Приложение МААМ

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»

Марина Марусина
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экологии «ПУТЕШЕСТВИЕ В ОСЕНЬ»

Цель: формирование познавательных интересов и способностей детей,

основ экологической культуры.

Задачи:

- Систематизировать представление детей о характерных признаках осени;

- Учить детей вслушиваться в звуки осенней природы и оформлять

услышанное и наблюдаемое в речи;

- Обогащать эмоционально – чувственную и познавательную сферу детей через

Публикация «Конспект НОД по познавательному развитию „Путешествие в Осень“» размещена в разделах

установление простейших сезонных закономерностей явлений живой и неживой природы;

- Способствовать развитию зрительной и слуховой чувствительности;

- Формировать умение отстаивать свою точку зрения, делая выводы, умозаключения;

- Содействовать развитию памяти, внимания, воображения, обогащать словарь;

- Воспитывать интерес и бережное отношение к природе, учить детей беречь её;

- Пробуждать чувственное отношение к красоте осенней природы.

Материал:

- Посылка Лесовичка с загадками и сюрпризом;

- Фрагмент из музыкального произведения П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь»;

- «Пруд», голубой островок из бумаги, с разбросанными листьями разных деревьев;

- Листья на каждого ребёнка разных пород деревьев;

- Картины с изображением осенней природы, картины И. Левитана «Золотая осень»;

- Дидактическая игра «Кто лишний?» (изображение птиц);

- Дидактическое упражнение «С какой ветки детки?»;

- Изображения листьев и облачков, на каждого ребёнка;

- Знаки, напоминающие о правилах поведения на природе;

- Копилка народных мудростей;

- Микроскопы;

- Выставка поделок из природного материала;

- Листы цветной бумаги для составления осенних картин, листья разных деревьев;

- Гостинцы от Лесовичка.

Ход НОД

Воспитатель:- Ребята, сегодня к нам в детский сад пришла посылка от нашего

старого знакомого Лесовичка. Тут и письмо есть, давайте прочитаем, что он нам написал!

Письмо Лесовичка

В лесу мокром, золотом ходит осень под зонтом…

А вы знаете что-нибудь об осени? Ребята, расскажит

мне о природе-чудеснице в это время года.

Что вы узнали, почувствовали, услышали и ощутили.

Я посылаю вам свои загадки и загадочное объявление.

А вы пришлите мне ваши

рассказы про осень. С нетерпением жду ваших ответов.

Воспитатель: Почитаем с вами загадки и объявление? (Ответ детей)

Загадки и загадочное объявление, присланные Лесовиком

Гонит осень в небе тучки, Верещунья, белобока,

Пляшут листья на дворе. А зовут её (Сорока)

Гриб, надетый на колючки, Не дровосек, не плотник,

Я несу к своей норе. (Ёж) А первый в лесу работник. (Дятел)

Друзья! Прошу разбудить весной!

Приходите лучше с мёдом. (Медведь)

Воспитатель: - Итак, закроем глаза и представим, чем пахнет осень?

(Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Октябрь.»

ответы детей: грибами, ягодами, фруктами, овощами, листьями, сыростью.)-А теперь вслушаемся в звуки осени. Какие они? Поможет нам услышать вот это стихотворение.

(Дети читают и обыгрывают по ролям диалог Шёпота и Шороха):

В тишине лесной глуши

Шёпот к шороху спешит.

Шёпот по лесу шуршит:

- Ты куда?

- К тебе лечу.

Дай на ушко пошепчу.

Шу-шу-шу да ши-ши-ши…- В лесу Шёпот не спеши! (В. Суслов)

Воспитатель: - Давайте представим себе,какие лесные шорохи можно услышать осенью? (Ответы детей)-А какие звуки слышны в осеннем лесу? (Ответы детей: Листья опадают на

землю и шепчутся, прощаясь друг с другом; капли дождя тихонько стучат по земле, слышен шорох листьев под ногами.)- Дети, а мне кажется, что чего-то не хватает, чего сейчас в лесу мы не услышим и почему (Не слышно пения птиц они улетели в тёплые края.)Скажите, какие бывают птицы (Ответы детей: перелётные и зимующие) - Как вы думаете, почему птицы улетаю на юг (Ответы детей: им становится голодно и холодно) А все ли они улетают сразу (Ответы детей)- Нет, сначала улетают птицы, которые питаются насекомыми. Почему и какие это птицы (Исчезают насекомые, прячутся; ласточки, стрижи, жаворонки, кукушки)Затем улетают птицы, которые находят корм на земле. (Исчезают червячки, не заметны плоды и зёрна растений и деревьев; скворцы, журавли, грачи.) А в последнюю очередь улетают водоплавающие птицы. (Гуси, лебеди, утки; становится совсем холодно и вода в реках и озёрах начинает замерзать)Теперь ясно, почему мы не слышим их пения. - А какие птицы остаются у нас зимовать и почему? (Воробьи, вороны, сороки, синицы, дятлы, тетерева, клесты, филины, снегири; у этих птиц оперение гуще,они прилетают ближе к жилью человека) Давайте поиграем в игру «Кто лишний?»

