Деветова Диана Абакаровна
Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Школа космонавтов»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение города Нефтеюганска «Детский сад№18 «Журавлик»
Сценарий непосредственно образовательной деятельности
«Школа космонавтов»
Составила воспитатель высшей квалификационной категории
Деветова Диана Абакаровна
Пояснительная записка к сценарию занятия «Школа космонавтов»
Публикация «Сценарий непосредственно образовательной деятельности „Школа космонавтов“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего развития. В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования выделены основные направления развития ребёнка, в частности «социально-коммуникативное направление», которое включает «формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества». Первой важной ступенью знакомства детей с профессиями является детский сад, чтоне только расширяет общую осведомленность об окружающем мире и кругозор детей, но и формирует у них определенный элементарный опыт, способствует ранней профессиональной ориентации. «В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Именно здесь дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Созданные условия для активного участия дошкольников в специально организованных играх профориентационного направления - прекрасная возможность закрепить полученные знания на практике и расширить собственный опыт методом проб и ошибок. Ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть. В процессе игры дети знакомятся с профессиями людей, с их деловыми качествами, расширяют свой словарный запас.
Общая характеристика подготовительной группы ДОУ: группу посещают 30 детей, в возрасте от 6-7 лет. Группа общеразвивающего направления. В группе 17 девочек и 13 мальчиков. Между детьми установлены доброжелательные взаимоотношения. В процессе взаимодействия дети общаются на основании общепризнанных нравственных имморальных норм. В целом коллектив достаточно устойчивый, дети активно принимают участие всоревнованиях и олимпиадах детского сада. Развитие детей соответствует их физиологическому возрасту и требованиям, предъявляемым программой «Открытия» под редакцией Юдиной….
Сценарий занятия «Школа космонавтов» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и направлен на «Создание целостного образовательного пространства направленного на профессиональное самоопределение воспитанников образовательного учреждения».
Объем и наполнение материала соответствует программному содержанию для детей данного возраста. Развивающая предметно-пространственная среда оснащена необходимым материалом и оборудованием по теме занятия «Школа космонавтов».
Сценарий непосредственно образовательной деятельности представлен через интеграцию образовательных областей: познавательное развитие – «знакомство с профессиями людей, работающих в космической отрасли» (профессии: космонавт, астроном, инженер-конструктор, инженер-робототехник, космический биолог, инженер по телекоммуникациям и связи, специалист по космической медицине, авиамеханик);социально – коммуникативное развитие – дидактические игры: «Посчитай сколько звезд в созвездии», сюжетно-ролевые игры «Космодром», «Инженер-конструктор», «Инженер-робототехник»; речевое развитие – обогащение словаря детей космическими терминами «Вселенная», «космический корабль», «созвездия», «невесомость», «спутник», «Солнечная система», «космическая станция»; физическое развитие разминка «Мы пойдем на космодром»,подвижная игра «Собери космический корабль».
В структуре непосредственной образовательной деятельности все этапы взаимосвязаны между собой, каждый этап решает определенные познавательные задачи и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Деятельность направлена на создание ситуации, побуждающей детей активно применять свои знания и умения, ставить перед ними все более сложные задачи, поддерживает желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца, нацеливает на поиск новых, творческих решений.
Для проведения НОД «Школа космонавтов» была необходима предварительная работа, которая включала в себя:
• Сюжетно-ролевая игра «Космодром»; «Юные исследователи космоса»;
• В рамках родительского клуба проведена встреча с людьми современных
профессий (инженером-конструктором);
• Дидактические игры «Солнечная система», «Звезды на небе»,«Выложи ракету из геометрических фигур», «Разрезные картинки с космическими сюжетами»;
• Беседы с детьми на тему «Космос», беседы-рассужденияс детьми при рассматривании карты звездного неба;
• Чтение художественной литературы «Почему звезды такие красивые» из книги П. Клушанцева «О чем рассказал телескоп»; «Как мальчик стал космонавтом» Л. Обухов, заучивание стихов и считалок о космосе;
• Участие детей и родителей во Всероссийском конкурсе рисунков, посвященному 60-летию первого полета человека в космос;поисковая работа совместно с детьми и их родителями по подбору иллюстративного материала, в том числе игрушки, макеты по теме космос, оформление выставки с использованием детских работ «Будущие космонавты»;
• Просмотр видеороликов, журналов по знакомству с профессиями космической отрасли.
В процессе проведения занятия учитывались индивидуальные особенности детей, были созданы условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества при которых каждый ребенок смог достичь результата.
Цель: Формирование представлений детей о современных профессиях.
