Виктория Тучкова
Презентация «Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального искусства»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребёнка детский сад №125 «Ручеёк»
Мастер-класс
ТЕМА:
«Формирование нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста
посредством музыкального искусства»
Музыкальный руководитель
Тучкова Виктория Валерьевна
г. Тюмень, 2017
Публикация «Презентация „Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством музыкального искусства“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» март 2018
Цель: создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов, участников мастер-класса, в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки.
Задачи:
Обзор разнообразных форм музыкальной деятельности по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников;
комментированный показ последовательности действий, музыкального руководителя методов приемов и форм педагогической деятельности;
совместная деятельность участников мастер - класса;
Материалы и оборудование: мультимедийные презентации к игре в оркестре «Добрый мастер» и музыкально-дидактической игре «Угадай мелодию», музыкальные инструменты (ложки, бубны, колокольчики, дудочка, свистулька, бубенцы, треугольники, листы формат А4 с контуром музыкальных инструментов, заготовки украшений из бумаги, клей -карандаш.
Ход мастер-класса:
Презентация
Слайд 1 ТЕМА «Формирование нравственно-патриотических
чувств у детей дошкольного возраста посредством музыкального искусства»
Слайд 2 Хочется начать с эпиграфа
«Красота родного края, открывающаяся благодаря сказке, фантазии, творчеству- это источник любви к Родине. Понимание и чувство величия, могущества Родины приходит к человеку постепенно и имеет своими истоками красоту.»
Слайд 3 Цель: - создание условий для повышения профессиональной компетенции педагогов, участников мастер-класса, в вопросе формирования у детей нравственно-патриотических чувств посредством народной музыки.
Слайд 4 Задачи: Одна из основных задач - обзор разнообразных форм музыкальной деятельности по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников.
Работая в данном направлении, под девизом - научить Родину любить!
Слайд 5 Система работы
Рассмотрим формы системы работы по формированию нравственно –патриотических чувств у дошкольников : проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми и т. д. способствуют активизации познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала. Планирование проходит при тесном взаимодействии со всеми педагогами ДОУ, а также с родителями.
Слайд 6 – Основные направления
Слайд 7 Классическое культурное наследие, с которым дети знакомятся в процессе образовательной деятельности и различных мероприятиях: «Неделя классической музыки», «Встречи в музыкальной гостиной», «Осенние напевы», «Музыка Зимы», «Весна - красна поёт». Такие мероприятия позволяют прививать детям любовь к русскому классическому наследию, обогащать словарный запас, побуждать детей в движении, пении выражать чувства, вызванные музыкой.
Слайд 8, 9,10 Народная музыка, проходит красной нитью, через различные традиционные детские праздники, что позволяет развивать нравственно –патриотические чувства у дошкольников. Уже стало традицией нашего детского сада проводить «Рождественские встречи», «Медовый спас» - праздник Масленицы, «Весенние забавы».
Слайд 11,12 Историческое прошлое, позволяет нам воспитать достойного гражданина, патриота, чтобы пробудить в детях чувство любви к Родине, необходимо знание истории, исторического прошлого страны, подвигов людей, защитивших наше Отечество во время Великой Отечественной Войны.
Традицией в нашем ДОУ стало проведение патриотических праздников: «День защитника Отечества», «День России», «9 Мая – День Победы», где даются представления об армии, о родах войск, боевой технике.
Слайд 13,14 Свою гражданскую позицию дети проявляют, участвуя в различных конкурсах и фестивалях в рамках патриотического воспитания, таких как «Театр фронтовой песни», «Вальс победы», «Песни 72», организованными в городе Тюмени.
Предлагаем Вам в рамках мастер-класса, пережить данные направления.
У меня есть один знакомый – мастер на все руки, он делает просто замечательные музыкальные инструменты – вот они (раздаю). Приглашаю всех сыграть в оркестре!
Интерактив
Слайд 15
1. Игра в оркестре русских народных инструментов
«Добрый мастер» (с применением ИКТ)
- Какую замечательную музыку вы сыграли! Просто молодцы! Дети, играя на на музыкальных инструментах. приобщаются к культуре русского народа, удовлетворяют свои индивидуальные потребности, интересы и привыкают действовать согласованно в коллективе.
