Наталья Черникова
Дидактические игры для сенсорного развития детей
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для сенсорного развития детей
Проблема формирования сенсорных эталонов детей в истории педагогики всегда занимала достойное место, этой проблемой занимались такие учёные как, Е. З. Безрукова, В. В. Богусловский, Б. Н. Блехер, А. А. Венгер, А. В. Запорожец, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, Ф. Фребель и др. Эта проблема остается актуальной и в современной специальной дошкольной педагогике. Знание системы сенсорных эталонов составляет фундамент общего умственного развития ребёнка.
Публикация «Дидактические игры для сенсорного развития детей» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2015
В новых условиях развития общества, от умения правильно организовать чувственное и рациональное познание на разных возрастных периодах зависит дальнейшее полноценное развитие. Поэтому именно сенсорное развитие является чрезвычайно важной проблемой воспитания и образования.
С целью формирования у детей младшего дошкольного возраста сенсорных эталонов я стараюсь обогащать предметно-развивающую среду. Пособия и дидактические игры изготавливаю своими руками из бросового материала.
Хочу представить новые развивающие игры:
Дидактическое пособие «Вкладыши»
/рекомендовано для детей раннего возраста и для индивидуальных занятий с детьми младшего дошкольного возраста/
Задачи:
- формировать умение сопоставлять предметы по цвету, правильно называть цвет;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Основа – коробка, обклеенная цветной самолеящейся бумагой. Верхняя поверхность разделена на 4-е части и обклеена основными цветами: красным, жёлтым, зелёным и синим цветами. Дополнением служат стаканчики из-под йогурта, обклеенные также цветной самоклеящейся бумагой соответствующих цветов. Сверху в стаканчиках крышка, сделанная из потолочной плитки в тон стаканчика. Чтобы стаканчик удобно было брать, в крышке крепится петля, сделанная из резинки. В верхней поверхности коробки сделаны отверстия по диаметру стаканчиков.
Ход игры:
Воспитатель предлагает рассмотреть детям коробку с отверстиями, а рядом цветные стаканчики. Побуждает заполнить отверстия, правильно подбирая стаканчики по цвету. По ходу выполнения задания дети называют, стаканчики какого цвета они берут.
Дидактическое пособие «Волшебный цветок»
Задачи:
- формировать умение сопоставлять предметы по цвету и форме, правильно называть цвет, геометрическую форму;
-развивать мелкую моторику рук, координацию движений.
Игровое поле сделано из старой виниловой пластинки. На нём изображён волшебный цветок. Лепестки изготовлены из потолочной плитки и обклеены цветной самоклеящейся бумагой. Лепестки полностью не «раскрашены». Детали представлены в виде геометрических форм, сделаны также из потолочной плитки.
Ход игры:
Воспитатель приглашает детей рассмотреть цветок, сообщает, что цветок необычный, сказочный – у него разноцветные лепестки. Побуждает детей назвать цвет лепестков.
1 вариант игры:
Все вместе обращают внимание, что лепестки с отверстиями. Побуждает назвать формы отверстий: круглая, квадратная, треугольная. Затем просит помочь заполнить отверстия на лепестках соответствующими деталями. Дети подбирают деталь, называют её форму: круг, квадрат и треугольник и цвет. Можно добиваться у детей, чтобы они называли цвет и форму, например: красный квадрат или жёлтый треугольник. Все вместе проверяют, правильно ли подобраны детали. В конце игры можно снова назвать цвет лепестков.
2 вариант игры:
Лепестки цветка заполнены деталями, но цвет деталей подобран неправильно. Воспитатель предлагает детям найти и исправить ошибку. Дети называют цвет и форму детали, которая не соответствует цвету лепестка, и подбирают деталь правильно, указывая её цвет и форму.
Дидактическое пособие «Домик для животных»
Задачи:
- закреплять знание цвета;
- формировать умение различать диких и домашних животных, домашних птиц, правильно их называть;
-развивать ориентировку в пространстве, координацию движений.
Игровое поле выполнено из потолочной плитки, балконы сделаны из спичечных коробков. Они обклеены цветной самоклеящейся плёнкой. Для игры подобраны картинки животных.
Игровые задания по ходу игры могут быть самые разнообразные:
"Размести на балкончиках красного цвета (жёлтого, зелёного) домашних животных",
"Размести домашних птиц на самых нижних (самых верхних) балкончиках. Какого они цвета"
"Размести диких животных под балкончиками (над балкончиками) жёлтого цвета. Какого цвета эти балкончики"
Можно придумать ещё множество игровых заданий:
"Разложи предметы по цвету"
"Найди ошибку и исправь её"