Светлана Свибович
Использование метода мнемотехники в обучении пересказу литературных произведении для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
На занятиях по развитию речи применяется такой вид деятельности как пересказ литературных произведений. В методической литературе методика обучения пересказу дошкольников мало освещена. И даже опытные педагоги выбирают менее трудоемкую методику по развитию речи, заменяя пересказ другой формой работы, например простое чтение произведений. К выбору литературных произведений воспитателю нужно подходить серьезно и вдумчиво, особенно к тем, которые выбираются им для пересказа. Невладение воспитателем методикой пересказа, влечет за собой равнодушие ребенка к художественной литературе.
Публикация «Использование метода мнемотехники в обучении пересказу литературных произведении для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Пересказ. Конспекты занятий по пересказу
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Старшая группа
- Темочки
Обучение пересказу - кропотливый и трудоёмкий процесс, и отсюда возникают вопросы: Каким должен быть текст для пересказа? Какие литературные жанры выбрать? Каким по объему должно быть произведение? Как должна строиться работа по обучению пересказу? Какие приемы обучения пересказу использовать на разных возрастных группах? Как влияет пересказ на речевое и умственное развитие ребенка? Как заинтересовать детей пересказом, чтобы процесс рассказывания не был скучным?
Итак, нужно помнить, что пересказ - это одно из средств развития речи дошкольника, поэтому выбранное произведение должно соответствовать требованиям, а именно: быть доступным по содержанию, с хорошей композицией, небольшого размера, различного жанра, оно должно учить полезному и развивать положительные черты личности ребенка.
Дети с большим удовольствием пересказывают, если сюжет рассказа их захватывает, вызывает сильные переживания за героя, который становиться им близким. Детям легче запомнить рассказ, если в нем прослеживается четкая связь между частями, плавный переход от одной части к другой
Особенно хорошо подходят для пересказа произведения Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, К. Г. Паустовского, Л. Воронковой, В. Овсеевой, В. Бианки, М. Пришвина, Н. Носова.
Что касается объёма, мнения педагогов расходятся, одни считают, что рассказ должен быть небольшим, другие, что произведение может быть объёмным. Я при выборе произведения, прежде всего, обращаю внимание на его содержание и доступность, динамичность и эмоциональность, а также на то, какую воспитательную задачу можно решить с помощью выбранного произведения.
Перед началом работы над пересказом выбираю более короткие рассказы, но нужно помнить, что даже небольшие произведения без правильного построения работы вызывают затруднения у детей при просьбе пересказать. Конечно, в группе всегда найдутся несколько детей, которые «схватывают все на лету». Но как быть с остальными, как их заинтересовать?
Прежде всего, работа по обучению пересказу должна вестись систематично 1-2 раза в месяц как часть занятия. Перед чтением произведения я не объявляю детям, что мы будем его пересказывать. Хорошо прочитать рассказ перед основным чтением для детей. Рассказ читаю эмоционально, с небольшими паузами. После прочтения приступаю к беседе о прочитанном. Лучше задавать такие вопросы, которые помогают анализировать рассказ, осмысливать связь между фактами и делать выводы.
Начиная со средней группы можно широко применять беседу. Наблюдения и практические занятия с детьми показали, что беседа облегчает осмысление прочитанного. Без нее некоторые дети не понимают основной идеи произведения. Объясняю некоторые незнакомые слова после первого прочтения. Более глубокому осмыслению текста помогает его иллюстрирование перед пересказом, игра-драматизация. Игру драматизацию дети принимают с большой радостью, каждый хочет побыть в роли понравившегося героя.
Важно, чтобы дошкольники не только осмыслили содержание произведения, сумели хорошо его воспроизвести, но и помнили его идею, основные этапы развития действия.
После обсуждения прочитанного, я предлагаю детям составить графическую запись рассказа с помощью небольших картинок, зарисовок. Получается мнемосхема данного рассказа. У каждого ребенка на столе лежит листок А4 заранее поделённый на части соответствующие частям рассказа, на мольберте прикрепляется общий листок. Графическую запись начинает воспитатель, продолжить предлагает детям. Таким образом, каждый ребенок участвует в составлении общей мнемотаблицы и при этом делает пометки в своей схеме. Задействованы все дети, происходит бурное обсуждение прочитанного, каждый старается высказать свое мнение.
