Тимофеева Татьяна
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий мастер-класса для воспитателей «Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД»
Цель: научить педагогов использовать кейс-метод в образовательной деятельности с детьми.
Задачи:
Расширить знания участников мастер-класса о методе кейсов и его применении.
Создать условия для профессионального общения, самореализации и роста творческого потенциала педагогов.
Публикация «Сценарий мастер-класса для воспитателей „Как использовать кейс-метод при обучении детей старшего дошкольного возраста ПДД“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- ПДД. ИЗО, поделки, рисование
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- ПДД. Сценарии развлечений
- Старшая группа
- Темочки
Повысить их профессиональное мастерство.
Оборудование:
Раздаточный материал для каждого педагога: планшеты с листами бумаги, карандаш; раздаточный материал на каждую малую группу: буклет к кейсу-методу, кейсы №1, №2; кейс «Дети на дороге» (1 экз., кейс-игра «Светофор» (1 экз., кейс-игра «Едет, летает, плавает» (1 экз., материалы для кейса «Правила дорожного движения» 92 экз.); образцы именных конвертов, листов воспитанников, тематических наклеек.
Ход мастер-класса :
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Ведущий: Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня я научу вас использовать кейс-метод для обучения старших дошкольников правилам дорожного движения, покажу эффективные приемы работы над кейсом. Прежде чем мы начнем, запишите, пожалуйста, на листе планшета то, что вы чувствуете сейчас, в начале мастер-класса. Это может быть слово, фраза, например, «любопытство», «хочу узнать новый метод», «скорее бы все закончилось».
Участники записывают свои чувства, осуществляют входную рефлексию.
ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-МЕТОДА
Ведущий: Уважаемые коллеги, напоминаю вам суть кейс-метода : педагог обозначает проблемную ситуацию, дети анализируют ее и совместно находят одно или несколько решений. Сам кейс представляет собой компонент из текстовых документов или картинок, фотографий, носителей аудио- или видеоинформации и других материалов, которые обозначают проблемную ситуацию. Для того чтобы вы лучше поняли и освоили кейс-метод, я раздам вам кейсы с заданиями, и мы совместно решим их. Я буду выступать в роли воспитателя, а вы – воспитанников.
Ведущий делит участников на рабочие группы (по 3-4 человека).
ФОТО-КЕЙСЫ И КЕЙСЫ-ИЛЛЮСТРАЦИИ
Ведущий: С детьми дошкольного возраста специалисты рекомендуют использовать практические кейсы, то есть те, которые отражают реальные жизненные ситуации. Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации – наиболее удобная и простая форма таких кейсов.
Ведущий раздает кейс № 1, который содержит фото дорожных ситуаций, дорожных знаков, кармашки цвета светофора – красный, желтый. Зеленый.
Ведущий: Посмотрите, пожалуйста, кейс и назовите, что лежит в нем. (Участники называют). Как вы думаете, что можно сделать с данными картинками?
Участники: Разложить картинки по кармашкам. В красный – запрещающие дорожные знаки, фото опасных дорожных ситуаций. В желтый – предупреждающие знаки, в зеленый – разрешающие.
Ведущий: Все верно. Пожалуйста, выполните задание.
Участники выполняют задание, решают кейс.
Ведущий: Фото-кейсы и кейсы-иллюстрации вы можете использовать в образовательной ситуации, в совместной и самостоятельной деятельности детей. чтобы дети решили эти кейсы, их не нужно специально к этому подготавливать и объяснять алгоритм действий.
КЕЙСЫ-ВАРИАЦИИ И ДОГАДКИ
Ведущий: Кейсы-вариации и догадки научат ребенка распознавать возможную проблему и работать с вариантами развития событий.
Ведущий раздает рабочим группам кейс № 2 с серией опорных картинок, предметными картинками и картинками-ребусами.
Ведущий: В этом кейсе – серия опорных картинок, с помощью которых ребенок сможет осознать связи между предметами и построить варианты развития событий. Откройте кейс и расскажите, что изображено на опорных картинках.
Участники: Изображение мяча, машины, плачущего ребенка.
Ведущий: Как вы считаете, что могло случиться?
Участники: Например, мяч укатился на дорогу, ребенок заплакал.
Ведущий: Как должен правильно поступить ребенок, если он оказался в этой ситуации?
Участники: Позвать на помощь взрослого.
Ведущий: А как можно было избежать этой ситуации, что не нужно было делать ребенку?
Участники: Не нужно было играть рядом с проезжей частью.
Ведущий: Все верно. Также вы видите в этой кейсе предметные картинки, которые демонстрируют источники опасности. Работа с такими картинками интересна детям. Картинка побуждает детей рассмотреть предмет с разных сторон, выявить его опасные стороны. Вот, например, в кейсе есть изображение обычного мяча. Сколько с ним можно предположить вариантов опасных ситуаций! Приведите, пожалуйста, примеры, в каких случаях мяч может стать источником опасности.
Участники: Мяч выкатился на дорогу, выпал из окна машины, дети подрались из-за мяча.
Ведущий: Верно. Загляните снова в кейс, что вы еще там видите?
Участники: Ребусы-картинки.
Ведущий: Давайте попробуем их отгадать.
