Зинаида Махова
Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [Р], [Р’], буква «Р»
▼ Скачать + Заказать документы
Звуки [Р], [Р’], буква Р
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное - речевое развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Цель: Закрепить навыки правильного произношения звука (Р) в речи.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия по обучению грамоте „Звуки [Р], [Р’], буква „Р“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Темочки
1. Познакомить с буквой «Р»; совершенствовать умение детей произносить и различать звуки [р] и [р’] в словах, придумывать слова с данными звуками; Учить читать слоги и слова с данной буквой. («Речевое развитие»).
2. Способствовать развитию мелкой моторики рук – написать букву в манке. («Художественно-эстетическое развитие»).
3. Воспитывать желание отвечать на вопросы полными предложениями; обеспечить умение детей делать звуковой анализ слова – давать характеристику каждому звуку, находить одинаковые звуки в словах. («Познавательное – речевое развитие»).
4. Развивать мелкую моторику рук в пальчиковой гимнастике. («Физическое развитие»).
5. Познакомить тихой музыкой. («Художественно-эстетическое развитие»).
Планируемые результаты: владеет достаточным словарным запасом, употребляет в речи синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов; различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение»; называет в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах; находит в предложении слова с заданным звуком, определяет место звука в слове.
Оборудование: картина с изображением предметов на звуки (Р-РЬ, коробочки с манкой; магнитная доска, ватман и фломастер. Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет (ав. Е. В. Колесникова).
Ход непосредственной образовательной деятельности:
1. Знакомство с буквой «Р».
- Сегодня я познакомлю вас с буквой «Р» (на доску выставляем большую и маленькую буквы «Р»).
- Посмотрите, это большая буква, а это маленькая. Они очень похожи, а чем же они отличаются?
- Как вы думаете, на что похожа буква «Р»?
- Художнику буква «Р» напоминает топорик. Посмотрите (показываем картинку).
- Из каких элементов состоит буква «Р»? (палочка и полукруг).
- Покажите в воздухе букву «Р», а сейчас напишите эту букву пальчиком на манке.
2. Предлагаю поиграть «Раз, два, три живая буква на месте замри» (2 раза) – дети изображают буквы при помощи рук, туловища, ног.
3. Определи место звука «Р» в названии каждого предмета и нарисуй синий квадрат в прямоугольнике в соответствующем месте. (Дети работают в рабочих тетрадях).
4. Раскрась только те овощи, в названии которых есть звук «Р». Назови их. (Картошка, помидор, морковь). (Дети работают в рабочих тетрадях).
(Звучит тихая музыка.)
5. Всем девчонкам и мальчишкам предлагаю поиграть «Узнай звук» и в игре этой веселой нужный звук всем отыскать.
- Я называю разные слова, если вы услышите звук [р] – изображаете летающую птицу, звук [р’] – приседаете. (Река, рука, ребята, работа, ромашка, розетка, береза, рябина, роза, ракета, рубашка, рюкзак, краб.)
- Молодцы все играли по правилам.
6. А теперь предлагаю поиграть в подсказки. Я буду рисовать дом, а вы подсказывать только те слова, в названии которых есть звуки [р] и [р’]. (Крыша, забор, дверь, крыльцо, забор, рама, дорожка к дому, чердак и т. д.).
7. Напиши в слогах шариках букву «Р» сначала по пунктирным линиям, а затем самостоятельно. Прочитай слоги. Определи первый слог в названии каждого предмета и соедини его с соответствующим шариком. (Дети работают в рабочих тетрадях).
Речевая зарядка: тра – тро – тру – тры
пра – про – пру – пры
стра – стро – стру – стры
Ра – ра – ра – рама, рак, гора, нора
Ро – ро – ро – роза, роща, рот, перо.
Ру – ру – ру – руки, ружья, кенгуру
Ры – ры – ры – рыба, рынок, рыжик, рысь.
8. Прочитай предложение. Назови первое слово, второе, третье. Нарисуй схему предложения, обозначая каждое слово прямоугольником. (Дети работают в рабочих тетрадях).
Мама мыла раму.
Воспитатель: ребята, найдите среди букв ту, с которой мы сегодня познакомились, как она называется?
Подведение итога занятия :
С какой буквой познакомились?
Какие звуки она обозначает?
Охарактеризуйте звуки [р, р’].