Задачи:
Образовательные:
• Дать ребёнку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях связанных с космосом:название,трудовые действия, польза данной профессии.
• Закрепить знания детей о космосе, о планетах Солнечной системы.
Развивающие:
• Развивать у детей навыки речевого этикета, культурного поведения в
общественных местах;
• В игровой занимательной форме закрепить у воспитанников знания о планетах Солнечной системы, созвездиях, профессиях связанных с космосом;
Воспитательные:
• Воспитывать ценностное уважительное отношение к собственному труду,
труду других людей и их результатам, желание выбрать профессию;
• Воспитывать стремление самостоятельно выполнять задания, доводить
начатое дело до конца, видеть результат работы.
Словарная работа: обогащение и активизация словарного запаса детей по теме «Космос»: Солнечная система, Вселенная, планеты, галактика, космодром, невесомость, спутник Земли, генеральный конструктор, Сергей Павлович Королев, инженер-робототехник, астроном.
Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска, проектор, ноутбук, макет звездного неба, игровые карточки созвездия, анимации звездного неба, космоса, костюмы космонавтов, крупные модули для конструирования космического корабля, дидактические игры.
Проведенная рефлексия показала активность дошкольников, умение детей принимать познавательную задачу, готовность к решению проблемных ситуаций. В игре дети продемонстрировали, как сконструировать космический корабль из крупных модулей, посчитали сколько звезд в созвездии Большой и Малой медведицы,рассказали как выглядит наша планета Земля с космоса.
Таким образом, все поставленные задачи в ходе проведения мероприятия были решены.
Аннотация
Сценарий непосредственно образовательной деятельности «Школа космонавтов» разработан для воспитанников старших, подготовительных к школе групп, проводится в игровой форме, где воспитанники решая различные задачи, связанные с профессией космонавтов, видят их особенности, выполняют практические задания, в том числе и творческие. Помогает показать социальную значимость современных профессий в жизни общества, вызывает интерес к профессиям связанных с космосом и желание быть похожими на них – умными, сильными, здоровыми, выносливыми, систематизировать знания воспитанников о космонавтах и профессиях связанных с космосом на основе полученных знаний.
Авторский сценарий занятия по ранней профориентации воспитанников подготовительных групп
«Школа космонавтов»
Этап Задачи этапа Организация деятельности педагога Организация деятельности воспитанников Методы, средства и формы организации деятельности Результат
Психологи-ческий настрой,
1 мин. Создание атмосферы психологической безопасности: эмоциональная поддержка детей перед занятием Воспитатель:
- «Доброе утро, ребята, я очень рада вас приветствовать.
Приглашаю вас поиграть в игру «Доброе утро!» (см. приложение).
Дети приветствуют педагога и держась за руки смотрят друг на друга с улыбкой. Игра-приветствие «Доброе утро!» Психологическая готовность
Вводно-организационный этап
2 мин.
Организация направленного внимания
Воспитатель обращает внимание на макет звездного неба:
- «Ребята, что это такое?»
- «Зачем людям этот макет?»
- «Кто изучает звезды?»
- «Сегодня, 12 апреля, у нас в России отмечают праздник «День космонавтики». В этот день 60 лет назад первый человек отправился в космос».
-«А что такое космос?»
-«Солнце это звезда или планета?».
-«Что такое созвездие?»
–«Вы знаете кто первый полетел в космос?»
- «Какие космические профессии вы знаете?» Ответы детей:
-«Глобус», -«Звездный шар»,
-«Макет звездного неба».
Ответы детей:
-«Чтобы изучать звезды!».
Ответы детей:
-«Звездочет, астроном!»
Ответы детей:
-«Это бесконечное пространство вокруг планеты Земля»
Ответы детей:
-«Солнце-это звезда».
Ответы детей:
-«Это группа звезд, образующих фигуру, например Большая медведица».
-«Юрий Гагарин».
Ответы детей:
-«Космонавт, астроном».
Беседа и обсуждение
Формальная готовность к предстоящей деятельности, привлечение произвольного внимания
Воспитатель:
- «Еще, ребята, есть такие космические профессии как:
Инженер-конструктор, Инженер-робототехник, Инженер по телекоммуникациям и связи, авиамеханик, специалист по космической медицине. Вы знаете чем занимаютсялюди этих профессий?
-«Сейчас мы с вами об этих профессиях подробно узнаем из видеоролика, который подготовила Вероника с родителями, выполняя домашнее задание».
Дети затрудняются ответить
Просмотр видеоролика «Профессии связанные с космосом».
Использование ИКТ.
