Санжаревская Наталья
Проект по формированию нравственно-патриотических чувств с помощью художественного творчества «Вытынанки»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование нравственно – патриотических чувств с помощью художественного творчества : вытынанки
Актуальность темы:
В соответствии с ФГОС дошкольного образования я стремлюсь развивать у детей нестандартное видение прекрасного через элементарную работу с бумагой в технике вытынанка. Вытынанка – один из видов декоративно-прикладного искусства, заключается он в изготовлении ажурных узоров, орнаментов из бумаги. С помощью вытынанок я знакомлю детей с понятиями «народное единство», «волонтерство», «патриотизм», учу их воспринимать прекрасное и доброе, знакомлю с традициями русского народа, формирую основы нравственно-патриотического воспитания.
Публикация «Проект по формированию нравственно-патриотических чувств с помощью художественного творчества „Вытынанки“» размещена в разделах
- Вытынанки
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
В настоящее время возникла серьезная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необходимо воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине, природе родного края, семье, развивать у детей отзывчивость к бедам и проблемам других. Картины в технике вытынанка с сюжетами о Родине, семье, доме постоянно окружают ребенка в группе, привлекая особое внимание. Дети живо и непосредственно реагируют на очертание, цвет и цветовые сочетания картин. Таким образом, использование вытынанок позволяет мне наиболее просто и понятно формировать основы нравственно-патриотического воспитания детей.
Гипотеза: процесс формирования нравственно-патриотических чувств у детей младшего дошкольного возраста станет более эффективным, если развивающая предметно-пространственная среда будет обогащена эстетическими средствами патриотического воспитания (картины о Родине, семье, доме в технике вытынанка).
Использование картин в технике вытынанка является частью реализуемого мной проекта по патриотическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста.
Проект направлен на формирование самого великого, сильного и глубокого чувства - любви к Родине. Чтобы стать патриотом, человек должен ощутить духовную связь со своим народом, принять его язык, культуру. Родная культура, как отец и мать, должны стать неотъемлемой частью души ребенка. Помня об этом, я стремлюсь воспитать у детей любовь и уважение к народам, населяющим нашу страну, к народным традициям, фольклору, к природе.
Цель: систематизировать знания детей о семье, о природе родного края и о родном поселении; формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.
Задачи:
формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному поселению, семье, детскому саду, культурному наследию своего народа;
формировать духовно-нравственное отношение к природе родного края;
дать детям первичные представления о волонтерстве и добровольчестве;
воспитывать толерантное отношение к представителям других национальностей;
воспитывать чувство любви, уважения к своей нации, понимание своих национальных особенностей, чувство собственного достоинства.
Форма и методы педагогического взаимодействия с детьми:
• Беседы, ситуативные разговоры;
• Рассматривание тематических картин (вытынанок);
• Решение проблемных ситуаций;
• Чтение художественной литературы
Участники:
1. Дети младшей группы
2. Воспитатели
Технология использования картин в работе с детьми.
Работа над формированием понятия «Народного единства» у детей младшего дошкольного возраста началась с совместного изготовления плаката «Россия - едина». Для того, чтобы объяснить детям понятие «Народное единство», была создана серия картин, выполненная в технике вытынанка.
Основная картина дает детям представление о границах нашей страны и разных национальностях ее населяющих. Люди разных национальностей, взявшись за руки, оберегают страну.
Затем идет серия картин, дающая представление детям, что же их всех объединяет:
Любовь к Родине;
Любовь к семье;
Любовь к родному дому
Любовь к родной природе;
Желание помочь и защитить слабых и беззащитных (волонтерство и добровольчество);
Мы все ходим мира на земле;
И если кто - то попытается у нас все это отнять, мы все встанем на защиту.
Работа с картинами разбита на блоки, основная картина представлена детям постоянно, остальные меняются в зависимости от темы блока.
Блок «Любовь к Родине»
Цель блока: формировать у детей первые понятия о нашей Родине: название Россия, символах (флаг, герб).
Блок «Любовь к семье»
Цель блока: формировать у детей такое понятие как «семья». О составе семьи: бабушка, дедушка; мама, папа (родители); сын, дочка (дети). О традициях, которые существуют в семье. Также детям даны первоначальные понятия о некоторых национальностях, живущих в России.
Блок «Любовь к родному дому»
Цель блока: формировать у детей представления о малой Родине, о родном доме, поселении, детском саде, о видах домов у разных национальностей России.
Блок «Любовь к родной природе»
Цель блока: формировать у детей нормы поведения в природе, элементарные умения правильного взаимодействия с растениями, и животными, элементарные представления о назначении Красной книги.
Блок «Мы волонтеры»
Цель блока: развивать у детей желание проявлять гуманное, заботливое отношение к более слабым и нуждающимся в помощи, будь то люди или представители животного или растительного мира.
Блок «Мир во всем мире»
Цель блока: формировать у детей понятие «дружба».
Блок «Мы все вместе»
Цель блока: формировать у детей первоначальные понятия об объединении народа страны, на примере Великой Отечественной войны.
Ожидаемые результаты:
Дети познакомятся с народными промыслами нашей Родины;
У детей сформируются такие понятия как : «Народное единство», «Моя семья», «Мой дом», «Моя страна», «Волонтерство» (как помощь слабому);
Дети будут знать символику России (флаг, герб);
Сформируется желание бережно относиться к природе родных мест, любоваться ею;
Повысится интерес к своему поселению;
Будет создана предметно – развивающая среда, способствующая нравственно – патриотическому воспитанию детей.