Марина Марусина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»
Цель: формирование познавательных интересов и способностей детей,
основ экологической культуры.
Задачи:
- Систематизировать представление детей о характерных признаках осени;
- Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять
услышанное и наблюдаемое в речи;
- Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через
Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в Осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2015
установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы;
- Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;
- Формировать умение отстаивать свою точку зрения, делая выводы, умозаключения;
- Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, обогащать словарь;
- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить детей беречь её;
- Пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.
Материал:
- Посылка Лесовичка с загадками и сюрпризом;
- Фрагмент из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»;
- «Пруд», голубой островок из бумаги, с разбросанными листьями разных деревьев;
- Листья на каждого ребёнка разных пород деревьев;
- Картины с изображением осенней природы, картины И. Левитана «Золотая осень»;
- Дидактическая игра «Кто лишний?» (изображение птиц);
- Дидактическое упражнение «С какой ветки детки?»;
- Изображения листьев и облачков, на каждого ребёнка;
- Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе;
- Копилка народных мудростей;
- Микроскопы;
- Выставка поделок из природного материала;
- Листы цветной бумаги для составления осенних картин, листья разных деревьев;
- Гостинцы от Лесовичка.
Ход НОД
Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка от нашего
старого знакомого Лесовичка. Тут и письмо есть, давайте прочитаем, что он нам написал!
Письмо Лесовичка
В лесу мокром, золотом ходит осень под зонтом…
А вы знаете что-нибудь об осени? Ребята, расскажит
мне о природе-чудеснице в это время года.
Что вы узнали, почувствовали, услышали и ощутили.
Я посылаю вам свои загадки и загадочное объявление.
А вы пришлите мне ваши
рассказы про осень. С нетерпением жду ваших ответов.
Воспитатель: Почитаем с вами загадки и объявление? (Ответ детей)
Загадки и загадочное объявление, присланные Лесовиком
Гонит осень в небе тучки, Верещунья, белобока,
Пляшут листья на дворе. А зовут её (Сорока)
Гриб, надетый на колючки, Не дровосек, не плотник,
Я несу к своей норе. (Ёж) А первый в лесу работник. (Дятел)
Друзья! Прошу разбудить весной!
Приходите лучше с мёдом. (Медведь)
Воспитатель: - Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень?
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.»
ответы детей: грибами, ягодами, фруктами, овощами, листьями, сыростью.)-А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? Поможет нам услышать вот это стихотворение.
(Дети читают и обыгрывают по ролям диалог Шёпота и Шороха):
В тишине лесной глуши
Шёпот к шороху спешит.
Шёпот по лесу шуршит:
- Ты куда?
- К тебе лечу.
Дай на ушко пошепчу.
Шу-шу-шу да ши-ши-ши…- В лесу Шёпот не спеши! (В. Суслов)
Воспитатель: - Давайте представим себе,какие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей)-А какие звуки слышны в осеннем лесу? (Ответы детей: Листья опадают на
землю и шепчутся, прощаясь друг с другом; капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев под ногами.)- Дети, а мне кажется, что чего-то не хватает, чего сейчас в лесу мы не услышим и почему (Не слышно пения птиц они улетели в тёплые края.)Скажите, какие бывают птицы (Ответы детей: перелётные и зимующие) - Как вы думаете, почему птицы улетаю на юг (Ответы детей: им становится голодно и холодно) А все ли они улетают сразу (Ответы детей)- Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему и какие это птицы (Исчезают насекомые, прячутся; ласточки, стрижи, жаворонки, кукушки)Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. (Исчезают червячки, не заметны плоды и зёрна растений и деревьев; скворцы, журавли, грачи.) А в последнюю очередь улетают водоплавающие птицы. (Гуси, лебеди, утки; становится совсем холодно и вода в реках и озёрах начинает замерзать)Теперь ясно, почему мы не слышим их пения. - А какие птицы остаются у нас зимовать и почему? (Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, тетерева, клесты, филины, снегири; у этих птиц оперение гуще,они прилетают ближе к жилью человека) Давайте поиграем в игру «Кто лишний?»
Воспитатель: - Молодцы ребята, много знаете о птицах. -А теперь отгадайте ещё одну загадку Лесовичка. (Воспитатель читает рассказ Д. Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики»)«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик,опустится на воду и тотчас поплывёт. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замёрзнет».
Воспитатель:- Скажите, ребята, что это за кораблики прилетают на пруд?Почему это происходит? (Ответы детей) -А теперь я приглашаю вас тоже на «пруд».(«голубой островок» из бумаги сразбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).- Потрогайте эти «кораблики», понюхайте их. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?- А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят)А как всё это можно назвать? (Листопад)
Давайте ещё устроим листопад (Неоднократно повторить это слово). Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Жёлтый, золотой.)- Посмотрите ребята, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.
Воспитатель: Осень длинной, тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, жёлтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной!
