Александра Иванова
Сценарий досуга по познавательному развитию «Путешествие в мир растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Сценарий досуга по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в мир растений»
Цель: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира, развитие внутренней потребности любви к природе и бережного отношения к ней, воспитание у детей культуры природолюбии, расширение знаний о пользе и применении лекарственных растений.
Задачи:
Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности;
Публикация «Сценарий досуга по познавательному развитию „Путешествие в мир растений“» размещена в разделах
развивать у дошкольников интерес к природе родного края, желание активно познавать природные объекты;
обогащать представления детей о многообразии лекарственных растений Подмосковья;
воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении.
пополнять словарь детей за счет расширения представлений о природе.
развивать в игре сообразительность, умение согласовывать свои действия с действиями других участников, совместно решать поставленную задачу;
поддерживать у детей интерес к отгадыванию загадок;
способствовать выразительному чтению стихов;
расширить общий кругозор детей.
Ход МЕРОПРИЯТИЯ
Досуг проводится на улице.
Герои: Умница, Шалун
УМНИЦА: Здравствуйте, ребята! Мы –Эколята. Я-Умница. А –это Шалун. Мы пришли к вам на праздник. А вы знаете, ребята, какой праздник отмечается сегодня-5 июня?
ШАЛУН: Конечно, знают! Сегодня же такой хороший день, теплый. Значит сегодня-8 Марта!
УМНИЦА: Ну Шалун, ты все перепутал. Сегодня отмечается ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ! А еще сегодня отмечают праздник ЭКОЛОГИ! Ребята, а вы знаете, кто такие экологи? (ответы детей).
ШАЛУН: Экологи- это люди, которые любят, охраняют и защищают природу. Природа-это все, что нас окружает, не созданное руками человека.
Посмотри мой юный друг!
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года-
Это всё вокруг природа!
УМНИЦА: Ребята, а вы любите природу? (ответы детей). Я предлагаю вам вступить в детскую организацию «Эколята-дошколята». Для этого мы дадим сейчас торжественную клятву юных экологов.
КЛЯТВА ЮНОГО ЭКОЛОГА
Я, юный гражданин России клянусь:
- любить и беречь окружающую среду,
- не разводить огонь в лесу;
- не нарушать покой лесных обитателей;
- не разорять птичьи гнёзда и муравейники;
- не оставаться равнодушным, если вижу, что кто-то вредит природе.
Вручить детям медали юных экологов.
Ребенок: Стихотворение Клятва юных экологов
Мы – юные экологи,
Плечо к плечу встаём
И клятву нашей Родине
Торжественно даём!
Мы вышли на просторы
И твё рдо говорим:
Леса, поля и горы
В обиду не дадим!
Мы клятвы не забудем,
Как станем вырастать.
Клянемся мы природу
Беречь и защищать!
УМНИЦА: Ребята, я вас поздравляю! Вы теперь- эколята - дошколята! Юные защитники природы!
ШАЛУН: Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Растения не только дают красоту, помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от разнообразных болезней. Вот сегодня мы и поговорим о растениях.
УМНИЦА: Сегодня мы отправимся с вами в наше первое путешествие, в загадочный «МИР РАСТЕНИЙ».
1 СТАНЦИЯ «ЦВЕТОЧНАЯ».
Ребенок: Стихотворение «Цветы» .
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок…
Если все: и Я, и ТЫ –
Если МЫ сорвем цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты…
И не будет красоты.
ШАЛУН: На первой станции нам надо разгадать цветочный кроссворд. Все загадки в этом кроссворде о цветах. Отгадав их, вы прочтете слово в красной строке.
1. Он средь снега расцветает,
С нами он весну встречает.
От мороза прячется в валежник
Маленький цветок (подснежник).
2. На день рожденья к Гене
Спешит он в воскресенье
Несет наш Чебурашка
Ему цветы …. (ромашки)
3. В поле нашем красота,
Всё цветёт как никогда!
Но красивей всех цветок
Наш любимый (василёк).
4. Длиннонога и стройна,
Вся шипом наделена.
И боится лишь мороза
Гордая такая (роза).
5. Желтый цветик побелел.
Дунул ветер, улетел.
Кто такой пушистый мальчик?
Он зовётся (одуванчик).
6. Чей прекрасный аромат
Вдруг наполнил целый сад?
Я искал весь день, и надо ж
Белоснежный это (ландыш).
7. Легкий дует ветерок,
Просыпается цветок.
Красный, желтый тут и там,
А зовется он (тюльпан).
Ребенок: Стихотворение «Нам жить в одной семье».
Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полёте.
Давайте сохраним
Ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюквы на болоте.
2. СТАНЦИЯ «ЛЕСНАЯ АПТЕКА»
УМНИЦА: Если вдруг ты заболел,
Не спеши с таблетками,
Пригласи своих друзей
С зелеными ветками.
Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. В нашей местности очень много таких растений.
Природа предоставляет человеку огромное разнообразие даров - лекарства от всех болезней. Их надо только знать и уметь ими пользоваться. Сегодня мы познакомимся только с некоторыми лекарственными растениями, которые мы встречаем, гуляя в лесу.
Давайте поиграем в игру «Отгадай загадку». Надо отгадать загадки о лекарственных растениях и найти их изображения.
1. ШАЛУН: Это растение вам хорошо известно. Загадка подскажет его название:
Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
РОМАШКА– очень целебный цветок. Вот несколько советов:
- Поласкай ромашкой рот, и зубная боль пройдёт.
- Чай из ромашки с мёдом дают детям на ночь – сон будет крепким.
- Если вы поранились – можно промыть рану настоем из ромашки, чтобы смыть микробы.
