иришка
Самообразование «Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
«Развитие творчества детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности»
Воспитатель первой
квалификационной категории
Зеренкова Ирина Андреевна
г. Кемерово МАДОУ №219
Публикация «Самообразование „Развитие творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Самообразование, саморазвитие
- Театр, театрализованная деятельность. Самообразование
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
"Театр – искусство прекрасное.
Оно облагораживает, воспитывает человека.
Тот, кто любит театр по - настоящему,
всегда уносит из него запас мудрости и доброты”.
К. С. Станиславский
Актуальность.
Во все времена становления педагогики, проблема развития детского творчества, которая имеет большое педагогическое и социальное значение, была очень важна. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка очень велико. Театр радует детей, наполняет ребенка положительными эмоциями, им нравится общаться играя, они учатся творчески мыслить, делать анализ, ощущать себя в ином мире.
Именно поэтому театрализованную деятельность дети так любят. В театрализованной деятельности происходит эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями, эмоциями, учатся их выражать. Огромное значение театрализованной игры и для речевого развития (диалоги и монологи, выразительности речи). Театрализованная игра дает возможность найти пути к самовыражению и самореализации ребенка, решать многие проблемные ситуации через какого-то персонажа, что значительно легче. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, бороться со страхами, а еще позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь.
Таким образом, театрализованная деятельность развивает ребенка со всех сторон, учит мыслить нестандартно, самому принимать решения и находить выход из любой ситуаций; помогает проявить талант, формирует нравственную позицию по отношению к сверстникам и старшим, а значит, происходит более легкое вхождение ребёнка в сложный социальный мир.
Эта разработка предназначена для детей старшего дошкольного возраста. У детей 5-6 лет жизни уже сформированы основные навыки. В этом возрасте ребёнок может легко оказаться от сиюминутного желания и подчиниться требованию выполнения взятой на себя роли.
Цель — развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.
Задачи:
• Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.
• Познакомить детей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
• Развитие любознательности инициативности, способности к творческому самовыражению.
• Совершенствовать артистические навыки.
• Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.
• Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.
Этапы работы:
1. Изучить книгу «Театрализованные занятия в детском саду» М. Д. Маханева.
2. Изучить журнал «Воспитатель в ДОУ» по теме опыта.
3. Изучить статьи в интернете по теме «Театрализованная деятельность в дошкольном возрасте».
4. Подготовить предметно-пространственную среду с учётом возрастных особенностей детей.
5. Составить перспективный план работы.
Ожидаемый результат:
- в процессе театрализованной игры пополнятся знания детей об окружающем мире;
- разовьются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;
- активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи;
-совершенствуется моторика, координация, плавность, переключаемость, целенаправленность движений;
-стимулируется развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности;
- участие в театрализованных играх доставит детям радость, вызовет активный интерес, увлечет их.
Формы работы с детьми:
• игра
• импровизация
• инсценировки и драматизация
• объяснение
• рассказ детей
• чтение воспитателя
• беседы
• просмотр видеофильмов
• разучивание произведений устного народного творчества
• обсуждение
• наблюдения
• словесные, настольные и подвижные игры.
• пантомимические этюды и упражнения.
Оборудование:
• 1. Театральная ширма
• 2. Разные виды кукольных театров :
• - пальчиковый
• - конусный
• - теневой
• - фланелеграф
• - магнитный
• - масочный
• - варежковый
• - игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)
• 3. Ноутбук, колонки.
• 4. Костюмы
Используемая литература при работе над данной темой:
1. Выготский Л. С. «Обучение и развитие в дошкольном возрасте»
2. Э. Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Москва: «Владос» 2001.
3. А. В. Щеткин «Театральная деятельность в детском саду» Москва: «Мозаика – Синтез» 2007.
4. Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» Программа «Театр – Творчество –Дети». Москва 2002.
5. И. П. Посашкова «Оганизация творческой деятельности детей 3-7 лет». Волгоград 2009
6. Доронова, Т. Н. Играем в театр/ Т. Н. Доронова, - М. : Просвещение. 2005
7. Щеткин, А. В. Театрализовання деятельность в детском саду. / А. В. Щеткин, - М. : Просвещение 2007.
8. М. Д. Маханёва «Театрализованные занятия в детском саду».
Журнал «Воспитатель в ДОУ» :
• «Театрализованная деятельность в работе с детьми раннего возраста» (№6/2010г.)
• «Играем с детьми раннего возраста» (№3/2013г.)
• «Театрализованная деятельность в детском саду» (№6/2009г.)
• «Игры-драматизации в развитии восприятия художественной литературы младшими дошкольниками» (№1/2013г.)
• «Театрализованные игры и упражнения для младших дошкольников» (№4/2009г.)
• «Развитие творческой активности дошкольников средствами театрально-игровой деятельности» (№9/2010г.)
• «Развитие творчества в театрализованных играх» (№11/2012г.)
Месяц Тема, занятие Методические рекомендации Цели и задачи
Сентябрь Волшебный мир театра. Презентация «История возникновения театра» Развивать у детей интерес к театральному искусству.
Познакомить детей с различными видами театра.
Познакомить детей с правилами поведения в театре и профессией актера, который управляет куклами. Расширять интерес детей к активному участию в театральных играх.
«За кулисами» Знакомство с театральными профессиями и их важностью.
Театральные игры Сюжетно-ролевая игра «Театр».