- Это дети, разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всём её очаровании, давайте отправимся в лес и свои листочки возьмём. (Переход к выставке осенних картин; дети идут со своими листочками. (Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень».)- Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое. (Ответы детей)- Мы видим, как жёлтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берёз красиво оттеняет голубизну неба. - Попробуйте приложить свои листочки к картине. (Среди своих листочков дети находят листья похожих оттенков и прикладывают их к картине.) - Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким жёлтым ковром. - Дети, взгляните на остальные картины и скажите, какой ещё бывает осень (Хмурая, печальная, грустная, унылая, дождливая….)«Унылая пора, очей очарованье»,- так об осени сказал поэт А. С. Пушкин. - Художники рассказывали нам о красоте осени кистью и красками. А русский народ в старину был очень наблюдательным и оставил нам огромное богатство –мудрые приметы, пословицы и поговорки, по ним можно определить какая осень будет, какая зима, какое лето. Ребята вы знаете народные приметы об осени (Ответы детей)-Ой, я совсем забыла, ведь у нас есть копилка народных мудростей, туда сложены пословицы и приметы разных времён года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да)
В: В круг ребята становитесь,
Крепче за руки держитесь.
Я шкатулочку возьму,
И приметы соберу. (Воспитатель берёт копилку и открывает крышку. Дети рассказывают приметы, пословицы, поговорки.)
Поговорки:
- Коли ясно, то и осень прекрасна.
- От осени к лету, поворота нету.
-Осень идёт, и дождь с собой ведёт.
- Лето со снопами, осень с пирогами.
- Когда гусь улетает, снег выпадает.
- Красна весна цветами, а осень пирогами.
- Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.
Приметы:
– Много жёлудя на дубе – к лютой зиме.
– Осенью паутина на ясную погоду
– Гром в сентябре – тёплая осень.
– Если орехов много, а грибов нет зима
будет снежная, суровая.
– Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме
- Вот какие вы молодцы! Много примет знаете.
- Ну, а теперь из этого прекрасного уголка
Осени мы с вами отправимся в её тайную лабораторию.
Вот только какой необычный «транспорт» мы для этого выберем?
Осенние листочки или облака-путешественники? (Дети выбирают «транспорт»)
- Отправляемся, и немного отдохнём!
Физминутка
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пёстрые (на облака воздушные)
Подул, подул, подул…. (Повторяют упражнение несколько раз)
Упражнение на дыхание
- Давайте произнесём тихим голосом: «Слабый ветерок», и нежно подуем.
А теперь громко, протяжно произнесём: «Сильный ветер» - подуем сильно, продолжительно.
(Повторяют несколько раз)- Дети, вспомним как надо вести себя в лесу, на природе. (Ответы детей)- А сейчас нам надо разгадать ещё одну загадку Лесовичка. Прозрачная, чистая, струйкою льётся,лещется в речке, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растение напоит.
И дождиком чистым всю землю умоет. (Вода)- Вот мы с вами и оказались в тайной лаборатории Осени. - В посылке Лесовичка лежит капелька. Сейчас прочитаем, что здесь написано.
«Сначала летом я попала в тучку вместе с другими капельками,нас становилось всё больше и больше. Затем мы падали на землю звонким, весёлым дождём. Напоив растения, мы сливались в быстрые ручейки и стекались в речки, озёра и большие лужи. Дождик прекращался, и снова светило солнце. И чем жарче оно светило, тем меньше воды становилось в речках и ручейках. Отгадайте, куда она исчезала? (ответы) Да, она испарялась. Невидимыми струйками в виде пара улетала снова в тучку. И так повторяется всегда. Но очень часто люди обо мне не думают. Если не будет
воды, всё живое погибнет! А вы знаете, как сберечь воду?»(Ответы детей)
- Посмотрите ребята, в тайной лаборатории есть «волшебный глаз».
Кто скажет,как он называется (Ответы детей)- Рассмотрим опавшие разноцветные листья через него. (Дети рассматривают листья через микроскоп) Правда, хороша художница Осень?
Практическое задание: Найти листья дуба, клёна, рябины, берёзы, осины.
Игровое упражнение: «С какой ветки детки?» (Дети по листьям определяют дерево)
Воспитатель:- У Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей - город».
Она такая выдумщица! Хотите побывать в нём?- Вот её выставка. Все работы сделаны из засушенных листьев, мха,шишек и коры деревьев (природного материала). Мастером здесь может стать каждый! Давайтесоставим из осенних листочков свою картину. А, потом из них сделаем книжку про осень и отправим её нашему знакомому Лесовичка. Согласны? (Дети складывают картину из листьев)
- Интересно у Осени в гостях, но пора возвращаться!
Ветер щёки толстые
Надул, надул, надул.
И на листочки пёстрые
Подул, подул, подул. (Дети выполняют упражнение)
- Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать стихотворение об осени?
(Дети рассказывают стихотворения)
- Молодцы ребята много вы знаете о природе-чудеснице осенью. Я думаю, Лесовичок, будет вами доволен? Когда мы выйдем на прогулку давайте обязательно вспомним с вами пословицы и поговорки об осени,а ещё не забудем повесить кормушки для наших птичек, чтобы они чаще прилетали к нам в гости. - А, что вам больше всего запомнилось на занятии, чьи ответы понравились? Как вы думаете, кто из ребят был самым активным (Ответы детей)
- Сейчас дети я угощу вас гостинцами, которые прислал Лесовичок. (Угощает детей сладкими грибочками и орехами)