- Если случится тебе простудиться, появится жар, придвинь к себе кружку, в которой дымится слегка горьковатый, душистый отвар… В парфюмерии её используют при изготовлении питательных кремов, лосьонов, шампуней.
Ребенок: Стихотворение «Маленькое солнце на моей ладошке»
Маленькое солнце на моей ладошке, -
Белая ромашка на зеленой ножке.
С белым ободочком желтые сердечки…
Сколько на лугу их, сколько их у речки!
Зацвели ромашки – наступило лето.
Из ромашек белых вяжутся букеты.
В глиняном кувшине, в банке или чашке
Весело теснятся крупные ромашки.
2. УМНИЦА: А кто угадает следующее растение?
Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? (Подорожник)
ШАЛУН: Найдите это растение среди других. Попробуйте догадаться, почему это растение так называется? Подорожник любит расти вдоль дорог, поэтому и получил свое название. В народе его еще называют порезник и ранник, потому что он заживляет их. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту. Кто из вас пользовался подорожником? А еще сухие измельченные листья употребляют в форме настоя в качестве отхаркивающего средства при кашле. Посмотрите, ребята, на фотографию этого растения. Не зря подорожник в народе называют “скорая помощь”, “аптека у дороги”.
Ребенок:
Что за листик - подорожник? Странная трава!
Что лечиться ею можно- знает детвора!
Если вдруг неосторожно пальчик ты поранил,
Каждый знает - Листик можно положить на рану.
На полянке, в огороде, у дороги там и тут –
Потому-то его люди Подорожником зовут!
3. УМНИЦА: Следующее растение
Золотой и молодой,
За неделю стал седой,
А денёчка через два,
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший… (одуванчик) .
Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве. Одуванчик – цветок дикий, так как за ним никто не ухаживает. Растет одуванчик почти везде:
На своей высокой ножке,
Поднимаясь к вышине,
Он растет и на дорожке,
И в ложбинке, и в траве.
Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье.
4. ШАЛУН: Хоть красива и нежна я раннею весною,
Жарким летом вырастаю сорною травою.
Вдоль заборов и дорог есть мой жгучий стебелек
Кто меня касается-тут же обжигается. (КРАПИВА)
Крапива растет везде : у дорог, рядом с домом, в оврагах. Это растение можно собирать всегда, от ранней весны до поздней осени. Почему крапиву назвали крапивой? Правильно, это связано с главными признаками крапивы – обжигать, оставляя на коже красные крапины. Крапива очень полезна. В ее листьях содержится много витаминов. Крапивой лечат простуду, боли в суставах. Ее используют в уходе за волосами. Волосы блестят, лучше растут. Из крапивы делают лекарства, останавливающие кровь, заживляющие раны, лечат язвы. Крапиву можно применять практически при любом заболевании.
Крапиву с древних времен люди использовали в пищу. На Руси крапива всегда была на столе, ее ели в натуральном виде, подмешивали в хлеб, солили, сушили и добавляли к разным блюдам.
5. УМНИЦА: Дикой розой называют,
Как лекарство применяют. (Шиповник).
«КТО ШИПОВНИК ПЬЕТ – СТО ЛЕТ ЖИВЕТ» гласит поговорка.
Люди называют плоды шиповника «плодами жизни» за то, что в них много витаминов и других полезных веществ. В аптеках продаются приготовленные из ягод шиповника витаминные препараты, сиропы, таблетки. С давних времен известно о лечебных свойствах шиповника. Цветки, ягоды и корни шиповника считались чуть ли не основным лекарством и их с выгодой обменивали на драгоценные ткани и меха.
Ребенок: Стихотворение «Заданье Айболита»
Вот заданье Айболита,
Врачевания урок:
"И ромашку, и малину
Собирайте летом впрок,
Находите листья мяты,
Валерьяну, иван-чай".
Лечит ландыш, подорожник
От болезней всевозможных.
Потому-то Айболит
Все запомнить нам велит.
3. СТАНЦИЯ «СПОРТИВНАЯ»
1. Разминка «Проказник ветер»
2. Подвижная игра «Собери ромашку»
3. Подвижная игра «Польем дерево»
4. СТАНЦИЯ «Зеленый друг».
УМНИЦА: На этой станции мы вспомним с вами деревья нашего леса.
1. Задание. «Угадай дерево по листочку» (клен, береза, рябина, тополь, осина, вяз).
2. Подвижная игра «Найди свое дерево». 5 обручей,в каждом листочки деревьев из 1 задания. Дети делятся на 5 команд, разбегаются по участку и собираются у своего дерева по команде.
5. СТАНЦИЯ «Охраны природы»
Ребенок:
Природу друг мой охраняй!
Никого не обижай!
Не губи деревья ты!
Сохрани в лугу цветы.
ШАЛУН: Ребята, исчезающие виды растений занесены в Красную книгу. Такие растения нуждаются в особой охране и бережном отношении со стороны человека. В ней уже находятся: белая кувшинка. ландыш, подснежник, фиалка, колокольчик, лилия, мак и другие.
УМНИЦА: Мы хотим, чтоб птицы пели,
Чтоб вокруг леса шумели,
Чтобы были голубыми небеса,
Чтобы речка серебрилась,
Чтобы бабочка резвилась
И была на ягодах роса!
Мы хотим, чтоб солнце грело,
И березка зеленела,
И под елкой жил смешной колючий еж,
Чтобы белочка скакала, чтобы радуга сверкала,
Чтобы летом лил веселый дождь.
ШАЛУН: Ребята, наше путешествие в МИР РАСТЕНИЙ закончилось. Расскажите, что нового и интересного для себя вы сегодня узнали? (Ответы детей.) Постарайтесь это запомнить, а услышанные правила выполнять.