Разнообразный мир театра Показ разнообразия театров (теневой, настольный, кукольный и т. д)
Октябрь Мимика Жесты Упражнения: «Изобрази эмоцию» («Радость»; «Огорчение»; «Гнев»)
«Позови движением»
«Приглашение на танец» Познакомить с основами актёрского мастерства.
Учить передавать эмоциональное состояние персонажа.
Познакомить с темпом и ритмом. Учить чётко, произносить слова и предложения с различной интонацией (вопрос, просьба, удивление, грусть, страх и т. д.).
Развивать пластику движения, речь, логическое мышление, воображение.
Воспитывать интерес к театральной деятельности.
Развиваем умение концентрироваться на предмете и копировать его через движения;
развиваем сценическую раскрепощённость.
Развитие слуха и чувства ритма у детей.
Голос и речевое дыхание Игры и упражнения на опору дыхания: «Птичий двор», «Эхо»
Дыхательная гимнастика:
«Маятник»; «Задуть свечу»;
Пантомима игра «Вьюга»;
упражнения на развитие сенсомоторики;
Слух и чувство ритма. игра «Лиса и волк»;
игра «Ловим комариков»;
игра «Волшебный стул»;
Ноябрь Сценическая пластика
игра «Не ошибись»;
игра «Если гости постучали»;
пальчиковые игры «Бельчата»; Развиваем умение передавать через движения тела характер животных. Развиваем умение владеть собственным телом; управлять собственными мышцами. Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Развиваем умение передавать через движения тела характер животных.
Знакомство с миром чувств и эмоций;
развиваем умение передавать чувства и эмоции, учимся овладевать ими.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию); развиваем воображение; расширяем словарный запас
Расслабление мышц
этюд на расслабление мышц «Штанга»;
игра «Волк и овцы»;
Чувства, эмоции этюд «Отряхнем руки»;
этюд «любимая игрушка»;
этюд «Кривое зеркало»
Культура и техника речи Игры ««Фраза по кругу», «Фантазии о.»
Декабрь Инсценировка шуток-малюток Артикуляционная гимнастика;
Игра «Птицелов»;
пальчиковые игры
Работа над развитием речи, интонацией, логическим ударением.
Формируем правильное четкое произношение (дыхание, артикуляцию, дикцию);
Развиваем воображение; расширяем словарный запас.
Игры и упражнения на создание игровой мотивации.
Знакомство с русскими народными костюмами.
Ай-да ребята! Изготовление настольного театра, с использованием игрушек из киндер-сюрприза
«Чудесное перевоплощение» Беседа с детьми. Ряженье в костюмы. Имитационные этюды. Отгадывание загадок.
«Пойми меня» Отгадывание загадок. Беседа. Игровые упражнения. Загадки, игры
Январь «Ну-ка встанем все в кружок….» игры-импровизации Продолжать учить детей импровизировать; развивать фантазию, мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений.
Показать детям, что каждый человек индивидуален и имеет свои интересы и предпочтения.
Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Одну простую сказку хотим мы…. Рассказываем про любимые игры и сказки
«Волк и семеро козлят» «Волк и семеро козлят» чтение, пересказ.
Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Февраль «А представьте себе…» Подойти к стулу и рассмотреть его, как будто это - королевский трон, цветок, костёр…Передать друг другу книгу, как будто это – бомба, кирпич, хрустальная ваза…Взять со стола нитку, как будто это –змея, горячая картошка, пирожное; Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой;
развивать навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно говорить фразы; развивать воображение.
Организация выставки конкурсных рисунков, награждение победителей;
Развивать правильное речевое дыхание;
Закреплять умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей.
Драматизация Показ сказки «Волк и семеро козлят» для младшей группы.
Рисуем театр Совместная деятельность детей и родителей (конкурс рисунков «В театре»)
«Вечер с бабушкой Загадушкой» Отгадывание загадок. Заучивание скороговорок.
Март Самостоятельная театральная деятельность, Драматизация сказок, настольный и кукольный театр. Развивать воображение, фантазию детей.
Развиваем коммуникативные навыки, актерские способности, уверенность в себе.
Учить передавать образ движениями рук, пальцев.
Закреплять у детей понятие «пантомима»
Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.
Театральные игры «Что изменилось?»
«Поймай хлопок»
«Тень»
«Веселые обезьянки»
«Супер пальчики» «Ладушки, ладушки», «Пальчики гуляют», и т. д
Сочиняем сказку сами. Показ театра на фланели.
Апрель Подготовительный Чтение и пересказ сказки «Гуси-лебеди» Учить связно и логично передавать мысли.
Совершенствовать выразительность мимики, жестов, голоса при драматизации сказки.
Развивать внимание, память, дыхание; воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками.
Подготовительный Изготовление элементов костюмов, декораций, афиш, билетов
Репетиция Подготовка к спектаклю. Заключительная репетиция.
Постановка театра Спектакль «Гуси-лебеди». Показ для родителей.
Май Театрализованные игры Театрализованные игры «Веселые обезьянки», «Поварята», «И я тоже!», «Угадай, что я делаю?». Развитие дикции;
Разучивание новых скороговорок;
Введение понятия «рифма», упражнять в придумывании рифмы к словам.
Развивать способности детей понимать эмоции другого человека и уметь правильно их изобразить.
«Зазеркалье» Передать чувства, эмоции и движения другого человека
У страха глаза велики Чтение, пересказ сказки.
Раз, два, три, четыре, пять – а мы будем сочинять Придумывание рифмы к словам.