Татьяна Павловна Белоусова
Конспект музыкального занятия «Путешествие в страну музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития музыкальных и творческих способностей детей.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательная:
• Систематизировать знания по классификации музыкальных инструментов.
• Закрепить умение определять музыкальные инструменты по звучанию.
2. Коррекционно-развивающие:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Путешествие в страну музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
• Развивать слуховое внимание, восприятие, память.
• Развивать креативность мышления.
• Развивать чувство ритма.
3. Коррекционно-воспитательные:
• Воспитывать коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в группе сверстников.
• Воспитывать интерес к музыке, желание играть на музыкальных инструментах.
Ход занятия.
1. Вступление.
Дети заходят в музыкальный зал.
Муз. рук. : -Здравствуйте, ребята!
Дети отвечают на приветствие.
Муз. рук. : Ребята, сегодня мы с вами отправимся в необычную страну. Такой страны нет ни на одной из карт, но она есть там, где любят музыку. Это Страна Музыкальных инструментов.
На чем можно отправиться в путешествие? (на самолете, на машине, на теплоходе)
-На чем поедем мы с вами? Догадайтесь по этому звуку…
Аудиозапись: топот копыт.
Дети: мы поедем на лошадке.
Муз. рук. : Правильно. Мы поедем на лошадке.
2. Разминка для пальчиков с перчатками- костаньетами «Ехал Ваня на лошадке».
Дефектолог: -Чтобы в пути быть внимательными и сильными, необходимо сделать разминку.
3. Работа с интерактивной доской. Игра «Запомни, повтори».
Дефектолог: Ребята, как вы думайте, в пути нам понадобятся внимание и память? (Да)
Давайте вспомним, как звучат некоторые музыкальные инструменты?
4. Проблемный вопрос.
Муз. рук. Ребята, вот мы с вами и прилетели Посмотрите, как красива наша страна Музыкальных инструментов. Сколько в ней различных музыкальных инструментов (перечисляем).
Они все такие разные, но все, же их можно объединить в четыре основные группы. Как называются эти группы?
Дети классифицируют музыкальные инструменты по группам : ударные, духовые, струнные, клавишные.
Муз. рук. : Молодцы, ребята! Музыкальные инструменты готовились к встрече с вами, но так сильно волновались и суетились, что все перепутались. Теперь мы с вами должны им помочь найти свои домики. Поможем?
Дети. Да!
Педагог демонстрирует детям домики.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело и уютно в нем.
У собаки конура, у лисички – нора,
У совы – дупло, у малиновки – гнездо.
Ну, а в этих домиках живут музыкальные инструменты.
5. Игра «Музыкальная шкатулка»
-Первым, кому мы поможем, это будут ударные музыкальные инструменты, ведь они первыми появились на Земле, и являются самыми простыми и незатейливыми. Расставить их по местам нам поможет Музыкальная шкатулка.
Педагог загадывает детям загадки о музыкальных инструментах.
1. Кто в оркестре вам поможет,
Сложный ритм стучать он сможет.
Ритм любой, из разных стран.
Ну, конечно (Барабан)
Ребенок, отгадавший загадку, прикрепляет картинку с изображением барабана в ячейку таблицы-домика.
Муз. рук. : Барабан в древности делали из шкур животных, добытых на охоте, и он имел важное значение в жизни людей. Они использовали его, например, как телефон, для того, чтобы передать информацию на дальние расстояния, или предупредить об опасности своих соседей, живших очень далеко.
2. Деревянные крошки,
Постучи-ка немножко.
Можно щи ими хлебать,
А можно «Барыню» сыграть. (Деревянные ложки)
Карточку с изображением деревянных ложек дети размещают в ячейке таблицы.
3. Ладошка по нему стучит,
Потряхивает вольно.
А он звенит, гремит.
Ему совсем не больно. (Бубен)
Карточку с изображением бубна дети размещают в ячейке таблицы.
4. Ты возьми меня в ладошки.
Потряси меня рукой.
И услышишь голос мой,
Деревянный, озорной. (Трещотка)
Карточку с изображением трещотки размещают в ячейке таблицы.
Музыкальный руководитель : Трещотка не только подпевала бубну и ложкам на народных праздниках, но еще и охраняла огород от вредителей. Она громко трещала на ветру и отпугивала ворон и грачей.
5. Ты возьми его в ладонь,
Слышен будет перезвон.
Динь-динь-динь, дон-дон-дон,
Чей же это звон? (Колокольчик)
Карточку с изображением колокольчика размещают в таблице.
6. Он похож на погремушку,
Только это не игрушка. (Маракас)
Карточка с изображением маракаса размещается в ячейке таблицы.
6. Физминутка «Танец с кубиками»
Дефектолог: Ребята, давайте закрепим звуки ударных инструментов в танце? Наш танец называется «Танец с кубиками». (Дети двигаются по кругу под музыку «Итальянская полька» С. Рахманинова. В руках дети держат по 2 кубика. Задача- остановиться вовремя и ударить кубиками согласно ритму танца.)
7. Игра «Кто поет?» (духовые)
Муз. рук. : Ребята, духовые музыкальные инструменты тоже для вас приготовили игру. Игра называется «Отгадай, кто поет?» А для начала, давайте вспомним, с какими духовыми инструментами мы с вами познакомились на предыдущих занятиях?
