Позднякова татьяна
Самообразование по теме «Привлечение семьи в работу по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
План работы воспитателя по самообразованию на период с 1 ноября по 31 мая.
По теме :
«Привлечение семьи в работу по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников»
Воспитатель: Позднякова Т. Н.
Актуальность выбранной темы
В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила перед педагогами дошкольных учреждений задачи формирования человека здорового физически, духовно, богатого нравственно, творческого, думающего. Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, среди них «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; учет этнокультурной ситуации развития детей».
Публикация «Самообразование по теме „Привлечение семьи в работу по формированию нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Нравственно-патриотическое воспитание. Самообразование
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Самообразование, саморазвитие
- Старшая группа
- Темочки
В последние десятилетия в нашей стране произошло много сложных, противоречивых событий в общественной жизни, политике, в системе государственного и местного управления. Отошли в прошлое некоторые известные праздники, появились новые; неоднородна информация об армии и событиях, происходящих в ней; в молодежной среде все чаще отмечаются факты, связанные с национальным противостоянием; средства массовой информации усиленно пропагандируют иностранный уклад жизни. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды.
В связи с этим проблема социокультурного воспитания детей дошкольного возраста становится одной из актуальных.
Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т. д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края. Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край. Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей; создание предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию; повышение уровня самообразования.
Задачи:
Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.
Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
Формирование нравственных ценностей и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду.
Упражнять детей в проявлении сострадания, внимания к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о них заботится, к природе родного края.
Привлечь родителей к воспитанию патриотических качеств у детей и у самих себя.
Привлекать детей к участию в обсуждении семейных праздников, некоторых «проблем» детского сада.
Предоставлять возможность разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Годовой план работы.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
Изучение методической литературы Ноябрь-май
1. Зацепина М. Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С. А. "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".
3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".
Работа с детьми Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Март
Апрель
Май
Ноябрь- Май 1. Ознакомление с символикой России, родного края. (тематическое занятие)
2. Ознакомление с обычаями и традициями
русского народа.
1. Ознакомление с различной росписью
(городецкая, хохломская, дымковская)
2. Тематическое НОД «Освобождение Воронежа»
1. Непосредственно образовательная деятельность «Главные праздники России»
2. Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».
1. Беседы «Моя мама – лучшая на свете».
2. Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина-Россия»
3. Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию
4. Беседа «Природа родного края»
1. Тематическое НОД «Космос»
2. КВН-викторина дошкольного возраста «Что мы знаем о космосе».
1. Тематическое НОД «Расскажи детям о Великой Отечественной Войне»
2. Подготовка праздника ко Дню Победы»
3. Участие в конкурсе «Открытка для ветерана» по Советскому району.
Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.
Выставка работ детского творчества.
Дидактическая игра. «Одень куклу в национальный костюм».
Выставка работ
Коллективная работа.
Стенгазета посвещенная освобождению Воронежа.
Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.
Выставка детских работ «Подарок маме».
Оформление стенда «Патриотическое воспитание дошкольников»
Картатека игр.
Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».
Стенгазета к 9 мая «Помним и Гордимся»
Проведение праздника
Коллективная работа детей и воспитателя «Открытка для ветерана»
Работа с семьей Ноябрь Консультация «Как провести выходной день с детьми»
Фотовыставка «Моё любимое место в городе»
Февраль Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».
Март Родительское собрание «Роль родного дома и семьи в формировании личности дошкольника» Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.
Апрель Работа по благоустройству территории детского сада. Акция «Посади дерево»
Май Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольников Памятки для родителей
Самореализация
Май
Отчет по теме самообразования.
Выступление на педсовете
Задачи на следующий год:
1. Продолжить работу по теме : «Привлечение семьи в работу по формированию нравственно- патриотических чувств у дошкольников» (согласно возрастной группе) ;
2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы посиделки, организации совместных праздников.
5. Продолжать способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Список литературы:
1. Герасимова З. Родной свой край люби и знай. М., «Дошкольное воспитание», 2001, №2
2. Дошкольное образование и семья – единое пространство детского развития. М., 2001.
3. Коти Т. Моя первая книга о России. М., 2003.
4. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. Пособие для реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 – 2005 годы», М., 2004.
5. Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М., 2003.
6. Патриотическое воспитание дошкольников средствами краеведо - туристской деятельности. 2005.
7. Родной край, Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова, М., 1994.
8. Материалы Интернета.