Воспитатель: - Молодцы ребята, много знаете о птицах. -А теперь отгадайте ещё одну загадку Лесовичка. (Воспитатель читает рассказ Д. Н. Кайгородовой «Разноцветные кораблики»)«Добрался я до пруда. Сколько разноцветных корабликов сегодня на пруду: жёлтые, красные, оранжевые! Все они прилетели сюда по воздуху. Прилетит кораблик,опустится на воду и тотчас поплывёт. Много их прилетит и завтра, и послезавтра. А потом кораблики не будут больше прилетать, пруд замёрзнет».

Воспитатель:- Скажите, ребята, что это за кораблики прилетают на пруд?Почему это происходит? (Ответы детей) -А теперь я приглашаю вас тоже на «пруд».(«голубой островок» из бумаги сразбросанными разноцветными листьями от разных деревьев).- Потрогайте эти «кораблики», понюхайте их. Чем они пахнут? Какие они на ощупь?- А теперь подбросим листочки вверх. Что с ними происходит? (Они падают, кружатся, летят)А как всё это можно назвать? (Листопад)

Давайте ещё устроим листопад (Неоднократно повторить это слово). Как вы думаете, какой цвет главный в осеннем лесу? (Жёлтый, золотой.)- Посмотрите ребята, какое множество оттенков в этих листьях-корабликах.

Воспитатель: Осень длинной, тонкой кистью

Перекрашивает листья.

Красный, жёлтый, золотой –

Как хорош ты, лист цветной!

- Это дети, разноцветная осень, но если вы хотите увидеть золотую осень во всём её очаровании, давайте отправимся в лес и свои листочки возьмём. (Переход к выставке осенних картин; дети идут со своими листочками. (Воспитатель обращает внимание детей на картину И. Левитана «Золотая осень».)- Как вы думаете, правильно ли об этой картине говорится, что здесь изображено «золотое чудо природы»? Найдите, что здесь золотое. (Ответы детей)- Мы видим, как жёлтые и золотистые цвета создают радостную, светлую картину осени. Посмотрите, как золото берёз красиво оттеняет голубизну неба. - Попробуйте приложить свои листочки к картине. (Среди своих листочков дети находят листья похожих оттенков и прикладывают их к картине.) - Лес сверкает, как золотой остров. Земля покрыта мягким жёлтым ковром. - Дети, взгляните на остальные картины и скажите, какой ещё бывает осень (Хмурая, печальная, грустная, унылая, дождливая….)«Унылая пора, очей очарованье»,- так об осени сказал поэт А. С. Пушкин. - Художники рассказывали нам о красоте осени кистью и красками. А русский народ в старину был очень наблюдательным и оставил нам огромное богатство –мудрые приметы, пословицы и поговорки, по ним можно определить какая осень будет, какая зима, какое лето. Ребята вы знаете народные приметы об осени (Ответы детей)-Ой, я совсем забыла, ведь у нас есть копилка народных мудростей, туда сложены пословицы и приметы разных времён года. А вы хотите положить туда свои знания? (Да)

В: В круг ребята становитесь,

Крепче за руки держитесь.

Я шкатулочку возьму,

И приметы соберу. (Воспитатель берёт копилку и открывает крышку. Дети рассказывают приметы, пословицы, поговорки.)

Поговорки:

- Коли ясно, то и осень прекрасна.

- От осени к лету, поворота нету.

-Осень идёт, и дождь с собой ведёт.

- Лето со снопами, осень с пирогами.

- Когда гусь улетает, снег выпадает.

- Красна весна цветами, а осень пирогами.

- Грибок в кузовок – зимой будет пирожок.

Приметы:

– Много жёлудя на дубе – к лютой зиме.

– Осенью паутина на ясную погоду

– Гром в сентябре – тёплая осень.

– Если орехов много, а грибов нет зима

будет снежная, суровая.

– Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме

- Вот какие вы молодцы! Много примет знаете.

- Ну, а теперь из этого прекрасного уголка

Осени мы с вами отправимся в её тайную лабораторию.

Вот только какой необычный «транспорт» мы для этого выберем?

Осенние листочки или облака-путешественники? (Дети выбирают «транспорт»)

- Отправляемся, и немного отдохнём!

Физминутка

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул

И на листочки пёстрые (на облака воздушные)

Подул, подул, подул…. (Повторяют упражнение несколько раз)

Упражнение на дыхание

- Давайте произнесём тихим голосом: «Слабый ветерок», и нежно подуем.