Внутренняя мотивация на деятельность
Мотивационно-побудительный этап, 2 мин
Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах. Воспитатель:
- «А кем вы хотите стать?»
- «Какими должны быть космонавты?»
Воспитатель обращает внимание на экран для просмотра видеоролика, на котором Космонавты просят помощи:- «Прошел метеоритный дождь и повредил обшивку корабля. Наш космический корабль «Союз» теряет управление. Надо починить обшивку корабля, чтобы продолжить полет дальше». проблема
Воспитатель:
-«Что делать? Как помочь?»
- «А на чем мы полетим?»
-«Но у нас нет корабля!»
Воспитатель:
- «Как вы думаете, а кто из представленных и изученных профессий может помочь нам построить космический корабль и узнать про космос?»
Воспитатель:
- «Чтобы помочь, нам с вами надо подготовиться! Предлагаю вам отправиться в «Школу космонавтов»и потренироваться! Ответы детей:
-«Космонавтами!»,
-«Инженером-конструктором!»
Ответы детей:
-«Космонавты должны быть очень образованными, смелыми, здоровыми, выносливыми, постоянно тренироваться!».
Ответы детей: - «Починить обшивку корабля!», «Полететь к ним!»
-«На космическом корабле!»,
-«Мы его построим из объёмных модулей!»
Ответы детей:
-«Астроном»,
-«Инженер-конструктор»,
-«Инженер–робототехник»,
-«Космонавт»,
-«Инженер по телекоммуникациям и связи» Беседа, проблемные и наводящие вопросы.
Использование ИКТ
Создание проблемной ситуации.
Внутренняя мотивация на деятельность
Актуализация имеющихся знаний, представлений. Создание условий для поиска выхода из проблемной ситуации, нахождение нестандартных решений. Воспитатель: предлагает детям выполнить первое задание в «Школе космонавтов» разминку «Мы пойдем на космодром» (см. приложение).
«Молодцы, ребята, теперь можно приступить к выполнению следующего задания!»
Воспитатель:-«Надо выбрать карточку, на которой изображено созвездие, и по количеству звезд найти нужную цифру».
Воспитатель: - «Как называется ваше созвездие?»
-«А ваше созвездие как называется?», «Сколько звезд в вашем созвездии?»
Воспитатель:
-«Молодцы! И с этим заданием справились, стали такими же образованными как космонавты! Теперь мы можем отправиться на помощь?»
Воспитатель:
Почему?»
Воспитатель:- «Ребята, что же нам делать, у нас нет корабля?».
Воспитатель:-«Ура! Нам прислал схему корабля инженер-конструктор Иван Вагнер, теперь мы сможем построить наш космический корабль». Дети под музыку делают разминку, повторяя движения за воспитателем.
Дети выбирают карточки, на которых изображены созвездия и по количеству звезд в созвездии должны найти нужную цифру.
Ответы детей:
-«Моё созвездие называется «Большая медведица».
-«Моё созвездие называется «Малая медведица», в нем 7 звезд».
Ответы детей: -«Нет»
Ответы детей: -«Чтобы отправиться на помощь, нам нужен космический корабль.»
Ответы детей:- «Нам поможет инженер-конструктор построить космический корабль!»
Дети по схеме из крупных модулей конструируют космический корабль. Игровое упражнение «Мы пойдем на космодром».
Дидактическая игра «Звезды на небе»
Решение проблемной ситуации
Сюжетно-ролевая игра «Космодром»
Воспроизведение информации, необходимой для успешной актуализации знаний
Закрепление, расширение, обобщение имеющихся знаний и представлений, Воспитатель:
- «Молодцы ребята! Вы построили космический корабль, на котором мы отправимся на помощь к космонавтам».
-«А как мы назовем наш космический корабль?»
Воспитатель:
-«Теперь нам надо надеть наши скафандры. Всё готово, отправляемся!»
Отсчет: 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1. Пуск!
Ответы детей:
«Восток-1»
Дети переодеваются в скафандры.
Осознанные, усвоенные понятия, сформирован-ные представления
Практический этап, 10-12мин Создание ситуации, в которой возникает необходимость получения новых знаний и умений Воспитатель: - «Ребята, вот мы с вами в космосе. Следующее наше задание описать, как выглядит планета Земля с космоса?»
После рассказа как выглядит наша планета Земля с космоса, звучит сигнал «SOS».
Прилетели к кораблю, который терпит бедствие.
Дети, надев микрофоны, рассматривают и описывают,как выглядит с космоса планета Земля.
- «Наша планета Земля – самая красивая во всей солнечной системе. И только на ней есть жизнь. Из космоса наша планета кажется голубого цвета, потому, что большая часть ее поверхности покрыта водой. Остальную часть занимают континенты и острова. А на полюсах Земли белые вечные льды».
