ль: - Скажите, а как и чем расписаны шали и платки?
Восп-ль: -Какой фон у них?
Восп-ль: -Какие цветы вы видите на платках и шалях?
Восп-ль: -Ребята, а какой в основном рисунок на платке? (цветы). Узор платков цветы и листья. Главные цветы – розы, но и многие другие: ромашка, лилии, лотос и даже птицы. На платках есть цветы, которые собраны в букеты, а есть цветы, которые разбросаны по полю платка.
Восп-ль: -Ребята, скажите, где расположены цветы на платках? (по сторонам платка, по углам платка, в центре платка)
По краю павло–посадские платки украшаются шерстяной или шёлковой бахромой, которая до сих пор вяжется или пришивается вручную.
Восп-ль: -Ребята, а вы хотите побывать у меня в мастерской? Там вы будете художниками и сами раскрасите платочки, чтобы потом подарить близким людям. Для того чтобы платки получились нарядными и красивыми нужно каждому «мастеру» очень-очень этого захотеть! Дети, посмотрите у каждого на столеу нас здесь платок? Дети подходят к столу, где лежит платок без узора, и рассматривают его.
Восп-ль: -А сегодня, ребята, мы сами будем мастерами и мастерицами и сделаем свой красивый платок.
Восп-ль: -Какой формы платок? (квадратной)
Восп-ль: -Чего на нём не хватает? (узора)
Восп-ль: -Давайте вспомним, где расположены цветы на платках? (в центре, по сторонам, по углам платка)
Сначало необходимо придумаем узор с помощью трафаретов (дети располагают трафареты цветов и листьев на платке, создавая красивый узор)
Восп-ль: -А сейчас давайте вспомним, как мы будем рисовать с помощью трафаретов и поролона.
Я показываю технику рисования (набираем краску на поролон и штампуем по трафарету на ткани, заполняя краской только вырезанные цветы, не выходя за края трафарета, придерживая трафарет рукой).
Дети рисуют, во время выполнения работы звучит тихая музыка (русская народная).
После окончания рисования, дети делятся своими впечатлениями.
Восп-ль: -Ребята, вам нравится платок? У вас получился яркий, красивый платок.
Восп-ль: -Какое у вас настроение, смотря на этот платок? (весёлое, радостное)
Восп-ль: - Вам хотелось бы его подарить?
А пока наши платки высыхают давайте, сейчас мы с вами поиграем в
и
гру «Платок»
.[/i][/b]
Дети становитесь в в круг, беритесь за руки и идут по кругу. Водящий находится в круге с платком, идет в противоположную сторону со словами:
Я хожу, хожу, хожу
И платок в руках держу
И кого накрою я,
Дети скажут у меня.
Дети садятся на корточки и закрывают глаза руками. В этот момент водящий накрывает платком одного из детей. Со следующими словами водящего дети открывают глаза и встают:
Раз, два, три, раз, два, три.
Кто там прячется внутри?
Не зевай! Не зевай!
А скорее отвечай!
Дети отгадывают, кто спрятан под платком.
Восп-ль: -Ребята, мы с вами побывали сегодня на выставке павло-посадских платков, стали мастерами и сделали красивый платок, а сейчас нам пора возвращаться в группу.
Выставка детских работ. Подведение итогов работы.