А теперь громко, протяжно произнесём: «Сильный ветер» - подуем сильно, продолжительно.

(Повторяют несколько раз)- Дети, вспомним как надо вести себя в лесу, на природе. (Ответы детей)- А сейчас нам надо разгадать ещё одну загадку Лесовичка. Прозрачная, чистая, струйкою льётся,лещется в речке, мерцает в колодце. Зверей и людей, и растение напоит.

И дождиком чистым всю землю умоет. (Вода)- Вот мы с вами и оказались в тайной лаборатории Осени. - В посылке Лесовичка лежит капелька. Сейчас прочитаем, что здесь написано.

«Сначала летом я попала в тучку вместе с другими капельками,нас становилось всё больше и больше. Затем мы падали на землю звонким, весёлым дождём. Напоив растения, мы сливались в быстрые ручейки и стекались в речки, озёра и большие лужи. Дождик прекращался, и снова светило солнце. И чем жарче оно светило, тем меньше воды становилось в речках и ручейках. Отгадайте, куда она исчезала? (ответы) Да, она испарялась. Невидимыми струйками в виде пара улетала снова в тучку. И так повторяется всегда. Но очень часто люди обо мне не думают. Если не будет

воды, всё живое погибнет! А вы знаете, как сберечь воду?»(Ответы детей)

- Посмотрите ребята, в тайной лаборатории есть «волшебный глаз».

Кто скажет,как он называется (Ответы детей)- Рассмотрим опавшие разноцветные листья через него. (Дети рассматривают листья через микроскоп) Правда, хороша художница Осень?

Практическое задание: Найти листья дуба, клёна, рябины, берёзы, осины.

Игровое упражнение: «С какой ветки детки?» (Дети по листьям определяют дерево)

Воспитатель:- У Осени есть не только своя лаборатория, но и «Умей - город».

Она такая выдумщица! Хотите побывать в нём?- Вот её выставка. Все работы сделаны из засушенных листьев, мха,шишек и коры деревьев (природного материала). Мастером здесь может стать каждый! Давайтесоставим из осенних листочков свою картину. А, потом из них сделаем книжку про осень и отправим её нашему знакомому Лесовичка. Согласны? (Дети складывают картину из листьев)

- Интересно у Осени в гостях, но пора возвращаться!

Ветер щёки толстые

Надул, надул, надул.

И на листочки пёстрые

Подул, подул, подул. (Дети выполняют упражнение)

- Может быть, кто-нибудь из вас хочет рассказать стихотворение об осени?

(Дети рассказывают стихотворения)

- Молодцы ребята много вы знаете о природе-чудеснице осенью. Я думаю, Лесовичок, будет вами доволен? Когда мы выйдем на прогулку давайте обязательно вспомним с вами пословицы и поговорки об осени,а ещё не забудем повесить кормушки для наших птичек, чтобы они чаще прилетали к нам в гости. - А, что вам больше всего запомнилось на занятии, чьи ответы понравились? Как вы думаете, кто из ребят был самым активным (Ответы детей)

- Сейчас дети я угощу вас гостинцами, которые прислал Лесовичок. (Угощает детей сладкими грибочками и орехами)

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию «Золотая осень» Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи: Образовательные 1. Закрепить умения устанавливать.

Конспект НОД по познавательному развитию: «Золотая осень. Сезонная одежда» Цель:Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Задачи:1. Учить детей называть приметы осени, изменения.

Конспект ООД по познавательному развитию «Осень» Цель: учить детей видеть красоту природы; познакомить с картиной известного художника, средствами изображения; учить детей рассказывать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Осень» Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция ОО: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое.

Конспект развлечения по познавательному развитию «Путешествие по цветочному лугу» Цель: поддержание интереса к разнообразию цветущих луговых цветов, и пользе лекарственных растений. Предназначено для детей старшей группы.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в страну Знаний» Конспект занятия по познавательному развитию» Путешествие в страну Знаний» Цель: привлечение родителей к участию в педагогическом процессе.

Конспект занятия по познавательному развитию «Путешествие в лес» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребёнка детский сад № 3 Конспект занятия по познавательному.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по городу Гуково» Слайд 1. Дети входят в зал под музыку «Изумрудный город» Восп: Здравствуйте ребята! Как я рада вас видеть в этом зале! Проходите! Ребята.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие на дно морское» Цель: расширять представления детей об обитателях морских глубин, развивать мелкую моторику, учить правильной последовательной речи, расширять.

Занятие по познавательному развитию «Золотая осень» КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ». Направление: «Познавательное развитие».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»
Опубликовано: 30 июля 2015 в 09:34
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в Осень»» (включая файлы) размещена пользователем Марина Марусина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД