Елена Долганина
Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти»
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Поэтому процесс речевого развития - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Публикация «Педагогический опыт: „Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти“» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Речевое развитие в ДОУ включает в себя владение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря детей, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, развитие речевого творчества, интонационной культуры речи, знакомство с детской литературой, понимание на слух различных жанров детской литературы. (ФГОС, П. 2.6, С. 10)
Актуальность и перспективность опыта. Актуальность опыта определяется необходимостью расширения форм и методов развития связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи. Опыт работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР, показывает, что у детей данной категории речь недостаточно грамматически и фонетически оформлена, ребёнок понимает обращенную к нему речь, но не может сам правильно озвучить свои мысли, вследствие маленького словарного запаса, затруднено словообразование и словоизменение, неразвита связная речь. Речь детей, как правило, является малопонятной, не эмоциональной. Работая над исправлениями речевых нарушений у детей, педагоги сталкиваются с определёнными трудностями: занятия с логопедом (групповые и индивидуальные, коррекционная работа в вечернее время и дома с родителями необходимы, очевидны и общепризнанны. Но такая деятельность не вызывает интереса у детей, так как предполагает ежедневный и кропотливый труд, требует усидчивости и подчинения требованиям взрослого. Кроме этого, в коррекционной работе, особенно дома, представляется проблематичной организация игровой деятельности. Такие занятия будут малоэффективны без желания самого ребенка. Для более успешного преодоления имеющихся нарушений речи и огромным стимулом для детей является организация совместной творческой деятельности, увлекательной и поучительной, основанной на игре, свободных проявлениях. Именно такой является театрализованная деятельность и театрализованные игры детей. Принимая в них участие, дети разыгрывают стихи, песенки, потешки, мини-сценки, сказки, басни; учатся владеть куклой, игрушкой и всеми доступными видами театра (би-ба-бо, теневой, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, пальчиковый и др.). Театрализованная деятельность пользуются у дошкольников неизменной любовью.
Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое, разностороннее влияние театрализованной деятельности на личность ребёнка позволяет использовать её как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, так как во время неё ребёнок чувствует себя свободно и раскованно. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.
Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Исследование, проведенное А. Г. Арушановой, убедительно показало, что «театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи — словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой культуры».
Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их. На основе изучения психолого-педагогической и методической литературы, можно сделать вывод, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат.
Условия формирования ведущей идеи, условия возникновения, становления опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является широкое использование игровых и театрализованных видов деятельности для развития связной речи детей с общим недоразвитием речи.
Началом опыта работы по теме стало проведение диагностики по определению уровня сформированности связной речи детей. Проанализировав исходную ситуацию (мониторинг, беседы с родителями воспитанников, было выявлено, что у детей с ОНР, не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, моторика, отсутствуют коммуникативные навыки.
После проведенного обследования состояния сформированности связной речи, целью которого было выявление уровня развития связной речи детей с ОНР (Приложение 2, анализ результатов по старшей группе показал, что они в основном соответствуют низкому и среднему уровню сформированности.
Одновременно с диагностированием детей проводилось анкетирование родителей для того, что бы выявить их педагогические знания, проблемы в общении с детьми.
Современные дети живут в мощном потоке информации, живое общение заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.
Многие родители не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления.
По результатам проделанной работы был сделан вывод, что помимо занятий с логопедом, нужно активно привлекать к работе родителей воспитанников, необходимо использовать такие методы и приемы, которые способствовали бы развитию речи детей. Таким методом может послужить театрализованная деятельность. Поэтому в ходе своей деятельности принято решение исследовать эту проблему и создать цикл мероприятий, направленных на развитие связной речи, посредством театрализованной деятельности. Для этого, прежде всего, была изучена теоретическая база по данному вопросу.
Определена цель: Разработать и экспериментально проверить модель развития связной речи детей с ОНР посредством театрализованной деятельности.
Развитие речи детей в дошкольном образовательном учреждении будут эффективными, если:
-определены критерии, показатели и уровень сформированности связной речи детей с ОНР;
-разработана модель воспитания с учётом возрастных особенностей;
-при условии совместного взаимодействия образовательного учреждения и семьи.
Для достижения этой цели определила следующие задачи:
1. Изучить состояние работы по развитию речи детей с ОНР старшей и подготовительной групп.
2. Изучить литературу по данной проблеме.
3. Провести диагностику детей по разделу «развитие речи» в начале года и в конце года.
4. Разработать и апробировать перспективный план работы с детьми и родителями по развитию речи через театрализованную деятельность.
5. Создать картотеку игр, цикл сценариев и спектаклей.
Работа по данной теме осуществляется с помощью проектной деятельности.
Теоретическая база опыта. Интерес к детской речи не ослабевает в течение многих лет. Большой вклад в разработку методики развития речи внесли: К. Д. Ушинский, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, А. А. Леонтьев, М. М. Конина и многие другие.
Развитие связной речи – основная задача речевого воспитания детей. Именно в ней реализуется основная коммуникативная функция языка. Связная речь – высшая форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребёнка – это отмечали в своих работах: Выготский Л. С., Леонтьев А. А., Рудинштейн С. Л. и другие. Овладение связной устной речью – важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Многочисленные исследования показали, что велико значение театрализованной деятельности, как формы обучения, способствующей усвоению, закреплению и систематизации знаний и возможностей использование её в речевом развитии детей дошкольного возраста.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения. Достижение намеченной цели будет успешным, если развитие связной речи дошкольников с ОНР будет осуществляться при создании педагогических условий:
создание предметно - развивающей среды;
создание театрального уголка в группе;
организации систематических занятий по театрализованной деятельности;
организации занятий по формированию связной речи детей через активную практическую, самостоятельную и интеллектуальную деятельность детей родителей и воспитателя.
На первом подготовительном этапе своей работы, была изучена базовая программа дошкольного образовательного учреждения, методический материал, внешние условия игровой среды, способствующие развитию театрализованной деятельности детей с ОНР. (Приложение 1)
Результаты констатирующего диагностического этапа позволили определить следующие этапы работы:
1. Составление перспективного планирования с включением элементов театрализованной деятельности;
2. Пополнение оборудованием (виды театра, атрибутика) образовательной среды;
3. Выработать систему средств театрализованной деятельности для детей;
4. Оптимизировать работу с родителями по данному вопросу с помощью разнообразных методов и приёмов.
Чтобы реализовать главную цель работы и решить поставленные задачи, разработаны перспективный план проведения театрализованных игр и развлечений и досугов с родителями, который включает в себя разнообразные формы и методы (Приложение 2, 3).
В ходе работы составлены и подобраны игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика (Приложение 4).
Разработаны сценарии совместных развлечений и досугов детей и их родителей «Путешествие в сказку», «Весенняя сказка» (приложение№5).
Подготовлены родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6лет», «Театр наш друг и помощник», доклад к родительскому собранию на тему: «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (Приложение 5).
Составлены анкеты для родителей по темам «Речевое развитие ребёнка», «Театральная деятельность детей», «Ваш ребёнок», «Речевое развитие детей». Разработаны памятки для размещения в Уголке для родителей «Игры в слова», «Полезные советы для родителей», консультации «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Театральные игры как средство всестороннего развития ребёнка», «Как интересно провести досуг в кругу семьи», «Что такое театр?», «Развитие речи детей в семье».
Составлена картотека пословиц и поговорок, скороговорок, подборка сказок. (Приложение 6).
На втором этапе работы определены приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса. В организации театрализованных игр широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.
Из словесных методов - рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.
1. Чтение художественных произведений, сказок, стихов. (Приложение 6)
2. Обыгрывание этюдов, театрализованных игр (Приложение 7)
3. Показ сказок в старшей группе: «Заяц- симулянт», «Морозко», «Полянка», театрализованное представление сказки на новый лад «Снежный колобок», кукольный театр «Заюшкина избушка» (Приложение 3)
4. Показ сказок для родителей: «Теремок», «Как собака друга искала».
Театрализованная деятельность в детском саду тесно связана с развитием связной речи детей, что выражается в использовании ряда театральных приёмов. Все методы и приемы используются в комплексе, способствующему развитию внимания, памяти, воображения, творческого воображения.
А именно:
знакомство с литературными произведениями,
этюды,
речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью,
использование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям или обыгрывания,
инсценировка художественных произведений (стихи, небольшие рассказы, сказки).
Подготовка к театрализованной деятельности детей, как правило, проходит в несколько этапов:
-введение в тему, создание эмоционального настроения;
-театрализованная деятельность (в разных формах, где воспитатель и каждый ребёнок имеют возможность реализовать свой творческий потенциал;
- эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.
