светлана киселева
Воспитание патриотических чувств старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Анализ вариативных программ дошкольного образования
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Программа подготовлена коллективом авторов, в состав редакторской группы вошли Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. Программа выпущена в 2010 году издательством «МОЗАИКА-СИНТЕЗ». В аннотации указано, что программа разработана в соответствии с Федеральными государственными требованиями (Приказ №655 от 23.11.09) и является инновационным программным документом для дошкольных учреждений, подготовленным с учетом новейших достижений науки и практики отечественного и зарубежного дошкольного образования.
Публикация «Воспитание патриотических чувств старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Программа состоит из ряда разделов. В рамках заданной темы рассмотрим «Содержательный раздел». Он содержит информацию о возрастных особенностях, в нем даются рекомендации по организации жизни детей, раскрывается содержание психолого-педагогической работы, описываются формы, способы, методы и средства реализации Программы.
В представленной Программе УВП строится по принципу системы образовательных областей, которая включает следующие области: «Здоровье», «Физическая культура», «Безопасность», «Социализация», «Труд», «Познание, «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка»; каждая область имеет ряд внутренних направлений; предполагается, что психолого-педагогическая работа ведется в рамках этих тематических блоков.
Проблемы нравственного воспитания входят в образовательную область «Социализация», в частности вопрос воспитания патриотических чувств старших дошкольников раскрывается в подразделах:
• Старшая группа (от 5 до 6 лет). Содержание психолого-педагогической работы. Направление «Социально-личностное развитие». Образовательная область «Социализация».
• Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет). Содержание психолого- педагогической работы. Направление «Социально-личностное развитие». Образовательная область «Социализация».
Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного образования описывают интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате освоения Программы. В рамках исследуемого вопроса — «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников» — остановимся на интегративном качестве «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе». В рамках этого качества перед ребенком ставится задача овладеть знаниево-культурологической базой:
• иметь представления о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу;
• иметь представления о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях;
• знать и называть своё имя и фамилию, имена и отчества родителей;
• знать, где работают родители, как важен для общества их труд;
• знать семейные праздники;
• знать распределение семейных обязанностей, иметь и уметь выполнять постоянные обязанности по дому;
• уметь рассказать о своем родном городе (поселке, селе, назвать улицу, на которой живет;
• знать, что Российская Федерация (Россия) — огромная многонациональная страна; что Москва — столица нашей Родины;
• иметь представление о флаге, гербе, мелодии гимна;
• иметь представление о Российской армии, о годах войны, о Дне Победы.
Для содействия успеху реализации работы по социально-личностному развитию дошкольников Программа содержит следующие дополнительные материалы:
• список рекомендованных методических пособий с библиографическими данными по каждой из образовательных областей
• список имеющихся в реестре продукции издательства наглядно-дидактических пособий (по исследуемой проблеме стоит обратить внимание на перечень «Серия “ Рассказы по картинкам“)
• список «Книги для чтения»
Анализ диагностических методик социально-личностного развития в соответствии с образовательными областями в разных возрастных группах
В соответствии с исследуемой проблемой — «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников» — необходимо рассмотреть диагностические методики, направленные на выявление сформированности патриотических чувств у старших дошкольников.
Диагностика
уровня сформированности патриотических чувств
у детей старшего дошкольного возраста
авторы А. А. Ветохина, З. С. Дмитренко
Цель диагностики: выявление уровня сформированности базы знаний, а также уровня осознания и мотивировки детьми нравственных норм, которые необходимы для формирования основ патриотизма у старших дошкольников.
Методика 1. Беседа на тему «Наш город Астрахань»
Методы: беседа, запись ответов детей
1 .Как называется страна, в которой ты живешь?
2. В каком городе ты живешь?
3. Как называется улица, на которой находится твой детский сад?
4. На какой улице живешь ты?
5. Какие еще улицы города Астрахани ты знаешь?
6. Какие достопримечательности ты знаешь в городе Астрахани?
7. Какие ты знаешь реки и памятные места?
Анализ конспектов ООД по проблемам воспитания нравственных качеств личности в разных возрастных группах
Конспект ООД педагога с детьми старшей группы на тему :
«Наша малая Родина»
Цель:
Образовательная:
- ввести понятие Родина (малая, большая);
- упорядочить, закрепить знания о России.
Воспитательная :
- формировать у детей чувство любви к России;
- воспитывать у детей ответственность за свои поступки;
- воспитывать гражданские – патриотические чувства : гордость за свою малую Родину, желание сделать её лучше;
- воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Развивающая:
- развивать у детей познавательный интерес, познавательные способности.
- развивать образное представление, воображение, чувство композиции.
Планируемые результаты: имеет представление о родном городе, области и стране; формулирует ответы на вопросы педагога.
Материал:
• Бумага А4
• Цветные карандаши
• Аудиозапись песни «С чего начинается Родина?» (музыка Вениамина Баснерана слова Михаила Матусовского исполнитель — Марк Бернес).
Ход ООД:
1. Организационный момент.
- Ребята, мы начинаем наше занятие! Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает.
Здравствуй, небо! (руки вверх)
Здравствуй, земля! (приседают)
Здравствуйте, мои друзья! (руки вперёд)
- Молодцы, садитесь!
Воспитатель читает стихотворение:
На широком просторе,
Предрассветной порой,
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом всё краше,
Дорогие края…
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья.
- Ребята, о чём говорится в стихотворении? (О Родине.)
2. Основная часть.
- А что же такое Родина? С чего она начинается? (Ответы детей.)
Ответы детей:
- Родина – это страна, в которой мы родились и живём.
- Родина, это земля, на которой жили, трудились наши предки.
- Родина – это место, где живут близкие и дорогие нам люди: мама, папа, бабушка, дедушка.
- Это место, где стоит наш детский сад.
- Это место, по которому люди скучают находясь в далёком краю, на чужой стороне.
- У каждого человека есть Родина – это место, где он родился, провёл своё детство, рос, учился. И для нас Родина начинается с нашего родного дома, с деревьев в нашем дворе, саду; с нашей улицы, по которой мы каждый день ходим в детский сад.
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Ребята, как называется область в которой мы живём?
- И вы, конечно, знаете, как называется наше родной город?
- А вы любите свой город? (Ответы детей)
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город?
Игра «Наш город, какой?»
Наш город …. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, гостеприимный, прекрасный, замечательный).
- А сейчас мы с вами совершим небольшую экскурсию по нашей фотовыставке.
Внимательно посмотрите на фотографии нашего города и назовите те места, которые вам знакомы.
Игра: «Где это находится?»
- Молодцы ребята! Отлично справились с этим заданием. Вы хорошо знаете красивые места нашего города. Наверное потому, что с самого раннего детства вы вместе с родителями гуляли по городу. В этом городе вы растете! Давайте покажем, какими вы были маленькими и как теперь выросли.
Физкультминутка:
Сначала буду маленьким (присесть)
К коленочкам прижмусь (обнять колени руками)
Потом я вырасту большим (встать)
До неба дотянусь (поднять руки вверх, встать на носочки)
Для нас город Астрахань – это малая Родина.
Также у каждого человека кроме малой Родины есть большая Родина!
А что значит большая Родина? Это государство, страна, где человек проживает.
Наша большая Родина – это страна, которая называется Россия.
Самая большая страна в мире наша – Родина Россия!
«Наше Отечество» К. Д. Ушинского:
«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное; матерью потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережёт от врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него, и Родина».
- У русского народа есть даже такая пословица: «Родина любимая, что мать, родимая». И, как наши мамы, Родина делает нам много подарков. Ребята, давайте с вами попробуем назвать всё самое хорошее, что нам подарила Родина. А я на доске нарисую «солнце Родины», лучами которого будут её подарки.
Педагог рисует солнце, дети называют «дары» Родины: наш город, лес, семья, детский сад, друзья, книги, мой дом, речка, поле, школа и другое, с каждым ответом детей воспитатель рисует луч.
- Вот сколько хорошего, нам подарила Родина. А теперь, ребята, я хочу предложить вам поиграть.
Игра «Думаем о Родине».
Дети встают в круг. Воспитатель по очереди бросает мяч каждому ребёнку и спрашивает, в каких ситуациях человек любит свою Родину, а в каких - нет.
Ситуации:
• Человек вернулся из леса с букетом ландышей.
• Человек сажает возле своего дома деревья.
• Человек подъехал к озеру на своей машине.
• Человек отвёз свою старую машину на специальную свалку для машин.
• Человек выбросил мусор в канаву возле дома.
• После отдыха в лесу человек закопал весь мусор.
• Человек уступил место в транспорте пожилой женщине.
