Галина Никулкина
Самообразование. Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Самообразование.
Тема : «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»
Составитель:Никулкина Г. В.
Цель: продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности.
Публикация «Самообразование, Тема: „Развитие речи детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Средняя группа
- Темочки
Совершенствование условий для развития мелкой моторики пальцев рук детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Улучшить координацию и точность движений руки, гибкость рук, ритмичность.
2. Улучшить мелкую моторику пальцев, кистей рук.
3. Улучшить общую двигательную активность.
4. Содействовать нормализации речевой функции.
5. Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей дошкольного возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Форма отчё тности:
1. Консультация для родителей.
2. Составить картотеку пальчиковых игр.
Методы и приемы работы:
• Массаж кистей рук.
• пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
• пальчиковые игры со стихами, со скороговорками.
«Активизация речи детей младшего дошкольного возраста»
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них словаря. Это основное условие успешного обучения ребенка, в дальнейшем. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова ребенок выражает свои мысли.
В дошкольном возрасте основной вид деятельности - это игра. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего игрового опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом.
Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самостоятельности в области языка. Они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на мелкую моторику руки. Дело все в том, что развитие ручек ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и точное артикулирование звуков находятся в прямой зависимости.
Чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока-белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Пальчиковые игры - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию речи младших дошкольников.
Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику.
Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребенком.
Герои пальчиковых игр очень нравятся детям. Ползет ли улитка, шевелится краб, чирикает воробушек или кукла Катя варит кашу и подметает пол – все обеспечивает не только веселое общение, помогает снять напряжение или успокоить малыша, отвлечь, но и развивает мелкую моторику и, как следствие, мышление и речь ребенка.
Совокупность движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп и формирует правильное произношение.
В то же время чтение стихов, в частности, потешек с их четким ритмом, помогает улучшить у маленького ребенка координацию движений. А координируя движения мелкой моторики, ребенок совершенствует артикуляционный аппарат, речевое дыхание, осваивает интонацию и ритм речи.
Произносим потешки для пальчиковых игр максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчёркивая отдельные слова, а движения выполняем синхронно с текстом или в паузах.
Для некоторых игр надеваем на пальчики бумажные колпачки нарисованные на подушечках пальцев глазки и ротик.
Развитие мелкой моторики пальцев рук является прекрасным стимулом для речевого и умственного развития.
Пальчик, мальчик
ИП: все пальцы, кроме большого, зажаты в кулак. Большой палец оттопырен.
- Пальчик, мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем – в лес ходил.
(Показать указательный палец.)
- С этим братцем - щи варил.
(Показать средний палец.)
- С этим братцем - кашу ел.
(Показать безымянный палец.)
- С этим братцем - песни пел.
(Показать мизинец.)
Наши пальчики устали
ИП: сидя за столом.
Наши пальчики устали.
(Пошевелить всеми пальцами.)
Долго, долго рисовали.
(Постучать пальчиками друг о друга (мизинец правой руки о мизинец левой, безымянный о безымянный и т. д.).)
Мы немного отдохнём (Поглаживание ладошкой правой руки по левой руке и
И рисовать опять начнём. (Подуть на пальчики.)
В гости к пальчику большому
ИП: все пальцы сжаты в кулак.
В гости к пальчику большому
(оттопырить большой палец)
Приходили прямо к дому:
Указательный
(показать указательный палец)
И средний,
(показать средний палец)
Безымянный
(показать безымянный палец)
И последний
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог. (Показать мизинчик. Затем все пальцы сжать в кулачки и постучать кулачками перед собой.)
Пальцы все друзья, (сжать обе руки в замок)
Друг без друга им нельзя. (Имитация мытья рук.)
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
(Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».)
Дождик
ИП: сидя за столом, кисти рук лежат на столе.
Дождик – дождик,
Полно лить,
Малых детушек
Мочить.
( Постукивать по поверхности стола подушечками пальцев обеих рук: сначала большим пальцем, потом указательным и т. д.)
Народная потешка
Пальчики
ИП: стоя или сидя, руки согнуты в локтях, подняты, пальцы сжаты в кулаки.
Раз-два-три-четыре-пять!
Вышли пальчики гулять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, разогнуть все пальчики.)
Раз-два-три-четыре-пять!
В домик спрятались опять. (Поочерёдно, начиная с большого пальца, согнуть все пальчики. Поднять прямые руки и немного потрясти ими.)
Куд-куда? Куд-куда?
Куд-куда?
Куд-куда?
(Указательным пальцем правой руки загибать пальцы на левой руке, начиная с мизинца.)
Ну-ка, ну-ка
Все сюда.
(Поглаживать ладошкой правой руки согнутые пальцы левой руки.)
Ну-ка к маме под крыло!
Куд-куда вас понесло?
В. Берестов
Наш малыш
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — наш малыш.
(Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.)
Рисунок
ИП: стоя или сидя.
Киска кисточку взяла. (Поднять к плечу согнутую в локте руку.)
Что рисует нам она? (Имитировать рисование, поднимая и опуская руку.)
Это дом с высокой крышей. (Соединить руки над головой – «крыша».)
На крыльцо котёнок вышел.
(Вытянуть ладони перед собой.)
Побежит он по дорожке
К полосатой маме-кошке. («Пробежать» пальчиками по бёдрам.)
Вот зелёная трава. (Пошевелить перед собой пальцами.)
Вот скамейка у пруда. (Положить ладони одну на другую – «скамейка».)
В небе круглая луна. (Поднять руки, соединив указательные и большие пальцы – «луна».)
Видно Кисе спать пора. (Положить ладони под щёчку.)
