Елена Яковенко
Игра как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«ИГРА КАК МЕТОД ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида № 5 «Белочка»
г. Асино Томской области. Яковенко Елена Александровна, воспитатель.
Публикация «Игра как метод экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Обострение экологической проблемы в стране и в мире диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у детей экологического сознания, культуры природопользования. Наши дети экологически не воспитаны, т. е. не у всех проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, не у всех достаточен запас знаний об окружающей нас природе, они потребительски относятся к ней.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладываются позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Очень важно уже в дошкольном возрасте сформировать у ребёнка щадящее, оберегающее и ответственное отношение к объектам живой и неживой природы. Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний и если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Особенно актуальным и эффективным методом в экологическом воспитании детей является игра. Игра – это прежде всего эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.
Всё, что нравится детям, все, что их впечатлило, преобразуется в практику сюжетной или какой-либо другой игры. Поэтому, если дошкольники организовали игру на природоведческий сюжет (зоопарк, ферма, цирк и пр., это означает, что полученные представления оказались яркими, запомнились, вызвали эмоциональный отклик. Поэтому была определена цель: формирование экологической и общей культуры у детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность. И определены следующие задачи: систематизировать и подобрать экологические игры; создать развивающую среду для разнообразных экологических игр в работе с детьми; формировать основы экологической грамотности и эмоционально – положительного отношения к окружающему миру; систематизировать знания о природе (о её компонентах и взаимосвязях между ними).
Экологические игры носят разнообразный характер: речевые игры, развивающие, математические. Например, «Кто где живёт?». Дети должны правильно по среде обитания определить место нахождения животных, птиц и дать сопроводить свой ответ аргументами. Лиса живёт в лесу, она роет для себя нору, она не впадает в спячку, так как меняет шубку (шерсть становится более тёплой и густой, сама достаёт корм, она санитар леса (уничтожает мышей, больных животных). Дети также классифицируют птиц, животных, цветы, растения по заданному признаку. Различные настольно – печатные и развивающие игры позволяю не только узнавать по внешнему признаку, но и знакомятся с местом обитания, дети учатся правильно относиться к природному окружению. Игры с правилами: «Как вести себя в лесу», «Чем похожи? Чем отличаются?», «Две корзины», «Что будет, если?». Подвижные экологические игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни «Мы водные жители"; отражают явления живой и неживой природы «Ходит капелька по кругу».; проводимые на свежем воздухе, укрепляют иммунитет ребенка.
Сюжетно-ролевые игры: «Больница для животных», «Лесная аптека». Игры-экспериментирования и опыты. Детям очень нравятся, так как они напрямую связаны с природой. Они сами заготавливают материал, не причиняя вреда природе, учатся применять его на практике. Также дети любят играть с глиной, водой, они определяют свойства, качества материала. Устанавливают, почему во время дождя черви выходят на поверхность, как моется кошка, научаются опытническим путем определять возраст рыб. Детям очень интересен поиск, поэтому с детьми 6-7 лет активно используем в детском саду маршрутные игры в стиле «геокешинга». «В поисках тайника с сюрпризом», «Путешествие по родному краю». Основным плюсом и преимуществом игры это экологическая направленность.
Дети научились: понимать свою роль в окружающем мире. Осознавать последствия своих действий во взаимоотношении с природой, имеют представления о законах природы, экологических особенностях родного края. Знают множество разнообразных игр, самостоятельно могут их организовывать. Дети приобрели навыки бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира, в том числе и навыки по уходу за ними. У детей сформирована произвольная регуляция поведения через выработку умения соблюдать правила игры. Между детьми укрепились дружеские взаимоотношения, дети научились работать совместно, стали более доброжелательны. Таким образом, использование игрового метода в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста способствует более эффективному усвоению детьми экологических знаний, умений и навыков.
Информационные источники:
1. Т. М. Бондаренко "Экологические занятия с детьми 6-7 лет". Воронеж ТЦ. «Учитель», 2004г.
2. Л. Маневцева Терентьева Е. Ф., «Мир природы и ребенок» (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие, 1992.
3. Н. А. Рыжова, "Наш дом - природа" (программа по экологическому воспитанию дошкольников) 1998г.