Даже самые робкие ребята, сделав пометку в общей мнемосхеме, чувствуют гордость.
Мнемосхема к рассказу К. Д. Ушинский «Слепая лошадь» (Рис. 1)
Пересказ произведений по составленной сообща мнемосхеме повышает внимание детей к языку. Сначала они не следят за тем, как они говорят, но со временем после прослушивания пересказа товарища дети начинают делать дополнения не только по содержанию, но и по языку. При обсуждении рассказа обязательно нужно спросить детей о том, какой эпизод больше всего им понравился.
Дошкольник, который волновался, смущался, когда его просили рассказать о том, что он отметил на своей схеме, с радостью начинает перечислять события.
Мнемосхема к рассказу К. Паустовского «Кот - варюга». (Рис. 2)
Большую роль в обучении старших дошкольников пересказу играет план. Предоставление детям возможности придумать название для каждого отдельного эпизода после его чтения позволяет им еще раз осмыслить, пережить произведение по эпизодам, сформулировать основную, главную мысль. В дальнейшем дети «по главным мыслям», которые были ими выделены под руководством педагога, легко воспроизводят текст с достаточной выразительностью. Однако, не стоит уделять слишком много внимания составлению плана пересказа, так как он может отвлечь ребенка от самого пересказа. А составление общей и индивидуальной мнемосхемы подразумевает деление текста на части, воспитатель намеренно разбивает листок на части и с помощью наводящих вопросов работает с детьми по каждой части рассказа.
Мнемосхема к былине «Илья Муромец». (Рис. 3)
Постепенно ребята понимают, что произведение состоит из частей, одно событие вытекает из другого, и стараются обозначить части цифрами.
Мнемосхема к рассказу К. Г. Паустовского «Теплый хлеб». (Рис. 4)
Если ребенок на первых порах не принимает участия в составлении коллективной мнемосхемы, нужно вовлечь воспитанника в этот процесс. Необходимо поощрять детей, особенно при воспроизведении длинных рассказов. Одобрение делает ребенка более активным, внушает ему веру в свои силы. Поощрять можно по-разному: улыбкой, кивком головы, а иногда и одобрительным словом. Как и когда выразить поощрение, воспитателю подскажет его педагогический опыт.
Мнемотаблица к сказке «Три ржанных колоса». (Рис. 5)
После чтения рекомендуется устраивать совместное обсуждение. Оно помогает детям старшего дошкольного возраста глубже проникать в содержание произведения и критически относиться к собственному рассказу. Конечно, первое время всякое замечание сверстников вызывает у ребенка недовольство, что часто может проявляться внешне: он хмурится, иногда грозит кулаком тому, кто делает ему замечание. Постепенно старшие дошкольники начинают понимать, что замечание приносят пользу.
На занятиях по пересказу дети упражняются в умении слушать и анализировать пересказы своих сверстников. Благодаря систематической работе по формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков перессказа с помощью мнемотаблиц (рассказов, сказок, ребята начинают глубоко переживать произведение, у них появляется потребность проникнуть в его смысл, понять взаимоотношения героев, оценить их поведение, выявить причинные связи событий. К концу учебного года дошкольники становятся очень чуткими к нарушению точности воспроизведения.
Индивидуальные мнемотаблицы вклеиваются в тетрадь, таким образом, получается копилка прочитанного.
Мнемотаблица к сказке «Айога». (Рис. 6)
Также важно проводить литературные викторины по прочитанным литературным произведениям, рганизовывать выставку книг, предоставляя ребятам возможность выбрать рассказы и сказки для ежедневного чтения. Работа по пересказу художественных произведений оказывает влияние и на нравственное развитие детей. Можно наблюдать немало моментов, когда они, ассоциируя свое поведение с поведением героев произведения, прилагают усилия изменить его.
В процессе работы у детей отмечается критическое отношение к недостаткам своей речи и речи сверстников, формируются элементы творческого воображения.
Подготовила: воспитатель МКДОУ Глядянский детский сад
«Малышок» Свибович С. Ю.
Использованная литература :
1. Ельцова О. М. Методика обучения детей пересказу// Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения,-1/2009, С. 27-34.
2. Интернет-ресурсы.