Дети выходят в открытый космос и чинят обшивку космического корабля: вырезают и наклеивают нужные геометрические фигуры.
Использование ИКТ
Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. Овладение определенным объемом практических навыков и умений
Заключительный этап, 3 мин. Формирование элементарных навыков самоконтроля. Корректирование при необходимости деятельности и результата, о соответствии с поставленными задачами Воспитатель: -«Получилось ли у нас помочь космонавтам?
Всем участникам спасательной операции объявили благодарность! Молодцы!»
Ответы детей: -«Да!»
Ответы детей: -«Спасибо!»
Сюжетно-ролевая игра «Юные исследователи космоса»
Сформированность элементарных навыков самоконтроля
Подведение итогов НОД, обобщение полученного детьми опыта. Формирование элементарных навыков самооценки Педагог подводит итоги деятельности воспитанников.
Воспитатель:
- «Молодцы ребята, вы справились со всеми заданиями и помогли космонавтам починить обшивку корабля!»
- «Ребята, расскажите пожалуйста, с какими профессиями мы сегодня познакомились, участвуя в спасательной операции?»
-«Какие задания выполнили?»
-«Какие трудности возникли в выполнении заданий?»
Ответы детей:
-«Узнали, что инженер-конструкторзанимается созданием летательных аппаратов - спутников, ракет-носителей, космических кораблей»,
-«Посчитали сколько звезд в созвездии Большой и Малой медведицы»,
-«По схеме сконструировали космический корабль»,
-«Описывали как выглядит наша планета Земля с космоса»,
-«Починили обшивку космического корабля»
Приложение 1
Игра-приветствие «Доброе утро!»:
Цель: создание положительного эмоционального фона.
Ход игры: играющие становятся в круг и все вместе произносят слова:
«Станем рядышком, по кругу,
Скажем «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»,
Если каждый улыбнется –
Утро доброе начнется.
-Доброе утро!
Игровое упражнение для разминки «Мы пойдем на космодром»:
Цель: активизация внимания, наблюдательности и мыслительных процессов.
Ход игры: дети встают вокруг ведущего и повторяют за ним движения:
Мы пойдём на космодром, (Шагают.)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать.)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону.)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Приложение 2
Картотека дидактических игр
1. «Правильно расставь планеты»
Цель: учить детей называть и запоминать расположение планет Солнечной системы по мере их удаления от Солнца. Закрепить представление об их размерах и количестве в солнечной системе.
Материал: карточки с изображением Солнца (1) и планет Солнечной системы (2-9) по типу паззлов. На обратной стороне карточек указаны их порядковые номера от 1 до 9.
Ход игры. На первом этапе игры ребенок, с помощью взрослого, находит начальную картинку (Солнце, а затем из остальных картинок составляет целую полоску. Ребята помладше делают это, подбирая картинки, контуры которых совпадают (по типу паззлов). Ребята постарше последовательность расположения планет устанавливают по памяти. Чтобы проверить результаты, картинки переворачиваются.
2. «Найди пару»
Цель:развивать умение соотносить схематическое изображение созвездий с картинками, символизирующими эти созвездия.
Материал: 12 карточек с изображением созвездий, 12 карточек с картинками, символизирующими эти созвездия (Лев, Кит, Рыбы, Большая Медведица, Орел, Лебедь, Дракон, Геркулес, Персей, Волопас, Кассиопея, Пегас).
Ход игры. Детям раздаются карточки с картинками, символизирующими созвездия. Необходимо подобрать к ним соответствующие созвездия. Затем можно усложнить задачу – ребенку нужно найти созвездие по памяти. Показываем картинку, потом ее прячем. Ребенок по памяти находит нужное созвездие.
3. «Подбери пришельцу ракету»
Цель: продолжать формировать устойчивое представление о форме, цвете, размере, геометрических фигурах.
Материал: картинки с изображением пришельцев и ракет из геометрических фигур.
Ход игры. На листе бумаги изображены пришельцы из геометрических фигур и ракеты в форме этих же фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты и пришельца, состоящих из одинаковых геометрических фигур.
4. «Мое созвездие»
Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.
Материал: карта звездного неба, схемы 12 созвездий + Большая и Малая Медведица.
Ход игры. Детям раздаются схемы созвездий. Для начала они рассматривают карту звездного неба, находят необходимое созвездие по количеству и форме расположения ярких звезд. Затем ребята с помощью маркера прорисовывают создездия на своих схемах.