М. Картушина
Я слепил пять караваев
Я слепил пять караваев (растопырить пальцы на обеих руках и помахать ими перед грудью.)
И несу домой.
Этот – папе,
(указательным пальцем правой руки загнуть мизинец на левой руке.)
Этот – маме,
(указательным пальцем правой руки загнуть безымянный палец на левой руке)
Этот – деду,
(указательным пальцем правой руки загнуть средний палец на левой руке)
Этот – бабе,
(указательным пальцем правой руки загнуть указательный палец на левой руке)
Ну а этот – мой. (Указательным пальцем правой руки загнуть большой палец на левой руке.)
Деревья
Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
(Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы.)
С. Погореловский
Вышли мыши как-то раз
(английская песенка)
ИП: сидя за столом.
Вышли мыши как-то раз (походить всеми пальчиками по столу)
Поглядеть, который час. (Пальчики соединить, приставить к глазам, посмотреть словно в бинокль.)
Раз-два-три-четыре - (загибать пальчики на руках, начиная с мизинцев до указательных одновременно на обеих руках)
Мыши дёрнули за гири. (Кулачками стукнуть по столу.)
Вдруг раздался страшный звон –
(хлопнуть в ладоши перед собой)
Убежали мышки вон. (Пробежаться пальчиками по столу.)
Моя семья
Вот дедушка,
Вот бабушка,
Вот папочка,
Вот мамочка,
Вот деточка моя,
А вот и вся семья.
(Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.)
Ф. Фребель
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
(На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.)
Встали пальчики
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики : «Ура!»
В детский сад идти пора!
(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)
М. Кальцов
Пальчики здороваются
Я здороваюсь везде —
Дома и на улице.
Даже «здравствуй!» говорю
Я соседской курице.
(Кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца. Проделать то же самое левой рукой.)
Здравствуй
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю —
Всех я вас приветствую!
(Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.)
Т. Сикачева
Жук
Я веселый Майский жук.
Знаю все
Сады вокруг,
Над лужайками
Кружу,
А зовут меня
Жу-жу.
(Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны («усы»). Шевелить «усами».)
А. Береснев
Комарик
Не кусай, комарик злой!
Я уже бегу домой.
(Сжать кулачок.
Указательный палец выдвинуть вперед (это — «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ребенка). Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это — «лапки»).)
Идёт коза рогатая
ИП: сидя за столом.
Идёт коза рогатая,
(Выставить вперёд указательный палец, остальные пальцы соединить, приставить ко лбу – «рожки». Покачать головой.)
Идёт коза бодатая.
(Выставить вперёд указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)
Ножками топ-топ,
(Сложить все пальцы в кулак, постучать по столу.)
Глазками хлоп-хлоп.
(Поморгать.)
Кто каши не ест,
(Погрозить указательным пальчиком правой руки.)
Молока не пьёт – (Погрозить указательным пальчиком левой руки.)
Забодает, забодает.
(Выставить вперёд указательный и средний пальцы, остальные пальцы соединить. Поиграть пальчиками перед собой.)
Домик
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
(Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».)
Зайка
Зайка, зайка, где твой хвост?
(хлопки)
— Вот, вот, вот!
(руки за спиной, показать)
Зайка, зайка, где твой нос?
(хлопки)
— Вот, вот, вот!
(показать нос)
Зайка, зайка, лапы где?
(хлопки)
— Вот, вот, вот!
(показать руки)
Зайка, зайка, ушки где?
(хлопки)
— Вот, вот, вот!
(показать ушки)
Ворона
У вороны голова,
(руки на голове)
ва-ва-ва-ва
(4 хлопка)
Клюв и крылья,
(руки у носа, «крылья»)
Хвостик, ноги,
(руки за спиной, топать)
оги-оги-оги-оги
(4 хлопка)
Раз, два, три, четыре, пять
ИП: стоя, руки согнуты в локтях перед грудью. Пальцы сжаты в кулаки.
Раз, два, три, четыре, пять.
(Под счёт педагога раскрывать пальчики по одному, начиная с большого.)
Будем в пальчики играть.
(Постучать пальчиками одной руки по пальчикам другой руки.)
Закрываем и молчок.
(Сжимать пальчики по одному, начиная с мизинцев.)
Сжали пальцы в кулачок.
(Покрутить в воздухе кулачками.)
Ладушки, ладушки
- Ладушки, ладушки!
(Хлопать в ладоши.)
- У бабушки.
- Что вы ели?
- Кашку.
(Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки, затем наоборот.)
Пили простоквашку.
Простоквашка вкусненька,
(Хлопать в ладоши.)
Кашка сладенька.
(Указательным пальцем правой руки делать круговые движения по ладошке левой руки.)
Бабушка добренька.
(Указательным пальцем левой руки делать круговые движения по ладошке правой руки
Зайки, зайки – молодцы
ИП: сидя за столом. Руки лежат на столе. Все пальцы сжаты в кулаки.
Зайки, зайки – молодцы,
Вышли на зарядку
Раз-два, раз-два,
Вышли на зарядку.
(Выдвигать одновременно вперёд указательный и средний пальцы. Спрятать пальцы в кулак. И так далее.)
Зайки – зайки, молодцы,
Делают зарядку.
Раз-два, раз-два,
Делают зарядку.
(Положить кулаки на стол. Выставить указательные пальцы обеих рук, убрать; затем средние, затем безымянные пальцы и т. д.)
Машинка
Заведу мою машину
(«мотор»)
— Би-би-би, налью бензину.
(3 хлопка, топать)
Крепко-крепко руль держу
(«держать руль»)
На педаль ногою жму.
(топать правой ногой)