Слайд 16
- Скажите, а вы когда-нибудь слышали, как звучат картины? У них тоже есть своя музыка. Сейчас мы с Вами попробуем озвучить картину К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы», с помощью народных музыкальных инструментов.
Перед вами репродукция картины «Дети, бегущие от грозы». Предварительная работа с детьми заключается в том, чтобы рассмотреть картину, обратить внимание детей на детали, состояние природы, охарактеризовать героев, и выбрать музыкальные инструменты. Подойти к составлению рассказа вы можете нетрадиционно - придумать своё начало, изменить ход повествования, продолжить картину. (Участникам мастер-класса предлагаются инструменты по выбору.)
2. Озвучивание картины В. Маковского «Дети, бегущие от грозы»
Однажды Машенька взяла своего братика Ванечку погулять.
Пошли они через поле в лесок. (ложки)
Стали они собирать грибы, ягоды, аукаться, (дудочки)
Птичек слушать. (свистульки)
Не заметила Машенька, как набежали тучи, (бубенцы – тремоло)
Потемнело кругом, загремел гром. (бубен)
Тут посмотрела девочка на небо – ахнула. (голосом)
Взяла Ванечку за руку и побежала. (ложки)
Маленький Ванечка скоро устал, заплакал. (треугольник -тремоло)
А тучи все темнее, гром все громче. (бубенцы, затем бубен громко)
Тогда схватила Машенька братишку, посадила себе за плечи и пустилась со всех ног. (ложки в быстром темпе)
Сверкала молния, шумел ветер, гремел гром. (бубен)
Было страшно. Но Машенька не бросила брата.
Упали первые капли дождя. (колокольчик)
Ребята добежали до деревни, (ложки)
И, когда начался ливень, (колокольчик в быстром темпе)
Брат и сестра были уже дома. (глиссандо на металлофоне)
Дети проявляют огромный интерес к данному виду деятельности, они способны эмоционально воспринимать и осмысливать целостный музыкальный образ.
Игра в оркестре прививает такие общечеловеческие качества, как уважение друг к другу, внимание, терпение, открывают в себе новые возможности, проявляя творческую активность, любознательность, формируется любовь к процессу познания окружающего мира.
Слайд 17
3. Музыкально-дидактические игры на развитие музыкального слуха
- Дошкольники с большим удовольствием любят играть. Признайтесь, вам ведь тоже иногда хочется поиграть! Поэтому вашему вниманию представляем игру «Угадай мелодию»!
МДИ «Угадай мелодию» (с применением ИКТ)
Участникам игры предлагается отгадать песни по мелодии.
Музыкальный материал : «А я по лугу», «Во поле береза стояла», «Я на горку шла», «Калинка», «Как у наших у ворот», «Ах, вы, сени». Звучит мелодия, участники отгадывают песню. После того, как дан правильный ответ, на экране появляется заставка – аплодисменты.
Игра знакомит детей с образцами русского народного песенного творчества, развивает музыкальную память, эмоциональную отзывчивость. Эффект усиливается применением ИКТ.
Слайд 18
4. Слушание музыки «Ах, вы, сени», украшение народных
музыкальных инструментов (коллективная работа – аппликация)
И в заключении, предлагаем такой вид музыкальной деятельности, как слушание музыки.
У нас есть музыкальные инструменты, вот только они почему-то молчат. (На ватмане нарисованы контуры народных музыкальных инструментов : балалайка, гусли). Как вы думаете, почему они не играют? (Потому что они не украшены, предполагаем ответы детей). Давайте украсим их, чтобы они зазвучали чудесными звуками.
Участники мастер-класса украшают музыкальные инструменты, наклеивая заготовки украшений из бумаги (цветочки, ягодки, завитки).
- Вот и зазвучали наши инструменты. Коллективное творчество способствует сплочению детского коллектива, а слушание народной музыки способствует приобщению ребят к своей культуре, знакомству с образцами народного творчества.
Сегодня мы постарались создать для вас такие условия, которые помогли раскрыть подходы нравственно-патриотического воспитания дошкольников посредством народной музыки и музыкально-игрового творчества, опробовали их практически. Очень надеемся, что наша встреча, будет полезна в вашей работе.
Спасибо за внимание!