Участники отгадывают ребусы
Ведущий: Расскажите, какие ответы у вас получились.
Вместе рассматривают отгадки ребусов
Ведущий: Итак, коллеги, вы видите, что при всем многообразии кейсы имеют типовую внутреннюю структуру. Как правило, кейс включает в себя :
Ситуацию – случай, проблему, историю из жизни;
Контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации;
Комментарии к ситуации, которые озвучивает педагог;
Вопросы или задания для работы с кейсом;
Приложения в форме иллюстрации, носитель аудио-, видеоматериалов, тестов.
ДЕМОНСТРАЦИЯ КЕЙС-ИГР
Ведущий: Для детей можно придумать кейс-игру. Для такого кейса используйте легкие, удобные материалы, чтобы их можно было положить в карман. Пожалуйста, встаньте в круг.
Участники встают в круг, ведущий раздает им кейс-игры «Светофор», «Едет, летает, плавает»
Кейс-игра «Светофор»
Ведущий: Откройте, пожалуйста, первый кейс – «Светофор». В нем вы видите красный, желтый и зеленый круги, а также фото с вариантами движений.
Дети могут посмотреть на фото, совместить с цветами светофора и самостоятельно организовать игровую деятельность, например, зеленый – ходьба по кругу, желтый – похлопать в ладоши, красный – стой. Ну, что – поиграем в игру?
Участники играют в игру. Ведущий показывает поочередно круги светофора, а участники выполняют соответствующее движение.
Кейс-игра «Едет, летает, плавает»
Ведущий: Предлагаю открыть второй кейс-игру. В нем вы видите изображения машины, самолета, корабля, поезда. Ваша задача (задача детей) – исполнить имитационные движения и звуки по картинке. «Машина» – руки на «руле», имитационное движение езды на машине со звуком «ррр»; «самолет» – руки в стороны со звуком «ууу», «корабль» – волнообразные движения руками с прерывистым звуком «у-у-у», поезд – круговые движения руками со звуком «чух-чух».
Участники играют
Ведущий: Отлично! Такие кейс-игры помогут дошкольникам в увлекательной форме закрепить правила дорожного движения, знания цветов светофора, видов транспорта.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Ведущий: А сейчас я предлагаю вам, коллеги, пройти к столу. Разделитесь на две группы и соберите кейс «Правила дорожного движения». Вложите в кейс необходимые игры и упражнения по направлениям развития. Первая команда – познавательное, социально-коммуникативное развитие, вторая команда – художественно-эстетическое развитие.
Участники подходят к столу, где лежат необходимые материалы, и складывают кейсы.
Ведущий: Молодцы! У вас все замечательно получилось. Можете присаживаться на места.
Участники возвращаются на места
Ведущий: Коллеги, поощряйте и стимулируйте детей на решение кейсов. За активную работу, правильные решения раздавайте тематические наклейки. Сопроводите кейсы именными конвертами или листами для накопления наклеек или других форм поощрения.
Ведущий демонстрирует и дает участникам рассмотреть образцы именных конвертов и листов, тематических наклеек.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Ведущий: Чтобы закрепить знания, которые вы сегодня получили, предлагаю решить кейс «Дети на дороге». Я снова исполню роль педагога, а вы – дошкольников. Информация в кейсе представлена в виде сказки.
Ведущий и участники решают кейс
Конспект работы над кейсом «Дети на пороге»
Слова и действия мастера
Слова и действия группы
Ведущий задает вопрос: «Что находится в кейсе?»
Участники отвечают: «Картинка с детьми, которые играют в мяч на проезжей части, текст сказки»
Ведущий читает сказку и задает вопросы: «Что произошло в сказке? О чем она?»
Участники слушают сказку, отвечают: «Мальчики играли в мяч на дороге. Это сказка о нарушении правил дорожного движения»
Ведущий предлагает: «Давайте подумаем, что может произойти с этими участниками дорожного движения? Продолжите сказку»
Участники придумывают продолжение сказки: «Детей или мяч может раздавить машина или дети могут пойти играть на площадку»
Ведущий задает вопрос: «Как правильно поступить в этой ситуации? Что можно сделать по-другому?»
Участники отвечают: «Уйти с проезжей части. Можно отправиться играть на детскую площадку»
Ведущий подводит итоги работы, задает вопросы: «Что вы сегодня делали? Зачем вы это делали? Какое правило по этой сказке можно придумать?»
Ведущий предлагает сделать рисунок к правилу: «Нельзя играть на проезжей части!»
Участники отвечают: «Читали сказку и рассматривали картинку. Мы это делали, чтобы научиться быть осторожными на дороге».
Участники формулируют правило: «Нельзя играть на проезжей части!»
Участники делают рисунок к этому правилу
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущий: Уважаемые коллеги, подведем итоги мастер-класса. Сегодня вы с вами познакомились с кейс-технологией, научились применять ее для обучения дошкольников правилам дорожного движения. Предлагаю вам продолжить фразу: «Меня заинтересовала технология, потому что…» или «Меня не заинтересовала технология, потому что…».
Участники отвечают.
Ведущий: Спасибо за совместную работу! Желаю вам успехов в применении кейсов для обучения детей безопасности на дороге.