Виктория Каргина
Самообразование по теме «Дидактические игры как способ развития речи у детей в младших группах» (часть1)
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности»
Актуальность темы:
• Актуальность темы: Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Темочки:
- Дидактические игры
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Развитие речи. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка. А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих. Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ. Исходя из этого, проблема развития речи является одной из актуальных.
• Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста.
• Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру.
Задачи:
• повысить собственный уровень знаний путём… (изучения необходимой литературы, посещения МО, самообразования, выхода на интернет-сайты);
• повысить компетентность родителей в вопросе влияния дидактических игр на развитие речи детей дошкольного возраста.
• обогатить предметно-развивающую среду группы
• подготовка консультаций для родителей по данной теме
• изготовление папок-передвижек
• составление картотек дидактических игр по развитию речи
• создание «Педагогической копилки» (картотека дидактических игр, Артикуляционной гимнастики, пальчиковых физминуток и гимнастики, сборник консультаций)
• обобщение и распространение передового педагогического опыта по теме самообразования.
• укрепить связи между детским садом и семьёй.
Методы работы: словесные, наглядные, практические, игровые.
Принципы:
• Принцип комплексного подхода к организации коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип единства диагностики и непосредственного коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип сотрудничества между воспитателями детьми и родителями
• Принцип учёта интересов всех участников коррекционно-педагогического процесса.
• Принцип дифференцированного подхода к дошкольникам в процессе воспитания у них правильной речи.
Ожидаемые результаты:
Для детей :
1. Повышение уровня развития речи у детей.
2. Умение обратиться за помощью к взрослым.
3. Развитие мелкой моторики.
4. Развитие познавательной активности, творческих способностей.
5. Умение самостоятельно играть в игры.
Для воспитателя:
1. Новые знания о развитии речи детей.
2. Желание работать в этом направлении.
3. Повышение самообразования.
4. Укрепление отношений с родителями.
Для родителей:
1. Сближение с детьми и педагогами.
2. Интерес к событиям, происходящим в детском саду.
Вид деятельности:
1. Самостоятельная деятельность педагога.
2. Составить перспективный план работы по развитию речи детей дошкольного возраста посредством дидактической игры.
3. Подобрать методический материал по изготовлению дидактических игр.
4. Пополнять и обновлять уголок дидактических игр в группе
5. Проведение занятий по развитию речи : «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные и их детёныши», «Птицы», «Овощи и фрукты», «Времена года» и т. д.
6. Разработка дидактических игр : «Где то живет?», «Кто чем питается?», «Кто где обитает?», «Четвертый лишний», «Дикие и домашние животные», «Варим суп и компот», «Продолжи ряд», «Посади божью коровку на листок» и т. д.
7. Создание картотеки дидактических игр.
8. Изготовление атрибутов к дидактическим играм.
Этапы работы над темой:
1 этап – подготовительный: Связан с теоретическим обоснованием проблемы и включает изучение и анализ философской, педагогической, психологической литературы по вопросам «развитие речи дошкольников через дидактическую игру». Полученный материал позволит определить проблему, цель объекта, предмет и задачи исследования, сформировать рабочую гипотезу, определить педагогические подходы к решению проблемы, разработать его теоретическую модель.
2 этап – практический: Проводить опытно-экспериментальную работу на базе МБДОУ №6 города Пролетарска.
3 этап – итоговый: Осуществлять систематизацию и обобщение данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы и оформление материалов по самообразованию.
План работы по самообразованию
Тема: «Дидактические игры как способ развития речи у детей в младших группах» Подготовила Каргина В. Б. МДОУ № 6 «Улыбка»
План работы над темой.
Раздел 1. Организационно-ознакомительный этап. Теоретическое исследование (с01___10___2020__г. по _13___01___2021_г.).
Определение целей и задач работы над темой.
• Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессиональной компетентности по вопросу развития речевой системы у детей младшего дошкольного возраста.
• Продолжение развития мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Совершенствование условий для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста, объединить усилия педагогов и родителей в работе по речевому развитию детей, развивать связную, выразительную речь детей через игру.
Задачи:
• Изучить и проанализировать теоретическую литературу по проблеме формирование словаря у детей раннего возраста через дидактические игры.
• Способствовать развитию активной речи, эмоциональной речи, способствующее общению со сверстниками, родителями через дидактические игры;
• Сделать выводы и составить консультации родителям.
Планирование работы по самообразованию. (с_01___10___2020_г. по. 01__09___2021_г.).
Подбор и изучение методической литературы по теме (с01. 10___2020__г. по 13___01___2021_г.).
1. Васильева Л «Развитие речи. Вторая младшая группа» изд. «Мозайка – Синтез» 2010г.
2. Губанова Н. Ф «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика- Синтез» 2012г.
3. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М. : Дрофа, 2011 г.
4. Козлова С, Куликова Т «Дошкольная педагогика» М. : Академия, 2010г.
5. Козлова С. А. «Дошкольная педагогика» -М: Дрофа. -2013 г.
6. О. С. Ушакова «Развитие речи дошкольников»- М. : Академия, 2012г
7. О. С. Ушакова, Е. М. Струнина «Развитие речи детей 3-4 лет» изд. Вентана-Граф-2012г.
8. Петрова Т. И., Петрова Е. С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» -М:
Школьная Пресса. 2013г
Периодические издания
9. И. А. Бодраченко Журнал «Современное дошкольное образование» №3, 2010 г.
10. В. Гербова. Журнал «Дошкольное воспитание» №8 2013г.
11. О. Ушакова, Л. Щадрина. журнал «Дошкольное воспитание» №2 2012г.
12. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. —— 3-е изд., испр. и доп. — М. :
13. Мозаика-Синтез, 2005. – 208 с. (https://pedlib.ru/Books/6/0114)
14. Международный образовательный портал https://www.maam.ru/
15. Швайко Г. С. ’Игры и игровые упражнения для развития речи’ Автор : Швайко Г. С. Под ред. В. В. Гербовой