С помощью этой игры дети решают самые разные задачи: совершенствуют графические навыки, ориентируются на пространстве листа, изображают фигуры созвездий.
5. «Найди тень»
Цель:учить детей зрительно анализировать картинки и находить нужные силуэты методом наложения. Развивать зрительное восприятие, логическое мышление, память, наблюдательность.
Материал:20 карточек с картинками на тему «Космос», 20 карточек с изображением силуэтов.
Ход игры.
1 вариант. Воспитатель раздает детям карточки с картинками. Предлагает детям рассматреть их. Далее воспитатель показывает тень (черно-белую) какой-либо картинки. Дети должны найти среди имеющихся карточек ту, которая соответствует нужному силуэту и наложить тень на имеющуюся у него картинку.
2 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Воспитатель предлагает детям разложить тени на соответствующие картинки.
3 вариант. На одной стороне стола раскладываются силуэты (тени) картинок, на другой – карточки с изображением картинок. Детям необходимо с помощью палочек соединить тень с нужной картинкой.
6. «Найди лишнее»
Цель: развивать логическое мышление. Развивать умение проводить классификацию, объединять предметы по какому-либо основному признаку. Развивать память.
Материал: наборы картинок с изображением различных предметов.
Ход игры.
Воспитатель: «Мы – космонвты, собираемся сесть в космический корабль для полета к дальним планетам. Перед тем, как отправиться в полет, космонавты долго тренируются на Земле, проходят разные испытания. Среди них есть испытания на сообразительность. Сейчас я хочу устроить такое истытание вам. У меня есть несколько наборов картинок (слов). Подумайте хорошо, что в данных наборах лишнее. Нужно быстро ответить и обосновать свой ответ.»
1 вариант (с опорой на наглядность). Воспитатель показывает детям набор из четырех картинок. Перед детьми ставится задача – найти лишний предмет, не укладывающийся в общую схему.
2 вариант (без опоры на наглядность). Воспитатель зачитывает детям наборы слов. Задача детей – найти в этом наборе лишнее слово, не укладывающееся в общую схему.
Предполагаемые наборы картинок (слов):
1. Солнце, Юпитер, Венера, Африка
2. Ракета, спутник, лодка, луноход
3. Комета, метеорит, звезда, глобус
4. Астронавт, астроном, астролог, космонавт
5. Меркурий, Венера, Большая Медведица, Марс
6. Звезда, галактика, созвездия, телескоп
7. Большая Медведица, Юпитер, Малая Медведица, Кассипея
8. Море, пустыня, океан, река
9. Овен, Близнецы, астролог, Рак
10. Равнины, горы, пустыня, океан
11. Смелый, храбрый, злой, отважный.
7. «Планеты Солнечной системы»
Цель: уточнить названия планет Солнечеой Системы. Упражнять в назывании и запоминании планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон. Развивать внимание и память.
Материал: набор карточек с изображением планет – по две карточки на одно изображение.
Ход игры. Игрок открывает сначала одну карточку, называет, что на ней нарисовано и показывает остальным. Затем открывает вторую карточку, тоже называет и показывает. Если карточки не совпадают – игрок кладет их на прежние места изображением вниз, а право хода переходит к следующему участнику. Если игрок откроет две одинаковые карточки, он забирает их себе, но прежде называет, какую планету выбрал, и делает еще один ход. Если игрок не назвал планету, он лишается хода. Когда непарные картинки возвращаются на место, все играющие стараются запомнить, где какая картинка лежит. В конце игры каждый игрок считает картинки парами. Ребенок, собравший больше всех картинок-парочек, выиграл.
8. «Космос»
Цель: учить детей плоскостному моделированию по образцу. Развивать мышление, творческое воображение, память.
Материал: 12 карточек с изображением какого-нибудь предмета (ракета, солнце, инопланетянин и др., геометрические фигуры разного цвета.
Ход игры.
1 вариант. Дети накладывают детали на образец.
2 вариант. Дети конструируют, глядя на образец.
3 вариант. Дети конструируют по памяти.
4 варант. Дети придумывают свои космичесике объекты.
9. «Собери созвездие»
Цель: знакомить детей с созвездиями, их названиями, формой. Развивать абстрактное мышление.
Материал: кусочки фетра, карточки с рисунками созвездий (12 зодиакальных созвездий, Большая и Малая Медведица, маленькие звездочки.
Ход игры. Ребенок выбирает в качестве образца карточку и самостоятельно выкладывает на фетре созвездие из звездочек. Он сам определяет количество созвездий, которые будет выкладывать. Опыт показывает, что с особым удовольствием дети составляют со созвездие, под которым каждый из них родился.