Черепанова Eлена
Нравственно-патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС»
Цель: Повышение профессиональной компетентности с систематизирование знаний по вопросам нравственно – патриотического воспитания дошкольников в условиях ФГОС
Задачи для педагога:
- повысить свой теоретический и научно – методический уровень через подборку и изучение методической литературы;
- разработать консультации и папки- передвижки для родителей;
Публикация «Нравственно-патриотическое воспитание старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- разработать план работы по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников;
- пополнить предметно-развивающую среду;
- подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
- создать картотеку игр по данной теме;
- провести самоанализ и подготовить отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране.
4. Воспитывать патриотизм, уважение к культурной прошлой России
5. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики
Задачи для родителей:
• Создать в семье благоприятные условия для нравственно- патриотического развития ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду.
Выход темы:
• Оформление папки-передвижки на темы: «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина», «Это радость со слезами на глазах».
• Консультации для родителей: «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи». «Маленький гражданин России».
• Изготовление картотеки нравственно-патриотических игр.
• Подведение итогов самообразования.
Пояснительная записка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к родной улице, к родному поселку (городу) и родной стране. Наиболее сложной является работа по воспитанию любви к родному поселку (городу) и родной стране. В чем проявляются патриотические чувства у детей дошкольного возраста? Как дошкольник может эти чувства выразить? К чему должен стремиться воспитатель?
Потенциал дошкольного возраста как периода формирования личности уникален. И дело даже не в том, что именно в этом возрасте можно эффективнее развивать возможности личности, а в том, что в более поздних периодах эти возможности утрачиваются и упущенное в дошкольном детстве наверстать в школе чаще всего не удается. А ведь именно от того, как ребенок воспримет окружающий его мир в детстве, в большей степени зависят его школьные годы, а в дальнейшем жизненные успехи взрослого человека.
Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному поселку (городу) у него проявляются в чувстве восхищения своим поселком (городом). Воспитание патриотизма невозможно также без формирования чувств: удовлетворения и привязанности к месту рождения и жительства, определенному кругу людей, которое расширяется и углубляется от встреч и общения с другими взрослыми: жителями дома, поселка, работниками образовательной школы и детской школы искусств, библиотеки, музея, при знакомстве с местными достопримечательностями. Чтобы у ребенка сформировалось чувство любви к родному поселку, необходимо: воспитывать положительное отношение к тем местам, где он родился и живет, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях родного края, людях-первооткрывателях, культуре, истории и окружающей природы. Психологи утверждают: нравственные качества не могут возникнуть путем естественного «созревания». Их развитие и формирование осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий в которых живет ребенок. Именно эти чувства необходимо вызвать в процессе работы по ознакомлению детей с родным поселком.
Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их посёлок – это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свой народ, свою страну должно сочетаться с формированием отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности.
Проанализировав, рекомендуемый объем знаний и умений детей по нравственно-патриотическому воспитанию данной программы, встала задача, как, не перегружая детей учебными занятиями, сделать нравственно-патриотическое воспитание не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы
Актуальность
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», ориентированная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. В связи с этим заметно активизировалась работа исследователей и дошкольных образовательных учреждений, одна за другой стали проводиться научно-практические конференции по вопросам патриотического воспитания детей.
Дошкольник должен, сориентирован на:
• патриотизм - любовь к, своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству;
• социальную солидарность – свобода личное и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедание.
Таким образом, применительно к ребенку дошкольного возраста определяется, как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного посёлка, района, города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Образовательная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Большое значение, в патриотическом воспитании, имеет активная разнообразная деятельность дошкольников, так как быть патриотом – это не только знать и любить свою страну, но и активно работать на её благо. Для этого используют различные формы работы.
Формы работы с детьми:
1. беседы;
2. игры;
3. чтение художественной литературы;
4. праздники, развлечения, викторины;
5. и, конечно же, основная форма работы – непосредственно образовательная деятельность (различного рода познавательные занятия, изучение государственных символов Российской Федерации, получение детьми знаний о расположении, климате родного города, о его истории).
Методы работы с детьми:
• обустройство патриотического уголка в группе;
• организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок;
• организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы);
• чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
Ожидаемый результат.
Развитие интегративных качеств, соответствующих возрасту «Имеющий первичные представления о себе, семье, государстве, малой Родине, мире и природе»;
Домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду; дорожить своей семьей, домом; с удовольствием идти в детский сад);
Место работы родителей (иметь представление о значимости их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; иметь посильные трудовые обязанности дома, в детском саду, нести ответственность за их выполнение);
Место проживания: посёлок, район, город, область; предприятия родного посёлка и их значимость; символику посёлка, достопримечательности; крупные города области, а также находить их на карте; природоохранные мероприятия;
Свою нацию, язык, традиции (должны гордиться своим народом, его достижениями); столицу нашей Родины – Москву (знать историю, достопримечательности, несколько крупных городов страны и показывать их на карте России, флаг, герб, гимн России);
Представителей других национальности, населяющих нашу Родину (уважать их культуру и традиции);
Природу родных мест, флору и фауну (необходимо научиться любоваться природой, бережно относиться к ней);
Название планеты, на которой мы живем.
План работы на 2020-2021 учебный год.
Месяц Вид деятельности
Сентябрь • Подбор и изучение литературы
• Разработка плана.
Октябрь • Оформление картотеки нравственно-патриотических игр.
• Посещение Краеведческого музея пгт. Чернышевск.
• Конкурс рисунков: «Необычные экспонаты». (Что больше всего запомнилось детям в музеи).
• Консультация для родителей «Патриотическое воспитание ребенка начинается с семьи».
Ноябрь • Экскурсии по родному городу. (*Презентация). Знакомство с символикой посёлка, достопримечательностями.
• Беседа по теме: «Моя малая Родина- Чернышевск- история родного города», «Улица, на которой я живу».
• Выставка рисунков на тему: «Мой дом», «Моя улица».
• Оформление папки-передвижки для родителей «Нравственно патриотическое воспитание. Моя малая Родина».
• Сбор иллюстраций с видами поселка, оформление фотоальбома «Мой любимый поселок», («Как красиво в нашем городе», «Фонтаны города», «Предприятия, где работают наши родители», «Магазины в городе»).
Декабрь • Ознакомление с русскими народными сказками (Беседа, чтение сказок, театрализация, рисунки на эту тему).
• Ознакомление с русскими традиционными народными играми.
Январь • Оформление альбома «Страна моя огромная» (пополнение представителей других национальности, населяющих нашу Родину, знакомство с их культурой и традициями).
• Беседа: «Ознакомление с обычаями и традициями русского народа. Ознакомление с традиционными блюдами России».
Февраль • Консультация для родителей «Маленький гражданин России».
• Беседа на тему: «День защитника отечества» (история появления праздника).
• Консультация для родителей «День защитника отечества и ребенок».
• Беседа: «Они защищали Родину» (рассказать о героях войны, героях России, родившихся в Забайкальском крае)
• Выставка детского творчества, приуроченная к 23 февраля.
Март • Конкурсы рисунков детей и родителей «Я гуляю по городу с мамой и папой».
• Оформление альбома «Символы России», «Моя страна».
Апрель • Оформление картотеки «Стихи о Родине». Заучивание стихов о родном крае.
• Презентация на тему: «Мы первые в космосе!»
• Беседа о великих русских космонавтах и летчиках.
• Выставка творческих работ на тему «Космос».
Май • Оформление папки-передвижки/стенгазеты для родителей «Это радость со слезами на глазах».
• Выставка детского художественного творчества: «День победы».
• Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы
• Подведение итогов самообразования.