Анна Евграфова
Сценарий НОД по музыке в старшей группе «Путешествие по группам музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепление, формирование и развитие музыкальных способностей детей, позволяющих применять полученные знания в игре на различных детских музыкальных инструментах и в творческих начинаниях (необходимых для обучения игре на музыкальных инструментах).
Задачи:
Образовательная:
Публикация «Сценарий НОД по музыке в старшей группе „Путешествие по группам музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Музыкальные инструменты
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2021
Закрепить и систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
Обогатить словарный запас музыкальными терминами.
Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию; петь согласованно и выразительно, передавая в пении характер песни.
Развивающая:
Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.
Воспитательная:
Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание играть на них.
Интеграция:
Физическая культура.
Социализация.
Чтение художественной литературы.
Коммуникация.
Ход занятия.
Дети заходят в музыкальный зал. Звучит Э. Григ «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»
Муз. рук. : Ребята я хочу с вами поздороваться и поиграть одновременно.
Игра называется «Все наоборот». Когда я буду с вами здороваться низким звуком, вы будете мне отвечать высоким звуком слово «Здравствуйте» и наоборот.
Игра «Все наоборот»
Муз. рук. : Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук. : Рада видеть вас, друзья, на занятии у себя.
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук. : Доброе утро! Улыбнитесь скорее!
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук. : И сегодня вам весь день, будет веселее.
Дети: Здравствуйте!
Муз. рук. : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из географических карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов. И отправимся в эту страну с помощью музыкально – ритмических движений. Ну что, готовы в путь-дорогу? Отправляемся!
Зашагаем дружно в ногу,
Бодрый марш поможет нам!
Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко. (I ч. марш)
Дальше узкая дорожка
Здесь бежим мы на носочках.
Звучит «Марш» муз. Ф. Надененко. (II ч. бег)
Муз. рук. : Ребята, вот мы с вами и пришли. Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем). Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам: ударные, духовые, струнные, клавишные.
Муз. рук. : Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?
Дети. Да!
Педагог демонстрирует детям домики.
Муз. рук. : На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.
-Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми.. Расставить их по местам нам поможет игра «Музыкальная отгадай-ка».
Игра «Музыкальная отгадай-ка»
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1.Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно….(Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Муз. рук. : Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.
2.Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.
Это ложки не простые, это ложки расписные, деревянные!
Издают весёлый звук.
Повернём их спинками горбинками и весело играть начнём.
На ложках можно играть громко (черпаком, а можно тихо (кончиками черенков)
Ритмичная игра на ложках.
Вот лошадка серый бок! Цок-цок, цок-цок
Вот лягушка на болоте, очень весело поёт.
Целый день она поёт! Ква-ква-ква, ква-ква-ква!
Воробьи развеселились, зернышки клевать пустились.
Целый день они клюют, всё клюют, клюют, клюют.
Дождик капает по крыше! Тук-тук-тук, тук-тук-тук
Еле слышно, еле слышно. Тук-тук-тук, тук-тук-тук.
Вот течёт ручеёк, видно путь его далёк
Всё журчит, плескается. Убежать пытается.
3.Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
4.Он похож на погремушку,
Только это не игрушка. (Маракас)
Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.
Муз. рук. : Ребята, наши ударные инструменты не только веселые музыканты, но и умелые рассказчики. Давайте вместе с ними расскажем нашим гостям сказку.
Сказка «Зима в лесу»
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(стучим пальчиками по барабану)
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(ударяем палочками по металлофону)
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(гофрированная бумага)
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(используем деревянные ложки)
Грызли зёрнышки
(проводим палочкой по рубелю)
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(шурши пакетом или бумагой)
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
(проводи палочкой по расчёске)
А снаружи на землю каждый день падал снег и шумел ветер.
(дуем в бутылку)
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(ударяем палочкой по металлофону)
Муз. рук. : Вот такую интересную сказку мы с вами рассказали вместе с инструментами. Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
Дети перечисляют духовые инструменты, с которыми они познакомились на предыдущих занятиях: флейта, труба, саксофон, жалейка.
Муз. рук. : Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?
Игра «Отгадай, кто поет?»
Педагог дает детям прослушать фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.
Муз. рук. : Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках. Это говорит о том, что вы очень внимательно слушали на предыдущих занятиях и у вас много друзей – музыкальных инструментов.
Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Муз. рук. : Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах.
У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.
«Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благословляли
Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали
В праздники под охи, потешались скоморохи.
Муз. рук. : А сейчас мы поиграем нашими пальчиками.
Пальчиковая игра «В море плавает дельфин»
Муз. рук. : Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него?
Дети отвечают: Клавишные инструменты.
Муз. рук. : Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Муз. рук. : По - другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.
Муз. рук. : Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете?
Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
Муз. рук. : Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Споем и сыграем для них песенку, а поможет нам наше пианино.
«Утром солнышко проснется»
Для музыкального сопровождения игры можно использовать любую русскую народную мелодию, например, «Ах вы, сени», «Светит месяц».
Муз. рук. : (показывает солнышко)
Вокруг солнышка, дружок,
Становись скорей в кружок.
(Дети встают в круг, солнышко можно положить в середину круга. На полу по кругу разложены деревянные ложки по количеству детей (2 ложки на каждого ребенка)
Муз. рук. :
Ребятки, солнышко приготовило нам ложки и хочет, чтобы мы для него сыграли.
(Дети приседают на корточки около своей пары ложек)
1. Утром солнышко проснется,
Сразу деткам улыбнется.
Детки с солнышком встают,
В ручки ложечки берут.
Дети берут ложки в руки.
2. Детки ложки в руки взяли,
Дружно в ложки застучали.
Ударяют ложкой о ложку перед собой
3. Мы сейчас растопим печь –
Надо блинчиков испечь.
Немного наклонив корпус с ложками вправо, левая рука с ложкой сверху, затем тоже самое влево – «печем блинчики»
4. Нам пора повеселиться,
В каруселях прокатиться.
Кружатся вокруг себя топающим шагом, играют на ложках, держат их перед собой
5. С вами мы сейчас, ребятки,
Поиграем вместе в прятки.
Ударяем ложками перед собой на сильную долю музыки, потом отводим руки за спину и ударяем в ложки за спиной
6. Будем в горку подниматься,
А потом с горы спускаться.
Постепенно поднимая прямые руки вверх, быстро ударяя ложками, потом опускаем руки вниз, ударяя ложками
7. Наши ложки так устали,
Очень весело плясали.
На пол ложки мы положим
И ладошки вместе сложим.
Мы немножко отдохнем,
И опять плясать начнем.
Дети сидят на корточках, руки под щечкой – отдыхают
8. Как мы весело плясали,
Дружно ложками стучали.
Солнце улыбается,
Значит ему нравится.
Муз. рук. : Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5 - 1, 2, 3, 4, 5 в детском садике опять.
Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.
Муз. рук. : До свидания!
Дети: До свидания!
Под музыку дети строятся в группу