Если ребёнок считает, что человек любит Родину, он ловит мяч, а если нет – не ловит. Сложные ситуации разбираются совместно.
- А сейчас, я вам предлагаю пройти за столы и нарисовать то, что находится в нашем город (Школа, магазин, речка, свой дом, дет. сад, деревья). Из ваших рисунков мы соберем выставку «Наша Астрахань»!
По окончанию работы дети приклеивают свои рисунки на мольберт и рассматривают вместе с воспитателем.
3. Итог:
- Ребята, о чём мы с вами сегодня беседовали? (о малой и большой Родине) Сегодня мы узнали о родине много нового:
- ваша семья живет в городе Астрахани, ваш дом находится в городе Астрахани. (приклеить на фланелеграф красный маленький круг)
- город Астрахань находится в Астраханской области (желтый круг среднего размера)
- Астраханская область находится в России. (зеленый большой круг) .
- Как вы думаете, ребята, что надо делать, чтобы наша малая и большая Родина оставались прекрасными и только хорошели год от года?
(Любить свой город, заботиться о нём, не мусорить, не ломать деревья, благоустраивать его, сажать цветы, деревья, ухаживать за ними)
- Дорогие ребята! Любите свою Родину – большую и малую. Старайтесь больше узнавать о её истории, берегите природу, храните её обычаи и традиции, живите и трудитесь ради её блага!
- - -
В предложенном конспекте правильно поставлена цель ООД и определены задачи для её достижения, верно подобраны методы и приёмы, художественный литературный материал, наглядность.
Перечень детской литературы для бесед с детьми на нравственные темы
В работе по развитию патриотизма у детей старшего дошкольного возраста одинаково важно использовать как классическую детскую литературу, рассказывающую детям о подвиге нашего народе в Великой Отечественной войне, так и произведения современных авторов, стихи и рассказы которых расскажут детям, что любовь к Родине важна и в мирное время! Нами подобраны 58 произведений советских и современных писателей.
1. Алексеев С. "Идет война народная", рис. А. Лурье, Детская литература, 1986
2. Алексеев С. "Они защищали Москву", худ. Ю. Копейко, Малыш, 1975
3. Алексеев С. "Орлович-воронович", рис. Е. Чернятина, Детская литература, 1983
4. Алексеев С. "Последний штурм", худ. М. Петров, Малыш, 1981
5. Баруздин С. "Сложное поручение", худ. Л. Хайлов, Малыш, 1977
6. Баруздин С. "Шел по улице солдат", рис. А. Иткина, Детская литература, 1985
7. Бахревский В. "Вертолетчики", худ. В. Трубкович, Малыш, 1987
8. Блинов А. "Таинственная шкатулка", рис. Л. Хайлова, Малыш, 1973
9. Богданов Н. "Хорошая пословица", рис. А. Яцкевич, Детская литература, 1984
10. Богомолов В. "За оборону Сталинграда", худ. К. Финогенов, Малыш, 1980
11. Винаграновский В. "Первинка", пер. Ю. Коваля, рис. В. Кудрявцевой, Детская литература, 1982
12. Внуков Н. "Приказ по шестому полку", рис. И. Харкевича, Детская литература, 1970
13. Внуков Н. "Старая гильза", рис. Н. Кочергина, Детская литература, 1972
14. Воробьев Е. "Тринадцатый лыжник", худ. П. Пинкисевич, Малыш, 1983
15. Воскобойников В. "В городе на Каме", худ. В. Юдин, Малыш, 1983
16. Воскобойников В. "Девятьсот дней мужества", худ. Д. Боровский, Малыш, 1984
17. Георгиевская С. "Галина мама", худ. Н. Цейтлин, Малыш, 1985
18. Гребенина А. "Вера Иванова", худ. М. Петров, Малыш, 1979
19. Дажин Д. "Янек", худ. В. Кульков, Малыш, 1974
20. Длуголенский Я. "Жили-были солдаты", рис. М. Майофиса, Детская литература, 1987
21. Иванов С. "Подводная повесть", худ. Л. Хайлов, Малыш, 1987
22. Кассиль Л. "Главное войско", рис. А. Ермолаева, Детская литература, 1977