Дети перечисляют духовые инструменты : флейта, труба, саксофон.
Муз. рук. : Духовые инструменты будут для вас по очереди петь, а вы должны узнать, какой инструмент для вас пел?
Дети слушают фонограммы звучания различных духовых инструментов. Дети, узнав этот инструмент, находят карточку с его изображением и закрепляют его в ячейке таблицы – домика.
Муз. рук. : Ребята, посмотрите на наши чудесные домики. Два уже заселены. Инструменты уютно разместились в своих окошках.
8. Презентация на интерактивной доске (Струнные)
Звучит отрывок скрипичного концерта Вивальди.
Муз. рук. :
Движенья плавные смычка
Приводят в трепет струны.
Мотив звучит издалека,
Поет про вечер лунный.
Как ясен звуков перелив.
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Его названье – скрипка!
- Пришла пора, ребята, поговорить о струнных инструментах. Струнные инструменты подготовили для нас красочные слайды, рассказывающие о своем многообразии.
Слайд 1
У каждой скрипки, есть смычок.
Он верный, преданный дружок.
Когда скрипач смычок ведёт
И плачет скрипка, и поёт.
Слайд 2
«Арфа – волшебный инструмент» -
Сказал задумчивый поэт.
Лишь только струн коснутся руки –
И нежные польются звуки.
Слайд 3
Гитары звуки у костра.
В них столько света и добра.
Как самый сокровенный друг,
Её напевный, нежный звук.
Слайд 4
Под гуслей звонкие напевы
Влюблялись юноши и девы.
На свадьбах гусли запевали,
И молодых благословляли
Слайд 5
Звонче балалайки
В целом мире нет.
Она исконно русский
Народный инструмент.
Пели под неё, плясали
И грустили, и вздыхали.
В праздники под ахи, охи
Потешались скоморохи.
9. Физминутка «Музыкальный магазин»
Дети стоят по кругу. Перед ними на модульных подушках лежат музыкальные инструменты.
Дефектолог: В одном городе был музыкальный магазин. В нем продавалось много музыкальных инструментов. Но люди покупатель каждый день проходили и бежали мимо магазина и никто ничего не покупал.
Звучит музыка Шмитца «Микки Маус» дети на цыпочках бегут по кругу.
Дефектолог: Но наступала ночь и музыкальные инструменты спрыгивали с полок и начинался концерт.
Дети останавливаются возле подушечек, берут инструменты и играют все вместе. Игра повторяется 2-3 раза.
Дефектолог: Но однажды в магазин пришел дирижер. Он увидел инструменты и сказал : «Как здорово, что я вас нашел! Я куплю вас всех! Вы будете играть в моем оркестре!» И дирижер купил все инструменты. Они были очень счастливы.
Педагог идет по кругу и дети складывают инструменты в коробку.
10. Клавишные.
Муз. рук. : Ребята, лишь один домик остался свободным. Какую группу инструментов мы поселим в него? (Клавишные инструменты).
Первое почетное место должно занять наше доброе пианино, которое исполняет для нас много музыкальных произведений, и является главным помощником на наших праздниках и занятиях.
Карточка с изображением пианино размещается в ячейке таблицы – домика.
Муз. рук. : По-другому этот инструмент называется фортепиано. Если его название перевести на русский язык, то оно будет звучать как «громко – тихо». Внутри клавишных инструментов живут молоточки, которые ударяют по туго натянутым струнам, и рождают красивые звуки музыки, которая может рассказать и о прекрасном утре, и о холодной зиме, о доброй бабушкиной сказке и злой Бабе Яге, о прекрасных бабочках и чудесных цветах.
Муз. рук. : Ребята, а какие клавишные инструменты вы еще знаете? ( Ответы детей: Рояль, аккордеон, синтезатор.).
Карточки с изображением этих инструментов занимают свои места в таблице.
11. Оркестр (игра детей на инструментах)
Муз. рук. : Ребята, вот мы и помогли музыкальным инструментам найти свои домики. Я уверена, что вы никогда не забудете такую прекрасную страну Музыкальных инструментов. Мы обязательно еще вернемся сюда, а пока, перед тем как нам отправится в детский сад, сделаем подарок нашим друзьям – инструментам. Сыграем на музыкальных инструментах.
Муз. рук. : Скажем нашим друзьям – инструментам – до свиданья. Закрываем глаза и считаем до 5.
1, 2, 3, 4, 5
В детском садике опять.
Муз. рук. : Ребята, вам понравилось наше путешествие?
Дети рассказывают о том, что делали на занятии, что понравилось.
12. Открытый финал
Дефектолог: Ребята. Как вы думаете, а можно ли дома изготовить музыкальный инструмент? (Да)
-Хотите сделать свой инструмент? (Да).
Предлагаю вам поделиться на 2 команды: первая команда- дети с бантиками (девочки) проходят к правому столу. Вторая команда- это дети в галстуках (мальчики) проходят к левому столу. Так вам будет не тесно.
Предлагаю вам выбрать для своего инструмента наполнитель.
Перед детьми лежат различные крупы, желуди, камушки. Дети изготавливают инструменты- погремушки.