В целом, использование театрализованной деятельности в целях формирования выразительности связной речи и социально-эмоционального развития ребёнка становится возможным при выполнении ряда условий.
1. Единства социально-эмоционального и когнитивного развития.
2. Насыщение этой деятельности интересным и эмоционально-значимым для детей содержанием.
3. Постепенности и последовательности ознакомления с разнообразными вербальными и невербальными средствами выразительности.
4. Наличия интересных и эффективных методов и приёмов работы с детьми; 5. Совместного участия в данном процессе детей и взрослых (педагогов и родителей).
На основании теоретических аспектов развития связной речи у детей с ОНР посредствами театрализованной деятельности, каждым педагогом-воспитателем детского сада разрабатывается своя методика обучения связной речи посредством театрализованной деятельности, при этом обязательно следует брать во внимание особенности эмоционально-личностного развития каждого ребёнка. Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудиозаписи.
Анализ результативности опыта. В процессе работы был реализован проект «Развитие речи дошкольников с ОНР через театрально-игровую деятельность». По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Повторное диагностирование детей констатировало, что дети показали более высокий уровень сформированности связной речи. По окончанию основного этапа было проведено повторное диагностирование детей и анкетирование родителей.
Диагностирование в конце года подтвердило положительную динамику развития связной речи посредством театрализованной деятельности.
Овладение связной монологической речью является высшим достижением речевого воспитания дошкольников. Оно вбирает в себя освоение звуковой стороны языка, словарного состава, грамматического строя речи и происходит в тесной связи с развитием всех сторон речи лексической, грамматической, фонетической.
Развитие связной речи формируется у детей постепенно, по мере их развития мышления, взросления, а так же индивидуальных особенностей. С помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализации, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях.
В результате разработанного комплекса по развитию связной речи детей было доказано, что благодаря методам театрализованной деятельности, возможно, улучшить степень речевого развития детей.
Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что появилось немало программ воспитания и обучения дошкольников в процессе театрализованной деятельности, что является чрезвычайно актуальным с точки зрения творческого подхода к развитию личности. При этом все рассмотренные в процессе исследования программы и технологии направлены на раскрытие творческого потенциала ребёнка, развитие его коммуникативных способностей, психических процессов, обеспечивают выраженность индивидуальности личности, понимание внутреннего мира посредством театрализованной деятельности. Нам же нужно было показать значение театрализованной деятельности в развитии связной речи у дошкольников с ОНР. На основании проделанной работы доказано значение театрализованной деятельности в развитии связной речи детей с ОНР.
Адресные рекомендации по использованию опыта. Теоретическая значимость педагогического опыта заключается в том, что разработанный в исследовании цикл занятий и методические рекомендации по развитию связной речи средствами театрализованной деятельности у дошкольников с ОНР могут быть использованы в практической деятельности педагогов и специалистов для оптимизации процесса развития речи детей дошкольного возраста.
1. Перспективный план работы с детьми и работу с родителями старшей группе.
2. Игры на развитие речи, пальчиковую, артикуляционную и дыхательную гимнастику.
3. Выступление на педсовете по развитию речи детей, где представила сообщение из опыта работы «Театрализованные игры по художественным произведениям, как средство развития речи детей дошкольного возраста.
4. Презентация "Роль театрализованной деятельности в развитии связной диалогической и монологической речи у детей дошкольного возраста" .
Приложения, иллюстрирующие основные формы и приемы работы с воспитанниками. В приложении содержится практический материал: (перспективное планирование, сценарии и игры, …. консультации для родителей) для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности.
Представленные материалы предназначены для воспитателей и специалистов групп компенсирующей направленности.
1. проект «Развитие речи дошкольников через театрально-игровую деятельность»
2. - разработка перспективного планирования по развитию связной речи детей с ОНР;
3. - разработка занятий;
4. - разработка картотеки различных видов театрализованных игр;
5. - консультации для педагогов и родителей по направлению работы;
6. -фотоматериалы из опыта работы.
Предлагаемый опыт может использоваться как молодыми специалистами, так и педагогами со стажем. Он не является материалом, который необходимо в обязательном порядке внедрять в свою практику. Каждый творческий педагог может распорядиться им по своему усмотрению: внести свои замыслы и задумки, пополнить его своими творческими находками.
www.maam.ru