23. Кассиль Л. "История с бородой", рис. С. Трофимова, Малыш, 1980
24. Кассиль Л. "Твои защитники", илл. А. Ермолаева, Детская литература, 1980
25. Коваль Ю. "Особое задание", рис. В. Трубковича, Детская литература, 1970
26. Козлов В. "Пашкин самолет", худ. П. Пинисевич, Малыш, 1989
27. Кондырев Л. "Храбрый Джой", худ. М. Салтыков, Малыш, 1973
28. Коржиков В. "Что случилось на границе", рис. И. Харкевича, Детская литература, 1978
29. Крючек А. "Первый полет", худ. А. Лурье, Детская литература, 1967
30. Ливанов А., Давыдов В. "Дружные ребята", худ. А. Лурье, Малыш, 1973
31. Макаренко Я. "Знамя победы", худ. В. Трубкович, Малыш, 1985
32. Маркуша А. "В полет", худ. А. Пахомов, Малыш, 1989
33. Маркуша А. "Я - солдат и ты - солдат", худ. Ю. Киселев, Н. Лямин, Детская литература, 1970
34. Митяев А. "Землянка", рис. Н. Цейтлина, Детская литература, 1986
35. Митяев А. "Почему армия всем родная", худ. П. Пинискевич, Малыш, 1987
36. Митяев А. "Самовар", худ. Н. Цейтлин, Детская литература, 1974
37. Митяев А. "Шестой Неполный", рис. Н. Цейтлина, Москва, Детская литература, 1987
38. Митяев А. "Письмо с фронта", Белый город, Москва, 2007
39. Митяев А., Копейко Ю. "Наше оружие", худ. Ю. Копейко, Детская литература, 1989
40. Никольский Б. "Делай, как я", рис. М. Майофиса, Детская литература, 1980
41. Никольский Б. "Как живет аэродром", рис. Ю. Копейко, Малыш, 1987
42. Никольский Б. "Как живет аэродром", рис. Ю. Смольникова, Малыш, 1980
43. Никольский Б. "Солдатская школа", рис. В. Шевченко, Детская литература, 1973
44. Никольский Н. "Что умеют танкисты", худ. Н. Никольский, Детская литература, 1972
45. Ольшанский А. "Рекс", рис. М. Майофиса, Малыш, 1977
46. Осипов Ю. "Летная семья", худ. Г. Бедарев, Малыш, 1978
47. Павлинов П., Беляев А. "Хочу быть военным моряком", худ. П. Павлинов, "Малыш", 1975
48. Павлов Б. "Вовка - с ничейной полосы", худ. В. Маркин, Малыш, 1968
49. Паустовский К. "Похождения Жука-носорога", худ. М. Петров, Малыш, 1991
50. Селихов К., Дерюгин Ю. "На красной площади парад", худ. Ю. Копейко, Малыш, 1980
51. Сорокин З. "Поединок в снежной пустыне", худ. П. Пинискевич, Малыш, 1989
52. Юрмин Г. "Секрет на колесах", худ. Ю. Копейко, Малыш, 1976
53. Яковлев Ю. "Где стояла батарея", худ. А. Борисенко, изд. Малыш, 1990
54. Яковлев Ю. "Девочки с Васильевского острова", рис. С. Острова, Малыш, 1978
55. Яковлев Ю. "Как Сережа на войну ходил", худ. С. Остров, Малыш, 1985
Современная литература по патриотическому воспитанию :
1. Степанов В. «Наша Родина – Россия», худ. Гриченкова, Фолиант-пресс, 2005
2. Степанов В. «Мы живём в России», Оникс, 2008
Книги Владимира Степанова - настоящий подарок в помощь родителям. В стихах передан и гордость, и трепет, и мощь, и любовь к своей стране. Автор смог найти тот литературный язык, который тронет душу и сердце русского человека. Иллюстрации привлекут ребенка.
3. Горбунов А. К. «Родины свет», Иркутский писатель, 2015
В книге Анатолия Константиновича Горбунова собраны стихи, предназначенные как детям, так и их родителям. "Родины свет" - это в полном смысле книга для семейного чтения. В ней присутствуют и тонкий лиризм, и налюдения знатока природы, и патриотические мотивы, и добрый юмор. Издание иллюстрировано художником Алексеем Дурасовым.
4. Дерягина Л. «Моя Родина Россия», Литера, 2007
В книге Дерягиной Людмилы Борисовны содержатся сведения о России, необходимые маленькому гражданину нашей страны. Игровые задания, загадки, стихотворения и раскраски помогут сделать познание увлекательными. Книга предназначена для родителей, воспитателей дошкольных образовательных учреждений.