Инна Козлова
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ
Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать стихи:
СКРИПКА
(стихи -Татьяна Варламова )
Мне нравятся скрипки волшебные звуки!
Прошу я родителей скрипку купить –
Постигну секрет музыкальной науки
Публикация «Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ „Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2019
И буду часами искусство творить!
Мне скрипку купили, и я с нетерпеньем
Изящный смычок на струну положил,
Играть начинаю, но в это мгновенье
Смычок мой пронзительно-громко завыл!
Он скрипом ворвался родителям в души!
А струны неистово стали реветь!
И я испугался — наверно, на уши
Ступил мне не бурый, а белый медведь!
Но мама сказала:
– Ты нас не пугаешь,
Согласны мы скрипы твои потерпеть.
Лет восемь на скрипке еще поиграешь,
И скрипка научится жалобно петь.
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, ребята! (поёт)
Дети: Здравствуйте! (поют)
Музыкальный руководитель: Доброе утро, мои юные друзья! Я очень рада встрече с вами.
Я пригласила вас в музыкальный зал, который сегодня мы назовём - музыкальной гостиной. А вы знаете, какое помещение или какую комнату называют гостиной? (ответы детей). Гостиной называют комнату, в которой принимают гостей. И мы сегодня в нашем зале принимаем гостью. Вы наверное догадались по стихотворению кто она?
(поворачивается к экрану и показывает фото скрипки на экране проектора)
Музыкальный руководитель: Сегодня, дети, я хочу познакомить вас со скрипкой -королевой всех музыкальных инструментов, а еще познакомить с историей её появления на свет. Давным-давно на Руси с гуслями и трехструнной скрипкой-гудком ходили скоморохи, потешали народ песнями, прибаутками, фокусами. Было время, когда слова «гудошник» и «скоморох» означали одно и то же — бродячий музыкант. Эти музыканты не знали нот, они сами сочиняли песни и наигрыши. На гудке играли, поставив его на колено, а со скрипкой на колене много не поиграешь. Вот и перенесли музыканты скрипку на плечо. Так родилась внешность современной скрипки.
(Музыкальный руководитель предлагает детям послушать музыкальное произведение в исполнении скрипки. Можно показать видео со скрипачкой Ванессой Мэй «Шторм»)
Музыкальный руководитель: Как прекрасно звучит скрипка, какие божественные звуки она извлекает!
Давайте послушаем сказку о скрипке.
- Разрешите, уважаемая скрипка, задать Вам несколько вопросов
-Что же задавайте конечно, ведь мне нечего скрывать.
- С таким чудесным голосом и такое скрипучее имя?- не удержался я.
Рассмеялась скрипка, пробежала лёгким, как ветерок, пассажем.
- Как только меня не называли! Каждый народ меня называл по-своему. Скрипка - моё русское имя. А как вам имя "гудок"? Меня ведь так и называли в народе,по-английски "жигой" то есть "окороком" дразнили.
- Неужели прямо в лицо копченым куском свинины называли? И вы не обижались?
- Ничуть!Нам, инструментам, имена всегда давались по заслугам. Если меня назвали "жигой" значит я это заслужила. Я ведь и вправду тогда всем своим видом походила на окорок.
- Вас везде любили,ведь так?
- Ой, в детстве я была легкомысленной и поверьте серьезные музыканты в ту далекую пору на меня поглядывали с презрением. " Ей бы только по танцам шляться" -говорили они про меня, а я танцы всю свою жизнь обожаю и ничуть этого не стыжусь. Где я только не побывала: и в цыганском таборе, и на крестьянском празднике, и в матроском кабачке, и в модном ресторане. Где танцы, там и я. До чего однажды я додумалась, повадилась прятаться в карманы камзолов, чтобы в нужный момент меня брали из кармана учителя танцев. Правда пришлось свою фигуру подогнать под карманный размер.
-И это вы,Великая артистка, прекраснейшая Королева всех инструментов! Вы это та, которой композиторы дарили свои самые красивые мелодии!
- Да,но тут не обошлось без волшебства - голос скрипки стал еле слышным и начал таять.
- Такой как сейчас, меня сделали три века назад добрые мастера волшебники из итальянского города Кремона. Их так и зовут - кремонские мастера : Амати, Гварнери и Страдивари.
- Неужели настоящие волшебники?
- Чем же они не волшебники,если сделали меня и мой голос божественной красоты!
