Людмила Лобанова
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе «Волшебница зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Участники: дети группы №8,
Воспитатели: Лобанова Л. Н., Ичеткина О. В.
Воспитатель по изодеятельности : Керимова Л. А.
Музыкальный руководитель: Плокидина Е. В.
Образовательные области: познавательно-речевая,
художественно-эстетическая.
Цель: пополнение и активизация словарного запаса детей по теме «Зима».
Задачи.
Обучающие:
1. Обучать подбору эпитетов к словам.
2. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен.
Темочки:
- Зима. ВСЕ материалы на зимнюю тему
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
3. Учить детей различать оттенки настроений, смену характера
музыки; передавать настроение, характер музыки в пении, в движениях, танце.
Развивающие:
1. Познакомить со старинными названиями зимних месяцев.
2. Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии.
Воспитывающие:
1. Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе,
к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
2. Вызывать эмоциональный отклик на художественный образ.
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, интерактивная доска, схемы подсказки, презентация «Зимнее настроение», картины И. Вельса «Иней», А. Саврасова «Зима», И. Грабая «Февральская лазурь». Аудиозапись музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А. Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс).
Видеозапись фрагмента из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского «Снежная буря».
Предварительная работа:
Обогащение и активизация словаря: хмурень, лютовей, снеговей, балет, балерина, лазурь.
Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен.
Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского в видеозаписи.
Ход занятия
1. Огр. момент.
(1 мин.)
Дети заходят в зал под музыку, садятся.
2. Сообщение темы занятия.
(2мин.)
Речевая игра «4-ый лишний».
- Ребята, я назову ряд слов, определите, какое слово лишнее и почему (понедельник, зима, среда, воскресенье).
- Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить на занятии?
- Посмотрите, у меня есть схемы, как вы думаете, что они могут обозначать?
- Эти схемы мы сможем расшифровать в конце занятия, если хорошо поработаем.
- У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.
Я приглашаю вас в гости к зимним месяцам.
Деятельность детей:Зима – лишнее слово, т. к. обозначает время года, а остальные слова – дни недели.
- Декабрь, январь, февраль.
3. Работа над худ. словом.
(5 мин.)
Деятельность педагога:- Прежде, чем мы отправимся к месяцам, давайте посмотрим небольшую презентацию, а потом скажем, какая же она русская зима.
Презентация «Зимнее настроение»,
работа со схемой-подсказкой. (не копируется можно придумать мнемосхемы самим)
Деятельность детей:-Зима белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая. Студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
4. Рассматривание картин русских художников.
(7 мин.)
Деятельность педагога:- Приглашаю вас в гости к Декабрю.
- Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему?
Деятельность детей:-Потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
Деятельность педагога:- Месяц Декабрь приготовил для нас небольшую выставку. Сейчас мы посмотрим картины русских художников.
Деятельность детей:Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П. И. Чайковского «Зимние грезы».
- Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор.
Дети:«Иней» Ивана Вельца, «Зима» Алексея Саврасова, «Февральская лазурь» Игоря Грабаря.
- Скажите, пожалуйста, чем они похожи?
- Чем они отличаются?
- Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега?
- Действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
- А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она?
- А картина «Зима» Алексея Саврасова? На ваш взгляд какая она?
- Что вы чувствуете, глядя на картину «Февральская лазурь» Игоря Грабаря?
- Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
- Декабрь предлагает нам решить следующую схему подсказку:(мнемотаблица)
5. Динамическая пауза.
(3мин.)
- Мы отправляемся в гости к следующему месяцу. А по дороге я предлагаю вам поиграть.
Музыкальная игра «Снег – снежок».
Снег–снежок, снег–снежок
По дорожке стелется
Снег–снежок, снег–снежок
Белая метелица
Снег–снежок, снег–снежок
Замело дорожки
Снег–снежок, снег–снежок
Тает на ладошке.
Мы налепим снежков
Вместе поиграем
И друг в друга снежки
Весело бросаем
Нам тепло во дворе
Не замерзли ушки
Накатаем мы снег
В белый ком большущий. (Дети выполняют разные движения)
6. Слушание музыки. (5 мин.)
- Следующий зимний месяц – Январь.
- Январь в старину называли «лютовей». Почему?
Дети:-Потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег.
Прослушайте фрагмент музыкального произведения.
- Как называется это произведение? Назовите композитора.
- Ребята, что вы представили, слушая эту музыку?
- Какая музыка по характеру?
Дети:- «На тройке» П. И. Чайковский.
- Падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.
Деятельность педагога: - Давайте разгадаем следующую схему подсказку: мнемосхема.
Дети:- Просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная.
7. Динамическая пауза. (2 мин.)
- Мы отправляемся в гости к последнему зимнему месяцу Февралю.
(музыкальная игра)
8. Чтение стихов. (10 мин)
- А февраль в народе называли «снеговеем». Почему?
Дети:- В этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Педагог:- Февраль любит стихи, он знает, что
зима– красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у Афанасия Фета – холодная, спокойная и величественная.
- Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос. А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой!
- А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…». И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве.
- А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза».
- Пришло время разгадать следующую схему подсказку:
Дети:- Ребенок читает стихотворение «Чудная картина» А. Фета.
- Дети читают стих-е И. Сурикова «Вот моя деревня…».
Ребенок исполняет песню.
- Дуэт исполняет песню.
9. Просмотр фрагмента балета. (4 мин.)
- Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах. Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П,И. Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима.
- Вам понравилось? Вы обратили внимание: балерины, старались выразить в танце нежный, волшебный характер музыки. Они танцевали грациозно, мягко, очень пластично и изящно.
Просмотр фрагмента.
10. Изобразительная деятельность. (10 мин.)
- А теперь я вам предлагаю стать художниками и в своих картинах передать образ зимы с помощью цвета, чтоб ваши картины были все разные по настроению и характеру. Вспомните все, о чём мы с вами говорили, какая бывает зимняя погода, каким бывает снег и постарайтесь нарисовать зимний пейзаж и придумать название своей картине.
Выполнение работ.
12. Итог. (5 мин.)
-Чем сегодня мы занимались?
- Давайте вспомним все схемы подсказки и по ним вспомним и расскажем о зиме.