- Вы хотите сказать, что они знали волшебные заклинания?
- Ну, а почему скажите на милость никто ничего подобного больше не смог сотворить в мире до сих пор?И почему не могут разгадать тайну кремонских мастеров?
Скрипка заговорила так горячо,так страстно, как умеет только она.
- Не хотите верить в волшебство?Антонио Страдивари был необыкновенный человек. Он трудился с 12 лет, сделал 1000 проб и только в 60 лет добился своего, наконец -то сотворил первую из своих скрипок и продолжал делать их до последнего вздоха. Умер великий мастер в возрасте 92 лет. Многие мастера скрипичных дел старательно изучали работу Страдивари, но у них получалось плохо, всё не так, как у него.
- Ну что ж, у великих артистов должны быть Великие тайны.
Скажите, уважаемая скрипка, а как пишется ваше артистическое имя в нотах?
- В нотах моё имя пишется по-итальянски "виолина", что значит "самая маленькая из viol".
(Эмиль Филькенштейн "Музыка от А до Я")
Музыкальный руководитель: Вам понравилась сказка? А теперь ребята давайте потанцуем под звуки скрипки. Помните она нам сказала, что очень любит танцы.
(Дети встают на танец «Сиртаки» в одну линию и кладут руки на плечи друг другу. По показу музыкального руководителя танцуют греческий танец. Сиртаки звучит в исполнении скрипки (соло)
Танец «Сиртаки» (соло -скрипка)
Музыкальный руководитель: Ну что ж, мы славно потанцевали с вами, а теперь послушаем великую золотую классику для скрипки, это А. Вивальди «Времена года».
Отрывок из концерта А. Вивальди «Времена года»
(Слайд: портрет композитора А. Вивальди).
Музыкальный руководитель: Расскажите о музыке, которая сейчас звучала, какая она. Какое время года она изображает? Какие инструменты вы услышали? Как отличается музыка, исполняемая на скрипке?
А хотите сами превратится в музыкантов-скрипачей? Именно так называют людей, играющих на скрипке. Помните мы с вами пели песенку «Я на скрипочке играю»
Давайте ее споём сейчас и будем одновременно играть на скрипочке.
Песня «Я на скрипочке играю» (легато -плавно)
(дети ПЛАВНО водят воображаемым смычком по воображаемой скрипке и поют песенку на легато)
Музыкальный руководитель: А теперь споем песенку отрывисто и будет у нас не legato, что значит ПЛАВНО, а staccato — ОТРЫВИСТО. И смычок наш воображаемый будем вести не плавно, а отрывисто.
Песня «Я на скрипочке играю» (стаккато- отрывисто)
Музыкальный руководитель: Молодцы! Садитесь, юные скрипачи на места. Сейчас вас ждёт СЮРПРИЗ.
Мне удалось достать для вас ребята настоящую скрипку, Давайте рассмотрим её очень внимательно. У скрипки очень изящный деревянный корпус с тонкой талией. У скрипки 4 струны. Это струнный инструмент. Но играют на нем не пощипывая струны, как на гуслях, а при помощи смычка (показ). На звук скрипки влияет все: ее размер, форма корпуса, дерево из которого она сделана и даже качество лака, которым покрываются детали.
Смычок скрипки делают из конского волоса.
(показывает)
Музыкальный руководитель: Но на скрипке можно играть не только смычком, но и щипком. Этот прием называется пиццикато, что с итальянского так и переводится "щипок".
«Полька-пиццикато» Штраус
(слушание)
Музыкальный руководитель: Вот сколько мы сегодня узнали о скрипке, а теперь я хочу проверить -запомнили ли вы звуки звучащей скрипки. Сейчас я каждому из вас раздам карточки с музыкальными инструментами и мы будем слушать звучание разных инструментов, как только вы услышите скрипку- поднимите карточку с нашей Королевой!
А может и другие инструменты, с которыми мы знакомились раньше, угадаете по звучанию.
Музыкально - дидактическая игра «Узнай скрипку по голосу»
Музыкальный руководитель: Наше занятие подошло к концу. Гостья наша, Королева -скрипка, немножко устала и ей пора отдохнуть. Давайте попрощаемся с ней ребята и я с вами тоже прощаюсь до следующего музыкального занятия.
(Музыкальный руководитель поёт «до свидания», дети отвечают, пропевают в ответ)